КАК ОБУЗДАТЬ АВТОТЕРРОР? – ТРИ МИЛЛИОНА ДОБРЫХ ДЕЛ!
Пора бы всем привыкнуть к мысли, что любые предостережения делаются не из праздного удовольствия и не ради того, чтобы насолить кому-либо. Везде присутствует фактор строгой необходимости на грани жизни или смерти. И в указанных словах отнюдь нет преувеличения. Подобно нервозно мигающей красной лампочке, символизирующей сигнал тревоги, в последнее время в ТВ-эфире звучат назидательные обращения с просьбой к водителям транспорта соблюдать правила дорожного движения! А сколько раз в телерепортажах этой проблеме уделял внимание Глава Чеченской Республики Герой России Р.А. Кадыров, который буквально в экстренном порядке предпринимает всё возможное, чтобы избавить наше общество от этого безжалостного чудовищного монстра, пожирающего нашу молодёжь!? Однако зло никогда просто так не сдаёт своих позиций. Вопреки всем упреждениям и уговорам, на наших дорогах продолжается, по сути, бешеная оголтелая война. Эти аварии действительно сравнимы с военными конфликтами, потому что результатом всех этих ДТП становятся реальные жертвы и разрушения, и неизменно им сопутствующий показатель погибших и инвалидов. Иначе как войной или терроризмом подобное явление и не назовёшь. Ведь аварии в наши дни обычно имеют летальный исход; они становятся дорожными драмами и трагедиями. И вправду создавшуюся ситуацию уже никак не получается характеризовать без эмоций, в спокойных эпитетах, так как почти ежедневно на дорогах республики происходят столкновения автотранспорта, в результате которых гибнут люди. Эта проблема стала сущим бедствием для чеченцев. Не помогают ни просьбы, ни авторегистраторы. О проблеме АВТОТЕРРОРА позволяет говорить сам масштаб нарушений, не говоря о циничности происходящего.
Машины бьются день-деньской. И ни одна из подобных аварий не обходится без нарушений правил, как минимум, со стороны одного из участников дорожного движения. Вроде бы все остальные обо всём всё знают, но почему-то потенциальные нарушители не делают выводов, будто завтра не они будут вращать баранкой на бешеной скорости, рискуя как своими, так и чужими жизнями. О чём можно говорить, если в наши дни родители начинают беспокоиться даже за тех своих сыновей, которые без нарушений управляют автотранспортом? Реальный ужас вызывают подонки (по-другому их и не назовёшь!), которые обнаруживают перманентную дикость и необузданность за рулём. Нелепость происходящего проявляются в том, что люди радуются, если вдруг случается ДТП, итогом которого становится развороченная груда металлолома и битого стекла, и если столкновение обошлось без жертв или увечий. На фоне этой радости мало кого заботит такая «мелочь», как разбитый вдребезги автомобиль. Нарушителю готовы простить всё, если он не убил их близких. Впрочем, наши люди прощают... прощают и убийц! Много раз прощают. И ни одного случая показательного публичного осуждения преступников или же тотального всенародного порицания за убийство, пусть даже оно совершенно за рулём! Увы, у чеченцев практически прекратил функционирование институт общественного порицания, который некогда у нахчийцев был мощнейшим фактором воздействия на каждого члена чеченского социума. Этнографы рассказывают о стародавней традиции всенародного проклятия "КЪАРЛАГIИ", который становился показательным антипримером для подрастающего поколения. Однако сегодня наблюдается некая спячка общественного сознания. Люди с мизерным уровнем морали не гнушаются прилюдно сообщать о бастардах, рождённых в других городах и странах. И в ответ – никакого возмущения со стороны наших людей. А ведь мы, живущие в Чечне чеченцы, обязаны стремиться к духовно-нравственной чистоте, оставаясь матрицей всего нахского этноса и его вековых устоев. Но почему-то наша мораль безмолвствует. Что-то клокочет, бурлит внутри каждого, но, в целом, инициативности – ноль! Все ждут перемен к лучшему, и притом сами не спешат причаститься к позитиву собственными словами и действиями. И продолжают ворчливо проявлять недовольство происходящим. Позорный обряд умыкания девушек при всей его ненавистности долгое время почему-то устраивал наших людей, пока этот мерзкий унижающий всякое человеческое достоинство обычай, противоречащий и духу, и букве исламской религии, не был законодательно пресечён усилиями Рамзана Кадырова.
