Исследователи открывают «непопулярную главу» истории Холокоста на Украине

На модерации Отложенный

Проект увековечивания памяти об убийствах евреев раскрывает противоречия между советской исторической интерпретацией и современной украинской.

bfbf00e2-511f-4677-b1bf-9ed50fc77884-2060x1236.jpeg
Женщина перед памятником «Минора» в Киеве во время поминальной церемонии, ознаменовавшей 68-ю годовщину начала массового уничтожения евреев в сентябре 1941 года.

Однажды при нацистской оккупации Западной Украины во время Второй мировой войны молодая еврейка улизнула из гетто в городке Рава Русская, чтобы купить на рынке немного масла.

По дороге ее заметил немецкий офицер, который приказал раздеть ее до гола, заставил торговца обмазать ее маслом, а затем забил ее до смерти палками.

Эта история – одна из тысяч, найденных группой исследователей во главе с Патриком Дебуа, французским католическим священником, который потратил годы, расследуя самые неизученные стороны Холокоста.

В убийствах на Западной Украине не были задействованы промышленные методы, как в Освенциме и других лагерях смерти. На евреев проводили облавы, а затем расстреливали по очереди. Иногда их забивали до смерти. Не осталось никаких записей, так что трудно отследить количество жертв и местоположение захоронений.

Недавно впервые были возведены памятники в Раве Русской и еще четырех городах на западе Украины, чтобы почтить память убитых. На церемонии открытия памятника Дебуа сообщил, что в четырех местечках вокруг Равы Русской всего было уничтожено около 15000 евреев. Еще четыре года назад селяне регулярно находили кости, работая в огороде или просто гуляя в лесу возле городка.

«Каждое преступление отличается от других. Евреев убивали из-за их имущества, для развлечения, чтобы беспрепятственно насиловать девушек, из ярости, от скуки или подвыпив, - говорил Дебуа. - Когда мы сюда пришли, эта тема была под молчаливым запретом. Молодежь ничего о ней не знала, а старики никогда об этом не говорили. Однако вскоре оказалось, что на самом деле они хотели говорить».

Убийства евреев на Украине – обделенная вниманием глава Холокоста, так как за ними стояла неудобная правда и для советской, и для современной украинской трактовок, - утверждаю еврейские лидеры.

По советской версии, Холокосту не выделялось особого места в истории конфликта, так как чтилась память о страданиях всего советского народа, а не отдельной этнической группы. В новой западно-украинской националистической трактовке слишком большое внимание преступлениям против евреев отодвигает на второй план трудную украинскую войну за независимость против и нацистских, и советских сил как главную трагедию войны.

Новый набор спорных исторических норм, настойчиво требующий признания участников украинских националистических движений как «борцов за независимость», привел к опасению того, что памятью Холокоста начнут пренебрегать.

4554de50-5045-4fee-a693-11deac0d7b1a-2060x1334.jpeg
Украинский ветеран второй мировой войны проходит мимо военного памятника в Киеве.

Безымянные могилы

По подсчетам Михаила Тяглого из Украинского центра по изучению Холокоста, на Украине находится около тысячи мест массовых расстрелов евреев во время Второй мировой войны. Едва ли половина из них отмечена каким-либо памятником.

«За 25 лет независимости наше государство даже близко не подошло к правильному восприятию Холокоста как из-за отсутствия интереса, так и по причине несоответствия такой концепции особенностям его идеологии, - говорит Тяглый.

– Молодое поколение украинцев – частично из-за протестов на Майдане, частично из-за появившегося интереса к украинскому национализму – понятия не имеет о том, что история украинского националистического движения сложна, запутанна и не всегда связана с героизмом».

Одновременно с церемонией в Раве Русской был открыт еще один памятник в селе Бахив, месте расстрела около 8000 евреев. Во время церемонии два местных жителя, один из которых был местным чиновником, начали выкрикивать протесты против надписи, в которых виновными в убийствах были названы нацисты и «содействовавшие им местные отряды».

Надпись была выбрана после месяцев споров в разных кругах о точной формулировке. Некоторые украинские политики-националисты были против любых памятников вообще, сообщает Ирина Верещук, бывший мэр Равы Русской, поддержавшая проект. Они считали «неуместным» существование памятника, особо посвященного евреям, говорит она.

Что касается убийств, как правило, украинская местная полиция не должна была непосредственно принимать участие в расстрелах, но часто привлекалась для облав на евреев и оказания другой помощи немецким оккупантам. Тем не менее, участие местных жителей в преступлениях нацистов, а также истребление польских граждан украинскими националистами, остается дискуссионной темой на Украине.

Юрий Шухевич, сын одного из украинских националистических лидеров, провел три десятилетия в советских лагерях из-за политической ориентации своей семьи. Достигнув 82-х лет, он теперь народный депутат и автор тех самых новых исторических норм. На вопрос не ощущает ли он неудобства от возведенного памятника Холокосту в Раве Русской, на котором местные жители обвиняются наравне с немцами, Шухевич отвечает уклончиво: «Конечно, это была жестокая борьба, и с обеих сторон случались дурные вещи. Давайте же рассматривать их объективно. Но людям нравится утверждать, что их творили наши националисты, а поляки – нет. А как насчет еврейской полиции, Югенрата, которая выбирала и распределяла евреев? Я видел это своими глазами. Однако евреи не любят об этом говорить».

Тем не менее, среди украинских евреев теплится надежда на то, что ограниченная трактовка героической борьбы за независимость украинских националистов будет расширена до возможности изучения преступлений, совершенных против них, евреев. Учителя в Раве Русской организовали специальную образовательную программу для ознакомления детей с бывшим еврейским культурным наследием города и преступлениями Холокоста. Они уповают на то, что со временем на смену «соревнованию в количестве зверств» придет совместная скорбь и поминовение.

Мейлах Шейхет, украинский еврейский исследователь и общественных деятель, говорит, что в целом антисемитизм мало распространен среди населения, однако существуют большие пробелы в образовании и знаниях о событиях Второй мировой войны и Холокоста. Он также утверждает, что русское изображение украинцев «фашистами» и путинская попытка разыграть еврейскую карту в Крыму, куда еврейские лидеры были приглашены на главную церемонию памяти Холокоста сразу после российской аннексии полуострова в прошлом году, не выглядят убедительно для местных еврейских общин.

«Мы понимаем, что здесь не больше антисемитизма, чем в России, и мы не хотим, чтобы Путин нас использовал против Украины», - заявляет Шейхет.

Источник: The Guardian

Ino-News