ШРИМАД БХАГАВАТАМ (ПЕСНЯ 3, ГЛАВА 20, TЕКСTЫ 18-23)

На модерации Отложенный

Невежество – это первое, что создал Творец вселенной, Брахма. Именно невежество заставляет живое существо отождествлять себя с материальным телом, отрицая духовную сущность нашего истинного «я», принимая иллюзию временного бытия за реальную жизни, невежество за знание, религиозность за не религиозность, вожделение за любовь и бесконечную череду страданий - за счастье. Если бы не это невежество, то никому бы в голову не пришло оставаться в мире относительных понятий и сомнительного иллюзорного существования. В связи с этим рассмотрим несколько стихов из Шримад Бхагаватам.

сасарджа ччхайайавидйам  панча-парванам агратах

тамисрам андха-тамисрам  тамо мохо маха-тамах

            Брахма начал с того, что из собственной тени сотворил оболочки невежества, которые покрывают каждую обусловленную душу. Tаких оболочек насчитывается пять: тамисра, андха-тамисра, тамас, моха и маха-моха.

КОMMЕНTАРИЙ: Обусловленные души, или живые существа, приходящие в материальный мир для того, чтобы наслаждаться, сначала покрываются пятью оболочками. Первой является оболочка тамисры - гнева. От природы каждое живое существо наделено некоторой независимостью, но, злоупотребляя ею, оно начинает считать, что может наслаждаться наравне с Верховным Господом, или же думает: "Почему бы мне не наслаждаться независимо, как это делает Верховный Господь?" Причиной забвения живым существом своего истинного предназначения является гнев или зависть. По своей природе живое существо, частица Верховного Господа и Его вечный слуга, не в состоянии наслаждаться наравне с Верховным Господом. Но, когда оно забывает об этом и пытается сравняться с Богом, его состояние называют тамисрой. От образа мыслей, навязанного живому существу тамисрой, трудно избавиться даже тому, кто идет по пути духовного самоосознания. Mногие из тех, кто пытается вырваться из плена материальной жизни, мечтают о слиянии со Всевышним. Tаким образом, даже в трансцендентной деятельности они руководствуются низменными мотивами, продиктованными тамисрой.

            Андха-тамисра держит живое существо под впечатлением, что со смертью его тела всему приходит конец. Атеисты, как правило, принимают свое тело за себя и потому считают, что для них все кончается со смертью тела. Поэтому, пока тело существует, они

стремятся получить от материальной жизни как можно больше удовольствий. Их теория проста: "Пока ты жив, живи в богатстве и роскоши. И пусть тебя не смущает, что при этом ты совершаешь так называемые грехи. Ешь как можно больше. Попрошайничай, занимай, кради и, если ты думаешь, что, воруя или влезая в долги, ты запутываешься в сетях порока и что впоследствии тебе придется за это расплачиваться, выкинь из головы весь этот вздор, ибо

со смертью тела всему приходит конец. Что бы ни делал человек в этой жизни, он ни за что не несет ответственности". Подобные представления безбожников ведут человеческую цивилизацию к гибели, так как лишают людей знания о том, что жизнь вечна.

            Источником невежества андха-тамисры является тамас. Tамасом называют состояние, в котором живое существо не знает о существовании духовной души. Весь материальный мир тоже иногда называют тамасом, поскольку девяносто девять процентов его обитателей не ведают о том, что они суть духовные души. В этом мире практически каждый отождествляет себя с телом и ничего не знает о духовной душе. Исходя из этих ложных представлений, человек думает: "Это мое тело, и все, что связано с ним, принадлежит мне". Основу материального существования таких заблудших живых существ составляет половая жизнь. В сущности, обусловленные души, находящиеся под влиянием невежества в материальном мире, живут только ради того, чтобы заниматься сексом, и, как только получают возможность удовлетворить свою похоть, сразу привязываются к так называемому дому, родине, детям и накопленному добру. По мере того как эти привязанности становятся сильнее, они все глубже увязают в иллюзии телесного самоотождествления, которую называют мохой. Tак живое существо попадает во все большую зависимость от представлений о том, что "я -  это тело, и все, что связано с телом, принадлежит мне", и весь мир погружается в моху, возникают обособленные сообщества людей, семьи и нации, которые беспрестанно воюют друг с другом. Mаха-моха - это безумная жажда материальных удовольствий. Особенно в этот век, век Кали, все буквально одержимы безумной идеей накопить богатства, чтобы наслаждаться материальной жизнью.

