Сценарий «Соляриса» писался на Звёздном бульваре

Сценарий «Соляриса» писался на Звёздном бульваре
http://www.zbulvar.ru/news/detail.php?ID=154412


Фильм «Солярис» стал третьей работой Андрея Тарковского. Первая — «Иваново детство» — принесла Золотого льва Венецианского фестиваля. Эта победа имела солидное материальное подкрепление — семья получила двухкомнатную квартиру на улице Чкалова (ныне Земляной вал). Но уже вторая картина режиссёра, «Андрей Рублёв», в 1966 году легла на полку и своей премьеры дожидалась 20 лет.


После этого Тарковский написал сценарий по роману польского писателя Станислава Лема «Солярис». В то время он с женой Ларисой Кизиловой жил у её родственников на Звёздном бульваре. Об этом и последующих периодах жизни режиссёра в Москве «Звездному бульвару» рассказала его сестра Марина Тарковская — киновед, автор книг о семье «Осколки зеркала», «Теперь у нас новый адрес…».


— Марина Арсеньевна, как сложилось, что, имея собственную квартиру, брат жил у родственников жены?


— Андрей имел право на счастье — выбирать и строить свою жизнь так, как хотел. К сожалению, не всё получилось. Это его трагедия, а не вина. Он ушёл от Ирмы Рауш, оставив первой жене с сыном квартиру. На Звёздном бульваре в доме № 4 они с Ларисой Павловной жили в конце 60-х. Тогда, в 1968-м, он как раз приступил к сценарию «Соляриса». Станислав Лем приехал в Москву. Почти два месяца они согласовывали сценарий, и в конце концов писатель уехал недовольный. А, увидев картину, он полностью разочаровался: мол, это, скорее Достоевский, а не то, о чём он писал. Больше они не общались. А новая семья Андрея вскоре обосновалась в Орлово-Давыдовском переулке.


— Это туда к нему в гости приходили Марчелло Мастрояни и Карло Понти?


— Да. Брат с женой жили на последнем этаже дома, где постоянно протекала крыша. Мебели почти не было. Хозяева решили создать восточный антураж. Заняли у кого-то ковёр, разложили подушки. Лариса Павловна была искусной кулинаркой и приготовила очень вкусные восточные блюда. Необычности прибавляли расставленные по квартире тазики и вёдра, куда с потолка капала вода.


— Быта, как многие великие, ваш брат чурался?


— Нет, от отца Андрей унаследовал дар чинить, латать, мастерить. Своими руками на даче построил баню, сарай. Андрей умел скрасить скудную жизнь советского человека.


— А что занесло Андрея Тарковского в Институт востоковедения, что в Ростокинском проезде?


— После школы кто-то из друзей увлёк брата этим институтом. Андрей, к нашему удивлению, поступил. Сохранилось несколько тетрадных страниц с очень красивыми арабскими словами, написанными вязью, и работа по французскому языку.




Но его терпения хватило на полтора года: брата увлекли джаз, стиляги, прогулки по «Бродвею» (так в народе называли современную Тверскую — тогда улицу Горького), ходил в Центральные бани, подстригался в «Метрополе».

Он был настолько открыт и бесхитростен в своём эгоизме, что никто ему не мог отказать. На мою долю выпало одно неприятное дело — обойти с «бегунком» кафедры и библиотеку, чтобы получить документы исключенного брата.


— ВГИК уже другая история?


— Это его судьба. Тогда улица Вильгельма Пика, на которой стоит нынешний университет, была 3-м Сельскохозяйственным проездом. Мы жили в Замоскворечье. Андрей садился на «Павелецкой» или «Серпуховской». На «Таганской» к нему присоединялся мой будущий муж, его однокурсник Саша Гордон. Выходили они на станции «Ботанический сад», которая теперь называется «Проспект Мира», садились на троллейбус № 48 и ехали в институт. За время учёбы в его зачётке только три четвёрки, остальные — пятёрки.


— Идею фильма «Андрей Рублёв» предложил Василий Ливанов, который хотел сыграть главную роль. Тарковский идею подхватил, но в картину Ливанова не позвал. Как так получилось?


— Василий Ливанов уехал на съёмки фильма «Неотправленное письмо». Поэтому сценарий Тарковский и Кончаловский написали без него. Василий Борисович — выдающийся актёр, но так сложилось, что Рублёва сыграл никому не известный Анатолий Солоницын. Когда я впервые увидела этого человека на проходной Мосфильма, то почему-то сразу поняла, что он идёт на пробы к Андрею. Меня поразило его лицо — оно буквально излучало свет.


-А почему в «Зеркале» Тарковский предпочёл снять не Марину Влади, а Маргариту Терехову?


-Возможно, Андрей заведомо знал, что Влади не будет играть. На него тогда справедливо обиделись и Влади, и Высоцкий. Ведь помощники Андрея о своём решении Марине даже не сообщили. Но она прекрасная, удивительная женщина: когда брат тяжело заболел, сделала всё возможное, чтобы ему помочь — во Франции его лечил её муж, профессор-онколог.


— Пишут, что «Сталкер» стоил жизни рано ушедшим Кайдановскому, Солоницыну, самому Тарковскому. Вы верите в мистический след созданной режиссёром «Зоны»?


— Фильм снимали на электростанции под Таллином. Тогда она стояла полуразрушенная. Рассказывали, что выше по течению стояла целлюлозная фабрика, с которой в реку регулярно сбрасывали отходы, отчего на поверхности плавала загадочная пена. Так родилась история о том, что некоторые участники съёмок впоследствии заболели и умерли. Честно говоря, я в неё не верю.

Виталий ЛЕСНИЧИЙ