А сейчас наше общество бессильно перед агрессией автотеррора. Сегодня в России, в частности на портале www.youtube.com, мы наблюдаем акции, наподобие «СТОП-ХАМ», тогда как чеченцы с их вековыми моральными ценностями должны были быть в авангарде всего этого процесса. Но сегодня Уголовный Кодекс РФ намного жёстче к нарушителям дорожной дисциплины, чем мы, даже если сами оказываемся в числе пострадавших! Убийц настолько часто прощают, что ни один потенциальный нарушитель не страшится наказания за возможное предстоящее преступление за рулём. Можно назвать только единицы случаев, когда отец или мать в жёсткой форме предупреждают своих отпрысков, садящихся за руль авто и выезжающих за пределы дома, чтобы они не превышали скорость выше 80 километров в час. Как известно, скорость скорости – рознь, и в любом происшествии потенциально присутствует так называемая «точка невозврата». Человек, садящийся за руль и совершающий движение на колёсах, должен логически понимать, что абсолютно каждая трагедия на дорогах произошла при полной уверенности водителей в том, что всё обойдётся. Как видим, не всегда обходится! И, конечно же, чаще всего не обходится без жертв!
В создавшихся условиях у большинства наших сограждан резонно и закономерно возникает мысль: «А по какому, собственно, критерию выдаются водительские удостоверения?». Понятно, в каком направлении делается намёк. Тема коррупции ни для кого из нас не в новинку. Обсуждение указанного вопроса неожиданно вычерчивает следующую схему: в наше время за много надо платить, а обучение в автошколе и сдача экзаменов на получение удостоверения обходятся лишь немногим дешевле, чем приобретение водительских прав в обход разъездов из края в край и бюрократической бумажной волокиты, сопутствующей процессу подготовки и сбора документов. Если, к примеру, стоимость обучения со всеми справками, в общем, обходится примерно в 20 тысяч рублей, то того же самого результата без какой-либо нервотрёпки возможно достичь за небольшую переплату в каких-то несколько тысяч рублей. И люди готовы переплатить, чтобы не находиться внутри рутинной толчеи. Такова нехитрая арифметика наших дней! Вот и получается, что гораздо быстрей за руль сядет неуч, элементарно не сведущий в самых простых дорожных знаках, а потому и реально опасный для жизни всех остальных участников дорожного движения. В итоге всё перечисленное суммарно влияет на качество дорожного движения...
Если бы правила нарушались одной только молодёжью! «Лихачат» все возрастные категории подряд. Что такое происходит с нашими людьми?
Будто бесы в них вселились! Только на одной прошлой неделе (13 и 16 августа текущего года) автор настоящей статьи невольно стал очевидцем только двух аварий в черте Грозного, в результате чего суммарно пострадало 5 автомашин, некоторые из которых настолько пострадали, что уже вряд ли подлежат ремонту. А сколько таких ежедневных происшествий остаётся за гранью нашего видения? Причём, за каждым конкретным случаем наблюдается драма человеческих судеб!
Правы те, кто настойчивы в убеждении относительно того, что все эти аварии есть обязательное следствие наплевательского отношения к окружающим, элементарного отсутствия уважения к ближнему. Значит, здесь налицо нарушение многовековых чеченских принципов (ГIИЛЛАКХ), заключённых кодексе чести – КЪОНАХАЛЛА!
Раз частью грандиозного зла, называемого автотеррором, является недобросовестный подход в присуждении водительских удостоверений, то логическим следствием станет комплекс мер по мониторингу автодорожных происшествий, приводящих к гибели людей, с выявлением конкретных имён, ответственных за выдачу водительских прав, со всеми вытекающими затем штрафными санкциями. Вот где уместна система общественного контроля! К примеру, мы наблюдаем огромный ажиотаж в период сдачи ЕГЭ. Почему бы не уделить автошколам внимание примерно такого же формата? В этом случае хотя бы было известно, на каком качественном уровне ведётся подготовка будущих водителей, от которых будет зависеть безопасность на дорогах.
Весьма поучительна инициатива советника председателя Общественной палаты Чеченской Республики по религиозным вопросам Шамхана Хамадова, одновременно являющегося богословом и общественным деятелем. Всюду на общественных и семейных мероприятиях, которые он посещает, Шамхан-Хаджи призывает своих собеседников или слушателей произносить осознанный обет, подобный знаменитой клятве Гиппократа. Произнося лаконичный текст, составленный самолично Ш. Хамадовым, молодые люди обязуются перед Всевышним свято оберегать дисциплину вождения, не создавать опасных ситуаций за рулём. Действительно, подобная система самозапрета говорит о серьёзном отношении к окружающим и, в целом, жизни, и к тому же позволяет здорово мобилизовать внутренние духовные ресурсы человека.
