Мухаммед аль-Шахван: «Иран представляет большую угрозу для суннитов в арабском регионе»

Помощник председателя Сената Иордании Мухаммед аль-Шахван считает, что Иран представляет большую угрозу для суннитов в арабском регионе и линия фронта проходит через Сирию, Ливан и Йемен. Также наш собеседник обещал, что сразу после возвращения в Амман свяжется с министром иностранных дел иорданского королевства, чтобы обсудить перспективу открытия посольства Иордании в Украине, ведь у Киева есть дипломатическое представительство в Аммане.
Речь также шла о том, какие механизмы нужно задействовать с целью укрепления культурно-гуманитарного сотрудничества между двумя странам – Украиной и Иорданией. Господин Аль-Шахван предлагает основать некий общественно-просветительский институт, где дети, рожденные от смешанных браков между гражданами Иордании и Украины, будут узнавать о традициях и истории своей второй исторической родины. Это будет своего рода «Иорданский Дом» - штаб-квартира иорданской диаспоры во всей Украине.

К слову, иорданский бизнесмен Махмуд аль-Фаляхат в сотрудничестве со своими соратниками такими, как его деловой партнер Усама Жнайди, уже зарегистрировали юридическое лицо, которое будет позже оформлено в виде всеукраинской ассоциации организаций, что представляет интересы иорданцев в стране пребывания.
Итак, мы предлагаем интервью с этим опытным политиком, что представляет большой интерес для нашей аудитории:

Добро пожаловать господин помощник спикера Сената Иорданского Хашимитского королевства, господин Мухаммед аль-Шахван. Вы находитесь в гостях у бизнесмена и основателя иорданской диаспоры в Украине. Вы являетесь дорогим гостем, как для Украины, так и для всей иорданской диаспоры. Вас сопровождает бывший член Сената Мухаммед Крейшан, которого мы также приветствуем.

Мухаммед аль-Шахван: Здравствуйте, мы действительно находимся в гостях у наших иорданских соотечественников в Киеве, и в частности в гостях у бизнесмена и нашего большого друга Усамы Жнейди и Махмуда Фаляхата, который является сегодня главой иорданской диаспоры в Украине.

Прежде чем поговорить с вами о нынешней непростой ситуации, в которой находится Иордания, хотелось бы спросить о той законодательной роли, которую исполняет Сенат в государственном устройстве королевства?

Мухаммед аль-Шахван: Сенат – это законодательная палата парламента. Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов, членов которого выбирает непосредственно народ, и Сената, членов которого назначает сам король, и который включает самых опытных людей, которые есть в Иорданском королевстве. Членами Сената могут стать бывшие премьер-министры, министры, послы, судьи, председатели Верховного суда, генералы и военные более высокого ранга. Именно Сенат представляет проекты новых законов в Палату депутатов на рассмотрение. После утверждения в Палате депутатов проекты законов снова направляются в Сенат, который при необходимости, продиктованной государственными интересами, вносит в них коррективы. Если две стороны не могут достичь согласия по отношению хотя бы к одному из пунктов нового законопроекта, члены Сената собираются на заседание с руководством обеих палат Парламента и идет прямое голосование. Законопроект принимается в том случае, если получает поддержку со стороны двух третей и более голосов.



В Сенате собраны все лучшие и опытнейшие иорданские политики, и Сенат является очень уважаемым и почтенным органом власти.
Мы наблюдаем, что волна так называемой арабской весны прошла рядом с границами Иордании, но не переступила границы королевства. Почему так произошло, как вы считаете?


Мухаммед аль-Шахван: Мы называем это «арабской осенью», а не «арабской весной». Благодаря мудрости руководства Хашимитского королевства, которое начало планомерно проводить конституционные реформы в государстве, опередив арабскую весну, нам удалось избежать кризиса, который захлестнул арабский мир, наполнив его хаосом и насилием.
Иордания – это открытая страна, где правительство поддерживает связь со всеми своими гражданами. Все двери перед гражданами нашей страны открыты, и голос любого из них будет услышан. Наш король отдал распоряжение о внесении поправок в конституцию Иордании и в результате поправки были внесены в две трети основного закона страны. Впервые в истории страны была создана правительственная комиссия, состоявшая из бывших руководителей государства и премьер-министров, которая и занималась внесением поправок в Конституцию. Мы вступили в новый период, который характеризуется еще большей свободой личности, является еще более демократичным.