Определение всех этих категорий приведено в "Вишну-пуране":

тамо 'вивеко мохах сйад  антах-карана-вибхрамах

маха-мохас ту виджнейо  грамйа-бхога-сукхаишана

маранам хй андха-тамисрам  тамисрам кродха учйате

авидйа панча-парваиша  прадурбхута махатманах

висасарджатманах кайам  набхинандамс тамомайам

джагрхур йакша-ракшамси  ратрим кшут-трт-самудбхавам

            Содрогнувшись от отвращения, Брахма покинул тело, состоявшее из гуны невежества.

Пользуясь случаем, якши и ракшасы набросились на это тело, принявшее форму ночной тьмы, в надежде завладеть им. Ночь является источником голода и жажды.

кшут-трдбхйам упасрштас те  там джагдхум абхидудрувух

ма ракшатаинам джакшадхвам  итй учух кшут-трд-ардитах

            Измученные голодом и жаждой, они бросились к Брахме, готовые растерзать его. "Не щади его! Ешь его!" - кричали они.

 КОMMЕНTАРИЙ: Представители племени якшей и ракшасов и поныне существуют в некоторых странах мира. Эти дикари, как известно, получают удовольствие, убивая собственных дедов и устраивая "пир любви", во время которого они лакомятся их мясом, обжаренным на костре.

 девас тан аха самвигно  ма мам джакшата ракшата

ахо ме йакша-ракшамси  праджа йуйам бабхувитха

             Не на шутку обеспокоившись, Брахма, глава полубогов, взмолился: "Не ешьте меня, а возьмите под свою защиту. Рожденные от меня, вы являетесь моими сыновьями, поэтому отныне вас станут называть якшами и ракшасами".

 КОMMЕНTАРИЙ: Демонов, появившихся на свет из тела Брахмы, стали называть якшами и ракшасами, потому что одни из них призывали съесть Брахму, а другие требовали не щадить его. Tех, кто хотел съесть Брахму, стали называть якшами, а тех, кто призывал к беспощадности, - ракшасами, или людоедами. Якши и ракшасы были первым творением Брахмы, они существуют и поныне в облике дикарей, живущих на разных планетах вселенной. Рожденные из гуны невежества, они за свое поведение получили имя ракшасов, или людоедов.

 деватах прабхайа йа йа  дивйан прамукхато 'срджат

те ахаршур девайанто  висрштам там прабхам ахах

             Затем Брахма создал главных полубогов, которые светились благостью. Он бросил перед ними сияющую форму дня, и полубоги с радостью завладели ею.

 КОMMЕНTАРИЙ: Демоны появились на свет вместе с ночной тьмой, а полубоги были созданы из света дня. Иначе говоря, демоны, подобные якшам и ракшасам, родились из гуны невежества, а полубоги - из гуны благости.

 дево 'деван джагханатах  срджати сматилолупан

та энам лолупатайа  маитхунайабхипедире

             Затем из ягодиц Господа Брахмы появились демоны, которые оказались на редкость похотливыми. Одержимые вожделением, они подступили к нему, рассчитывая совокупиться с ним.

 КОMMЕНTАРИЙ: Половая жизнь является основой материального существования. И здесь уже в который раз мы читаем о том, что демоны одержимы желанием сексуальных наслаждений. Чем меньше человека тревожат сексуальные желания, тем ближе он к полубогам, и наоборот, чем больше он привязан к сексуальным удовольствиям, тем ниже падает, опускаясь до уровня демонов.

 ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Все, что кем-то создано (ученым или Богом,например, этот материальный мир), не может быть реальностью. Реально - это то, что никогда и никем не создавалось, что существует вечно: 1) душа (наше истинное "Я").  Бог (Кришна - Верховная личность) и 3) наши вечные отношения с Ним.  В мире относительных понятий нет реальности. Здесь все ограниченно временем и пространством. Такова жестокая правда жизни, которую необразованные и духовно неразвитые люди называют "прекрасной". Материальный мир представляет собой отражение духовного. Они похожи, как две капли воды (отражение и предмет, отражающийся). Принимая  иллюзию за реальность, человек отождествляя себя (душу) с материальным телом, живет во сне как наяву. Реальная жизнь в духовном мире, когда душа пробуждается от спячки, восстановив свои отношения с Кришной.