Примерно в той же тональности звучат рассуждения руководителя Чеченской Региональной общественной организации «Центр популяризации чеченского языка, истории и культуры» Руслана Бакарова, считающего перспективным использование потенциала чеченской речи, так как в ней заключена необъяснимая мистическая мощь. Озвученные им мысли звучат тезисно, почти как лозунги:
«Надо достучаться до сердец через родной язык! Необходимо запустить механизм коллективного разума, чтобы каждый член чеченского социума опасался всеобщего осуждения и народного проклятья. Мы часто повторяем фразу «Дала бакъо толайойла!» (Да возвеличит Всевышний справедливость!»). А что такое понятие «бакъо»? Это – высшая справедливость! И это – доброе имя Чеченца! Культура автовождения обязана быть возведенной в ранг национальной идеи. И мы должны заразить людей этой идеей, формируя повсеместно доброе имя Чеченца. И в ближайшей перспективе Чечня неминуемо станет самым безопасным регионом России».
Из жизненной практики известно, что говоря о болячках нашего общества, имеются хотя бы теоретические шансы на искоренение негатива. А если всё подряд постоянно замалчивать, то не будет ни предмета обсуждения, ни осознания, ни сдвигов в лучшую сторону.
Нужно помнить о том, что ощущение счастья и душевного покоя создаётся повседневностью. Смутная пора унесётся прочь в мутном потоке времени, и в итоге жизнь чеченского общества окончательно войдёт в нормальное позитивное русло, и с Божьей помощью мы начинаем жить, как подобает полноценной нации. Общество сильно, когда в нём господствует мораль. Однако с каким багажом моральных ценностей предстанут в социуме чеченцы дня завтрашнего? Нация в духовной сфере подверглась двойному удару: наряду с колоссальными темпами, с которыми общество в большом числе лишилось старцев, чья мудрость в столетиях освещала путь, питая жизненным опытом и духовностью нахский народ, появилось поколение, не подозревающее о чудовищных размерах потерь, связанных с уходом знатоков старины, носителей менталитета, оберегавших общество от деградации или духовной нищеты.
Раз мы ощущаем масштаб этих утрат, значит, помним о тех не столь далёких временах, когда юноши трепетали перед почтенными старцами; когда мужчины априори относились к соотечественникам как к братьям; когда были священными достоинство и честь каждой чеченской девушки. Поистине, это и было свидетельством того, что в чеченском обществе главенствует аура позитива. Приятные воспоминания! Потому что всё это действительно было, и притом было естественным состоянием нашей повседневности.
Каждый молодой человек, воспитанный в соответствии с заветами мудрых предков, начинал свой день с намерения стать зачинателем хотя бы трёх добрых дел. И затем круглые сутки наши парни соревновались в благодеяниях, и этот добрый спор проявлялся в почёте к старикам, уважении равному, оберегании девушек и состраданию ближнему. И эти заряженные на позитив чеченцы пресекали хамство и грубость в отношении женщин, разнимали дерущихся, стыдили пьяных, заботились о незнакомых старцах.
Всё это было! Было потому, что пропагандировалось по каждому поводу – ежедневно, ежесекундно!
Мы ностальгируем по ушедшей эпохе. Но правильно ли считать её утраченной безвозвратно? Нам необходимо вернуть былой непоколебимый статус старшего поколения, усилить их авторитет и роль в жизни чеченского общества, которое испокон веков имело крепкие устои за счёт института геронтократии. К сожалению, в ходе последней четверти века этот механизм оказался дискредитированным и доведённым до абсурда. Сейчас ещё не поздно проделать путь от номинального присутствия старшего поколения в обществе к реальной его продуктивности, с учётом его богатейшего жизненного опыта и житейской мудрости. Нужно возродить былой авторитет и активизировать старцев, не формально, а реально передав в их ведение прежние общественные функции горских аксакалов!
Разве тяжело вернуться к этой доброй традиции: творить добро, и каждый Божий день покидать отчий дом с твёрдым намерением свершить хотя бы три благодеяния за весь световой отрезок времени? С учётом количества чеченцев, проживающих в республике, суммарно ежедневно в Чечне свершится, по меньшей мере, три миллиона добрых дел, которые и разбавят злобную ауру. Как минимум, всем сердцем желать добра окружающим и, просто, улыбаться прохожим, заведомо усматривая в ближнем потенциального родственника и друга. Три миллиона добрых дел!!!
Комментарии