Мы знаем, что в Иордании существует многопартийная система управления, что является признаком демократии. Однако нам известно, что была создана организация, аналогичная проекту Братьев-мусульман. Чем отличается новая организация от традиционного движения Братья-мусульмане? И что послужило причиной ее создания?

Мухаммед аль-Шахван: Эта благотворительная организация была создана еще в 50-х годах, а из нее впоследствии создана была политическая партия на ее платформе. Начались противоречия между членами этой политической партии и руководством, вследствие чего они разделились и создали другую партию. Затем нам стало известно, что бывшая партия Фронт исламского действия была связана со всеми исламистскими партиями во всех арабских странах, а это является нарушением нашей Конституции. Согласно иорданскому законодательству, партия в Иордании не может поддерживать какие либо отношения за пределами страны или финансироваться из-за рубежа. На основании этого была сформирована новая благотворительная организация, позже сформирована новая партия.

Какие действия предпринимает Иордания в связи с сирийским кризисом и как решает проблему сирийских беженцев, которые легли тяжелым грузом на плечи иорданского государства, притом, что финансовые возможности страны довольно ограничены? Получает ли Иордания финансовую помощь от Лиги арабских государств, от Организации Объединенных Наций с этой целью?

Мухаммед аль-Шахван: Поначалу приходила помощь со стороны Организации Объединенных Наций, но эта помощь постепенно сокращалась, до тех пор, пока не прекратилась совсем. И сегодня мы оказываем помощь беженцам из Сирии из нашего бюджета. На территории Иордании находится около миллиона и шестисот тысяч сирийских беженцев, и они составляют большую нагрузку для нашего государства. На севере страны около 20% студентов – это студенты из Сирии, 60% из тех, кто обратился за медицинской помощью в Эрбиле – это сирийские беженцы. Как вы знаете, Иордании занимает четвертое место в мире среди стран, наименее обеспеченных водными ресурсами, поэтому проблема беженцев - это еще и проблема с воды. Кроме того, увеличилась нагрузка на рынок труда, сирийские беженцы стали составлять конкуренцию для иорданцев. Но Иордания всегда была и остается местом, где приютят тех, кто нуждается в защите и помощи. И мы продолжаем оказывать беженцам посильную помощь, насколько нам позволяют возможности. Мы надеемся, что сирийский кризис будет решен политическими, а не военными методами.

Мы знаем из истории, что палестинские беженцы создал политический прецедент, потребовав своей доли в системе управления государственными делами. Не боитесь, что этот синдром повторится уже с вновь прибывшими к вам сирийскими активными гражданами?

Мухаммед аль-Шахван: Есть разница между сирийскими и палестинскими беженцами. Палестинские беженцы были неотделимой частью Иорданского Хашимитского королевства, и Израиль оккупировал часть нашей страны. Поэтому палестинец, который живет в Иордании, является таким же гражданином, как и любой другой иорданец, проживающий в любой точке Иорданского королевства от Акаба, до Аммана. Но сирийцы не будут получать вид на жительство в Иордании, как это происходит в отношении палестинцев. Сирийцы – это наши гости на ограниченный период. Мы очень надеемся, что сирийский кризис закончится, и они вернуться на свою родину, где наступит мир и стабильность.

Что касается решения сирийского кризиса. Были Женева1, Женева2 и мы видим как различаются позиции в этом вопросе между крупными мировыми державами. Какую политику в этом отношении ведет Иордания?

Мухаммед аль-Шахван: Иорданская дипломатия выступает, как наблюдатель на этих встречах, следит за тем, что говорится о Иордании или иорданской территории в пунктах этих соглашений. Но что касается разногласий, которые проявляются на этих международных конференциях, то это разногласия между крупными мировыми державами, это их борьба за собственные интересы, и за все это расплачивается сирийский народ.

Есть информация о новом экономическом проекте стран Совета Сотрудничества Арабского залива, в котором Иордании и королевству Марокко отводится своя экономическая роль?

Мухаммед аль-Шахван: Этот проект находится в стадии изучения и это займет довольно долгое время по экономическим причинам.

