В последнее время стараюсь более или менее регулярно читать ленту группы «В Контакте» «Отряд «Суть времени» | Донбасс - ВС ДНР». Сокрушаюсь тому, что живые сообщения с мест подчас крайне скупы, хотя и понимаю, что социальные сети — отнюдь не то место, где следует выплескивать информацию о реальной боевой обстановке. Особенно если речь идет о весьма закрытой структуре — батальоне специального назначения «Хан», в который входит отряд «Суть времени». И тут обнаруживаю, к своему стыду, совершенно неожиданно, что Виктор, заместитель начальника штаба батальона с позывным «Контрабас», пишет о войне на Донбассе. Причем регулярно. Его статьи объединены в цикл «Война с точки зрения ботаника». В среду, 27 августа, вышла 4-я часть этого цикла. И я решил, что будет правильно, если этот цикл будет целиком воспроизведен в моем журнале — с самого начала, то есть с первой его части.
Из интервью, которое Виктор в начале апреля дал корреспондентам канала «Суть времени», известно, что он — преподаватель ДонНТУ, химик по образованию — принимал участие в движении «Суть времени», участвовал в подготовке референдума. А когда родному городу — Донецку — стали угрожать нацисты, вступил в ополчение, где довольно быстро стал командиром батареи минометчиков. А спустя некоторое время — заместителем начальника штаба отдельного батальона «Хан».
Для тех, кто будет читать статьи Виктора, эти краткие сведения о нем будут отнюдь не лишними. Итак,
Война с точки зрения ботаника. Часть 1
Не думал, не гадал, но к возрасту Христа внезапно оказался в армии. Причем на войне, которая имеет признаки и Великой Отечественной, и Гражданской, а иногда — и свадьбы в Малиновке. При всем при этом человек я не военный, но популярную и околовоенную литературу читавший. Что же хочу отметить по результатам года войны на Донбассе (с 17 июля 2014 года по 23 июля 2015, когда пишется эта заметка)?
Война, которая ведется украинской хунтой против народных республик, очень непростая и разноплановая. И на этой войне возникают факторы, которые резко отличают ее от предшествующих, хотя их опыт, конечно, очень важен и полезен.
Прежде всего, оказываются, бесполезны и даже вредны большинство навыков т.н. выживальщиков, страйкболистов и прочих т.н. городских сумасшедших. В этой войне чаще всего дистанции боя не менее 300-400 м, что затрудняет работу автоматчиков и повышает требования к насыщенности подразделений тяжелым оружием и средствами усиления, связи с артиллерийской поддержкой и наличием собственной брони. Тут, как никогда, становится важным наличие военных специалистов, управление войсками, всестороннее обеспечение, система подготовки кадров.
Что же это за звери такие?
Раскроем увлекательнейшую книгу, находящуюся в свободном доступе в сети интернет: «боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя», ч. 2, батальон, рота. Именно роты и батальоны стали основными тактическими звеньями, способными к совершению осмысленных действий: обороны и наступления. В 12 главе есть такие строки: «Всестороннее обеспечение заключается в подготовке и осуществлении комплекса мероприятий, направленных на поддержание подразделений в высокой степени боевой готовности, сохранении их боеспособности и создании благоприятных условий для успешного и своевременного выполнения поставленных им задач».
Что стоит за умными непонятными словами «высокая степень боевой готовности»? Это, прежде всего, способность воевать. Это и подготовка личного состава. Это и наличие подготовленных, знающих офицеров. И наличие командира, умеющего спланировать бой, поставить цели перед своим подразделением и достичь их с минимальными своими потерями — и максимальными вражескими. В этом ему помогают различные службы, которые поименованы далее: тыл, техническая служба, начбои (те, кто занимается боевой подготовкой и планированием боя) и политруки.
Наиболее освещены в литературе и чаще всего на слуху именно начбои, они же «боевики». Это и разведчики, которые приносят информацию о замыслах врага, его расположении и оснащении. Это и охранение, призванное не допустить разведку противника к нам и внезапность его нападения, дать время на развертывание наших сил и средств в наиболее выгодных условиях. Это и очень важная радиоэлектронная борьба, которая при наличии радиолюбителей и энтузиастов-микроэлектронщиков может быть развернута буквально «на коленке». Если же их подкрепить материальными ресурсами, то результаты такой самопальной РЭБ могут сильно удивить, причем противника — чрезвычайно неприятно.
Что же до тактической маскировки, то при нынешнем количестве беспилотников в небе Донбасса без нее практически невозможно представить существование подразделения хоть сколько-нибудь продолжительное время. Она выполняет задачи по обману противника, скрывая свои войска и имитируя их наличие совсем в других точках, в результате чего уменьшаются потери и повышается боевой дух солдат.
Абсолютно необходимым является инженерное обеспечение, ведь это и окопы («после первого минометного обстрела очень хочется копать»), и минирование подступов, и разминирование чужих минных полей, и переправы, и оборудование пунктов постоянной дислокации, казарм по-простому.
Нельзя недооценивать и РХБ (радиационную, химическую, биологическую) защиту, ведь в технически насыщенном регионе есть откуда взяться и отравляющим веществам, и радиоактивным материалам, которые могут сильно подорвать способность подразделения к обороне или производству атаки, а то и полностью его уничтожить. Так, в известном примере — «атаке мертвецов» 1914 года — участвовало около 60 человек из 7 рот на позициях. Потери, абсолютно неприемлемые в 21 веке.
Все вышеуказанные аспекты — это лишь часть огромного пласта человеческой культуры под названием «наука побеждать». Именно культуры, ибо военные правила, приемы, алгоритмы, способы управления, да и специфический военный юмор стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Чего стоят хотя бы «битва за урожай», «посевная кампания», «фронт работ» и прочие сложившиеся и ставшие такими привычными словосочетания.
Хочу также отметить, что без этой науки, без воинского искусства сама наша культура была бы отмечена лишь в пыльных архивах как самобытная культура давно уничтоженных племен или городов. Именно победы русского оружия, именно страх врагов перед ним позволили писать сейчас эти строки. Мощь советского военного щита дала русским (в широком смысле этого слова) невиданную передышку в два поколения, не знавших войны на своей земле. К сожалению, страшная, глобальная Черная Весна эту передышку завершила, и теперь, как встарь, «и стар и млад», мы обязаны встать на защиту своей земли, своей Родины, своего мира и Красной Весны.
Надеюсь продолжить по наличию времени изложение своего понимания о происходящем на Донбассе, раскрывая непонятные, невидимые стороны классической войны.
До встречи в СССР!
Комментарии