Условия становления двух империй: Российской и Американской

Североамериканским штатам очень повезло и исторически и географически. Первые переселенцы в Северную Америку столкнулись с местными жителями давно пройденных эпох, что позволило новым американцам с легкостью захватить всю территорию страны. Соперничество шло между колонизаторами английскими и французскими за вновь осваеваемыее земли.

Фортуна улыбнулась англичанам. Император Наполеон продал американскому правительству французскую колонию Луизиану, составившую 30% от Североамериканских Штатов. И продал совсем по дешёвке, как и Александр II Аляску, и по тем же причинам. Оба монарха не рассчитывали удержать свои колонии на Американском континенте в виду экспансионистской политике англосаксов. В общем за свою Луизиану Наполеон выручил сумму, составлявшую четверть годового военного бюджета Франции, занятой войнами в Европе.

На юге янки имели колонии дряхлой Испанской империи, за счёт которых США ещё больше расширили свою территорию. С востока и запада страны - океаны, с севера уже успели обосноваться англичане и французы в Канаде. Попытка воспользоваться занятостью Англии наполеоновскими войнами в Европе и прибрать к рукам и Канаду окончилась неудачей для янки. Аппетит был большой, да руки ещё были слабоваты, чтобы тягаться с бывшей метрополией.

Америка не знала серьёзных вторжений на свою территорию, если не считать нападение авиоударами японцев на авиабазу Форт Гленн на острове Уманак у Аляски, на западную оконечность полуострова Аляска и высадки десанта в 5800 пехотинцев 11 августа 1942 года на Аляску, отрезав полуостров от материка. Единственный случай бомбардировки континентальной части США за всю войну осуществили японцы. В сентябре 1942 года самолёт Yokosuka E14Y, взлетевший с лодки I-25 совершил налет на территорию штата Орегон (США), сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы, которые, как предполагалось, должны были вызвать обширные пожары в лесных массивах, чего, однако, не произошло и эффект был незначительным. Но нападение имело большой психологический эффект, так как не был известен способ атаки.

Как бы там ни было, но, по словам президента США Никсона, "США – единственная страна, ставшая великой державой, не приложив к тому ровно никаких усилий". 

Совсем по-другому складывалась история послебатыевой семисотлетней России. Для выхода страны к своим естественным безопасным границам (к морям трёх океанов и горным системам юга) потребовалось 6,5 веков, из которых 2,5 она едва отбивалась от более сильного врага, чем была сама (от Золотой Орды и других орд Чингизидов). Два века вела тяжелейшие, но победоносные войны с Османской империей. Почти целый век ушёл на войны с Персией. Россия почти 4 века занималась тем, что отражала ежегодные набеги крымчаков, потеряв при этом 3 млн человек, пополнивших рынки Востока и Запада.

Не везло России на её открытых западных границах. Там она сталкивалась с сильными державами: Литвой, Польшей, Швецией. А выход к Балтийскому морю был жизненно необходим России. По западному открытому пути с XIV по XVIII век Россия переживала вторжения литовцев, поляков, шведов, французов, немцев. Более удачно развивались события на Востоке. Четверть века потрудились люди Ермака над покорением Синей Орды хана Кучума (Западная Сибирь), 30 лет заняло военное продвижение через степи и пустыни Средней Азии к хр. Гиндукуш, Копетдаг и к Памиру, которые стали для нас естественной границей.

Значительное сопротивление встретили русские с XVII по XIX век , продвигаясь по Амуру и дальше – к Уссури, преодолевая сопротивление сначала сильной тогда маньчжурской державы, потом богдыханов Китая. И только в северном направлении, до Ледовитого океана, и в северо-восточном, за Обью и Иртышем, до Охотского и Берингова морей, на Камчатке, русские первопроходцы продвигалась по землям племён, которые стояли на той же ступени развития, что и североамериканские индейцы и не оказывали серьёзного сопротивления казацко-крестьянской колонизации. Но в отличие от аборигенов Америки, сибирские народы не истреблялись ради захвата их земель, а в основном мирно принимали новые реалии продвижения России на Восток и Север.

Никсон в этом случае по аналогии с Америкой вполне мог сказать о нашей стране следующее: "Россия - единственная страна, ставшая великой державой, заплатив за это немыслимо высокую цену кровью, немыслимыми лишениями народа и личными свободами своих граждан". 

Так география и история влияют на формирование империй. Трудная история у государства Российского. Чтобы отбиться от очередного вражеского нашествия и перейти в наступление, власть должна была требовать от своего населения столько материальных жертв, труда и жизней, сколько это нужно было для победы. Так из столетия в столетие формировался менталитет русского народа и тех, кто был с ним. Не было долгой мирной жизни в России. И жила она от навязываемой ей войны до войны, превращаясь в военный лагерь. Какая уж там демократия в состоянии войны и в предверии её?

Ненавистники России просто завидуют ей, её "огромности" и боятся её. Президент США Вудро Вильсон выразился примерно так: Какие бы дружественные шаги навстречу Западу Россия не предпринимала, они будут отвергнуты. Ибо Запад никогда не простит чуждому по мировоззрению народу, недостойному, в «цивилизованном мнении», материальных благ (он не способен их ценить), что ему достался самый огромный и лакомый приз мира – Сибирь с её несметными богатствами. Пусть россияне навсегда забудут о "хороших партнёрах" Запада. Их никогда не было и не будет.

 

По материалам http://zavtra.ru/content/view/pravda-ob-obolgannoj-rossii/