Прежде всего, Иордания и королевство Марокко не имеют своих запасов энергоносителей, в этих странах установлено много налогов, есть проблемы таможенного плана, в то же время страны Арабского залива являются богатыми на нефть, у них нет таможенного налогообложения и так далее. Поэтому я не вижу возможности экономического взаимодополнения, как считают некоторые. Но в плане объединения усилий для общей защиты от военной агрессии, как это произошло в Йемене, когда была создана коалиция арабских государств и некоторых иностранных государств, то такая возможность есть. Иордания участвовала и участвует до сих пор в защите суверенитета королевства Бахрейн, так как мы считаем, что безопасность Арабского залива – это безопасность Иордании, и наоборот. Мы едины в плане обороны и надеемся, что в будущем мы объединимся и в экономическом плане.

Вернемся к йеменскому кризису. Какие последние шаги, которые предпринял король Иордании с целью решения йеменского кризиса? И как освещается йеменский кризис в официальных иорданских СМИ?

Мухаммед аль-Шахван: Наша внешняя политика базируется на принципе невмешательства во внутренние дела любой страны, ни военным образом, ни каким либо другим. Мы принимаем участие в йеменской кампании в составе коалиции с Саудовской Аравией в соответствии с заключенным соглашением о совместной обороне. То, что происходит в Йемене – это война со стороны Ирана и иранская оккупация территории Йемена. Идет такой же распад государства, как и в некоторых других арабских странах. Становится очевидным разделение Йемена на Северный и Южный, хуситы – это иранские пособники, большинство из них шииты. По этой причине была начата операция «Буря решимости», которая достигла некоторых поставленных целей, в первую очередь защита суннитов и сохранение существующей власти в стране, обеспечение безопасности пролива Баб аль-Мандаб, имеющего большое значение для международной торговли.

Из ваших слов можно сделать вывод, что происходящее сегодня на Ближнем Востоке – это борьба с распространением шиитского доминирования в регионе и суннитами, которыми руководит Саудовская Аравия. А Сирия и Йемен – это поле битвы в этой борьбе?

Мухаммед аль-Шахван: Да, это так. Его величество король еще 15 лет назад предупреждал от распространения шиитского влияния в регионе. Как мы видим его взгляд был прозорливым, но, по-видимому, этому не придали серьезного значения. Потому что Иран постепенно все больше распространял свое влияние, при молчаливом согласии Соединенных Штатов, я считаю, для разделения арабских стран на зоны иранского и западного влияния. Все это в первую очередь в интересах Израиля.

Вы являетесь политиком, занимающим ответственный политический пост. Какую роль, по-вашему, во всем происходящем играет Турция?

Мухаммед аль-Шахван: Позиция Турции была нейтральной до тех пор, пока не произошли события в городе Суруж. Тогда Турция начала действовать в направлении создания буферной зоны для защиты своих границ и размещения сирийских беженцев в этой зоне, начала оказывать давление на ООН с тем, чтобы эта организация выполняла свои обязательства по отношению к сирийским беженцам.

Если мы расширим этот вопрос и захватим тему Ирака, какое место занимает Ирак в шиитско-суннитском противостоянии?

Мухаммед аль-Шахван: Ирак является зоной иранского влияния. Иран стремится расширить свое влияние на большую часть территории арабских стран, будь то Ирак, Сирия, Ливан, Йемен. Иран пытается распространить свое влияние и на Саудовскую Аравию. Но мы надеемся, что проект Сефевидов потерпит провал в арабских странах. Ми в Иордании не задумывались о разделении на суннитов и шиитов, пока не начались эти проявления под воздействием из Ирана.

Использует ли Иран курдский фактор для того, чтобы посеять раздор в суннитском лагере?

Мухаммед аль-Шахван: Несомненно. Считается, что курдский лагерь действует против суннитов. Суннитский лагерь ослабнет, если будут созданы шиитское, курдское и суннитское государства. Например, в Сирии сунниты станут меньшинством.

Какие превентивные меры предпринимаются внутри Иордании для того, чтобы предотвратить подобное разделение? Были ли случаи проявления сепаратистских настроений?

