Митраизм – предшественник христианства
На модерации
Отложенный
Божество Митра и 25 декабря
Первые письменные упоминания о Митре находят в индийских Ведах более трех с половиной тысячелетий назад. Вероятно, отсюда эта религия проникла в Персию и достигла запада, распространившись, таким образом, по всей Римской империи вплоть до Шотландии. В западном мире ее до сих пор считают универсальным и одним из самых таинственных культов. Совершаемые римлянами мистерии оказали значительное влияние на развитие раннего христианства в течение первых четырех столетий. И римский, и персидский митраизм являлись в первую очередь культами, предусматривающими лояльность к правителю. Среди посвященных были выдающиеся люди Рима, а также императоры Коммод, Аврелий, Диоклетиан, Галерий и Лициний.
В 307 году в честь Митры был возведен храм, с тех пор это божество почиталось как хранитель империи. День рождения божества попадал как раз на 25 декабря, на период солнцеворота. Празднование знаменовало собою рождение юного бога Солнца, появляющегося из-за гор в облике новорожденного младенца.
В 313 году стали в этот же день, 25 декабря, праздновать Рождество Иисуса Христа. В 375 году Папа Юлий I объявил об этом публично: день рождения Митры совпал, таким образом, с днем Рождества Христова. Именно так можно объяснить мотивацию духовенства: люди привыкли праздновать рождение Митры, языческого бога Солнца, им проще будет научиться праздновать Рождество Христа. Блаженный Августин впоследствии заявлял, что жрецы митры поклонялись тому же богу, что и он.
Оказалось, что и апостол Павел ничего не знает о рождении, служении и чудесах Христа, что послужило весьма тревожным сигналом, поскольку истоки христианства восходят именно к нему, бывшему язычнику, а не ко Христу. Но апостол Павел даже не приводит высказываний Христа. Ни один из его двенадцати учеников не запечатлел подлинного учения Христового в своих писаниях.
Впоследствии тот же Блаженный Августин утверждал, что христиане не должны праздновать Рождество Христа, как прежде язычники отмечали рождение Солнца, поскольку Христос должен почитаться как Бог, который создал и само Солнце. Первоначально древним людям Иисус представлялся как бог Солнца, а прозвище «Назарянин» ассоциировалось у них с еврейским названием двенадцати знаков Зодиака. Дело в том, что города, который бы назывался Назаретом, в то время не существовало. Церковный совет впоследствии объявил, что не следует праздновать Рождество Христово так, как если бы он был земным царём, фараоном.
Но истории было угодно, чтобы праздник Рождества вошел в традицию и стал всеобщим. Это случилось во времена императора Юстиниана, именно при нем начало церемониального года знаменовалось празднованием Рождества. В этот день принято дарить подарки, угощать друзей и родных, это праздник омелы, новогоднего дерева, здравиц, перезвона колокольчиков, отблеска свечей, день фруктов и сладостей. Совершенно очевидно, что все эти элементы относятся скорее к языческим традициям, нежели к христианским. Во многих европейских странах этот праздник до сих пор называется Сочельником, по сути, это праздник урожая, проводимый в конце календарного года, в нем очень трудно обнаружить христианские элементы.
Несмотря на то, что митраизм был сугубо мужским культом, и жрецами Митры могли быть холостые мужчины, как правило, несущие воинскую службу, существовало и женское божество.
Его олицетворяла персидская богиня Анаит. Согласно свидетельству древнегреческого историка Геродота, древние персы поклонялись небесному женскому божеству Митре, называемой иначе Милиттой. В Ассирии она была известна как Великая Матерь, арабы поклонялись ей, как Алитте. У лилийцев это божество вообще считалось андрогинным, то есть несущим в себе элементы как мужского, так и женского начала. В Анатолийских мистериях оно выступало под именем Сабаиз-Анаит.
Связь между культом быка и женскими божествами прослеживается очень четко: вспомним, что для продолжения рода кровь жертвенного быка была отдана Луне. По всей вероятности, идея плодородия, плодовитости и продолжения жизни преобладала во всех ведущих культах мира.
Рождество Иисуса Христа и 25 декабря
В 313 году стали в этот же день, 25 декабря, праздновать Рождество Иисуса Христа. В 375 году Папа Юлий I объявил об этом публично: день рождения Митры совпал, таким образом, с днем Рождества Христова. Именно так можно объяснить мотивацию духовенства: люди привыкли праздновать рождение Митры, языческого бога Солнца, им проще будет научиться праздновать Рождество Христа. Блаженный Августин впоследствии заявлял, что жрецы митры поклонялись тому же богу, что и он.
Оказалось, что и апостол Павел ничего не знает о рождении, служении и чудесах Христа, что послужило весьма тревожным сигналом, поскольку истоки христианства восходят именно к нему, бывшему язычнику, а не ко Христу. Но апостол Павел даже не приводит высказываний Христа. Ни один из его двенадцати учеников не запечатлел подлинного учения Христового в своих писаниях.
Впоследствии тот же Блаженный Августин утверждал, что христиане не должны праздновать Рождество Христа, как прежде язычники отмечали рождение Солнца, поскольку Христос должен почитаться как Бог, который создал и само Солнце. Первоначально древним людям Иисус представлялся как бог Солнца, а прозвище «Назарянин» ассоциировалось у них с еврейским названием двенадцати знаков Зодиака. Дело в том, что города, который бы назывался Назаретом, в то время не существовало. Церковный совет впоследствии объявил, что не следует праздновать Рождество Христово так, как если бы он был земным царём, фараоном.
Но истории было угодно, чтобы праздник Рождества вошел в традицию и стал всеобщим. Это случилось во времена императора Юстиниана, именно при нем начало церемониального года знаменовалось празднованием Рождества. В этот день принято дарить подарки, угощать друзей и родных, это праздник омелы, новогоднего дерева, здравиц, перезвона колокольчиков, отблеска свечей, день фруктов и сладостей. Совершенно очевидно, что все эти элементы относятся скорее к языческим традициям, нежели к христианским. Во многих европейских странах этот праздник до сих пор называется Сочельником, по сути, это праздник урожая, проводимый в конце календарного года, в нем очень трудно обнаружить христианские элементы.
Несмотря на то, что митраизм был сугубо мужским культом, и жрецами Митры могли быть холостые мужчины, как правило, несущие воинскую службу, существовало и женское божество. Его олицетворяла персидская богиня Анаит. Согласно свидетельству древнегреческого историка Геродота, древние персы поклонялись небесному женскому божеству Митре, называемой иначе Милиттой. В Ассирии она была известна как Великая Матерь, арабы поклонялись ей, как Алитте. У лилийцев это божество вообще считалось андрогинным, то есть несущим в себе элементы как мужского, так и женского начала. В Анатолийских мистериях оно выступало под именем Сабаиз-Анаит.
Связь между культом быка и женскими божествами прослеживается очень четко: вспомним, что для продолжения рода кровь жертвенного быка была отдана Луне. По всей вероятности, идея плодородия, плодовитости и продолжения жизни преобладала во всех ведущих культах мира.
Комментарии