Мухаммед аль-Шахван: Прежде всего, мы в Иордании объединились вокруг нашего хашимитского руководства, которое является частью иорданского народа и находится в постоянной связи с народом своей страны. Народ объединился вокруг хашимитского руководства и не приемлет никакого другого, кроме существующего ныне руководства. Иорданский народ – это единая семья с севера страны, до юга. Мы все граждане Иордании и среди нас нет деления ни на шиитов, ни на суннитов, ни на кого либо другого. Мы не делимся ни на мусульман, ни на христиан, ни на друзов, а все один иорданский народ, который поддерживает свое хашимитское руководство и не хочет никакого другого. Несмотря на нынешний тяжелый период, наша страна преодолевает все трудности экономического характера. Для всех нас наша страна - прежде всего.

Какую роль в решении украинского кризиса играет Иордания на дипломатическом уровне, и в частности на уровне Сената?

Мухаммед аль-Шахван: Мы не вмешиваемся во внутренние дела Украины никоим образом. Это внутренние проблемы этой страны и они должны сами их решать.
Я считаю, что Украина – это прекрасная и гостеприимная страна, где обучаются наши студенты. Это развитая страна во многих научных областях и наши граждане приезжают получать здесь знания. У нас есть много врачей, инженеров с большим опытом, которые обучались в Украине и мы гордимся ними и их научным опытом. На сегодняшний день в Украине обучается около 5 тысяч иорданских студентов, и они чувствуют себя здесь, как у себя на родине. И все это благодаря мудрой политике нашего хашимитского руководства.

Что бы вы хотели пожелать членам иорданской диаспоры в Украине, для того, чтобы они были достойными представителями своей страны?

Мухаммед аль-Шахван: Хотелось бы, чтобы они все были достойными послами Иорданского королевства, блюли законы, хорошо учились, не вмешивались в политику. Они студенты и их цель сейчас – это получение знаний. Хочу пожелать им успехов в учебе и возвращения на родину для того, чтобы продолжить служить интересам своей страны.

Какую роль должна играть иорданская диаспора в жизни украинского общества? Например, создать иорданский культурный центр, открыть иорданскую школу, то есть создавать механизмы, которые бы связывали членов иорданской диаспоры, проживающих здесь с семьями с их родиной. Может быть, можно предложить принять закон о двойном гражданстве?

Мухаммед аль-Шахван: Мы не имеем ничего против двойного гражданства. Я хотел бы, чтобы глава иорданской диаспоры в Украине Махмуд Феляхат инициировал немедленно созыв общего собрания для всех иорданских студентов, находящихся в Украине. Хотелось бы основать школу для детей от совместных браков граждан Иордании и Украины, чтобы они поддерживали связь с Иорданией. Иорданские студенты могли бы обучать этих детей истории и культуре Иордании для того, чтобы у них оставалась неразрывная связь с их второй родиной. Хотелось бы, чтобы проводилось ежегодное общее собрание для членов иорданской диаспоры, в котором бы принимал участие министр иностранных дел Иордании или премьер-министр.

Известно, что в Украине до сих пор нет посольства Иордании, а для успеха всех выше перечисленных мероприятий это необходимо. Планируется ли открытие иорданского посольства в Украине?

Мухаммед аль-Шахван: Для меня это было неожиданностью, то, что у нас в Украине нет посольства. Поэтому после возвращения на родину я встречусь с министром иностранных дел для обсуждения вопроса об открытии иорданского консульства в Киеве. Я знаю, что делами членов иорданской диаспоры в Украине занимается ее глава. Я надеюсь, что мы успешно решим этот вопрос. Если в Киеве откроется иорданское консульство, то здесь можно будет продлять загранпаспорта, помогать решать проблемы иорданских студентов, с которыми они здесь сталкиваются. Интересно, что в Аммане есть украинское посольство, но в связи со сложным финансовым положением Иордании, мы не смогли открыть посольство в Киеве. Но консульство можно открыть.

Что бы вы хотели сказать на прощание членам иорданской диаспоры, находящимся в Украине, а также украинцам, которые будут слушать ваше интервью?

Мухаммед аль-Шахван: Хочу пожелать украинскому народу еще больше счастья, улучшения экономической ситуации, чтобы они преодолели кризис в отношениях со своим соседом – Россией. Иорданским студентам хотелось бы пожелать, чтобы они достойно представляли свою страну, как на личном уровне, так и на образовательном.