Все меняется. Вместо пармезана с дор-брю российская моцарелла. Вместо хамона ветчина. Вместо Средиземного моря Черное. Но мы решили пойти еще дальше, и променяли южную жару на северную прохладу, прибрежную гальку на ледниковые валуны, звездные ночи на незаходящее солнце, Черное море на Белое.
Путевки куплены через интернет, и мы в составе сборной группы отправляемся на русский север. Как выяснилось, народ отовсюду, включая Крым и даже Одессу.
На Соловецкий архипелаг надо плыть по Белому морю из Кеми или Беломорска. Погода меняется с жаркого солнца на холодный ветер и дождь за несколько минут. Одежда от футболок, до куртки с шапкой.
Поселок Соловецкий небольшой — на 900 человек. Расположен на главном острове архипелага.
Дома разной степени сохранности, много местных детей, бродят коровы, бегают козы. Бывшие бараки сохранились весьма недурно и сейчас используются под жилье и общежитие для экскурсоводов. Справа торчит кусок сруба — это он.
Экскурсоводы рассказывают про Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Политических заключенных здесь было 10%, среди них были, например, троцкисты — сторонники перманентной революции и, соответственно, перманентного террора. Большинство (70%) узников — уголовники. Оставшиеся 20% — тунеядцы и нетрудовые элементы, к которым были причислены и служители культа (любых религий). Хотя жизнь узников была, безусловно, далеко не сахар и условия были жесткие и жестокие, рассказывают как уголовники прятались на Соловках, кося от Беломорканала, скрываясь летом в тайге. Осенью выходили обратно в лагерь, т.к. навигация закрывалась. В wiki приведено максимальное количество заключенных 71 тыс., а вот на Соловках говорят о 14 тыс. Правда к Соловецкому управлению относились и другие лагеря на севере. В 36 году исправительно трудовой лагерь был закрыт. Еще 3 года существовала тюрьма, в которой условия были еще строже, но узников на пару порядков меньше. В 39-ом закрылась и она, и тюремная история острова закончилась.
Бывший барак

А вот отель на удивление приличный и по условиям проживания и по питанию. В этой поездке вообще отели вызвали приятное удивление. Даже в депрессивном на вид Беломорске отель совершенно нормальный.
Есть банк где могут помочь, даже если он закрыт. Рядом с дверью повесят табличку — «ближайший банкомат — г. Архангельск». А чё, каких то 250 километров, половина из которых по морю и денежки твои.

Основной притягательной силой острова служит Соловецкий монастырь, возраст которого без малого 600 лет. Монастырь был ставропигиальный, т.е. «федерального подчинения» и нес государственную службу. Этой службой была… тюрьма. Правда, неожиданно? Узников было, правда, мало. Неоднократно после освобождения они отказывались возвращаться на большую землю, оставаясь жить в монастыре.
Сначала, кончено, он был деревянный. Необходимость в каменных стенах появилась после появления огнестрельного оружия.
Тут ходили с набегами шведы, а во время крымской войны в него пытались стрелять даже англичане с французами. Правда без особого успеха. Подходить близко боялись. А с большого расстояния ядра просто отскакивали.
Стены собраны из валунов, которых тут великое множество, принесенных валдайским ледником, который доходил до Костромы.
Валуны затаскивали по ледяным горкам и скрепляли кирпичами и глиной с яйцами.

производство кирпичей наладили сами монахи, как и солеварение, и систему каналов и гидравлические механизмы и ботанический сад.
В поселке однозначно рулит УАЗ разных поколений и разных моделей, которых всего 2 (буханка, да козлик). Нив видел только пару штук. Одну ржавую волгу без колес и одну девятку.
Ну и квадроциклы, говорят, есть у каждого. На них тут рассекают и брутальные мужики и гламурные поморские девчонки.
Соловки — это архангельская область. С тайгой, тундрой и беломорским побережьем.
При отливе живности почти не обнаружил, но чайки явно кого-то находят. Плавает дикорастущая ламинария (морская капуста). Мы даже попробовали — жесткая попалась. В местном кафе гораздо вкуснее.
Вода бодрит, как, впрочем, и воздух. Купался только один немец. Правда сделать это довольно сложно потому, что мелко. По фотке с отлива это видно.
А эта загадка Соловков — неолитические лабиринты. По их поводу любят развернуться РенТВ или ТВ3! По их мнению это и оккультные сооружения, и древняя обсерватория, и неолитические захоронения, и сигнальные знаки для инопланетных кораблей (я считаю последнее очень убедительно — а чё, у нас аэродромы так и строят, навалят камней и порядок). Но научноориентированные гиды говорят, что про эти лабиринты не понятно вообще ничего, даже когда появились. Возможно это никакой не неолит, а вообще средние века, а может забавы поморских рыбаков. Не верят, вобщем, они во всё хорошее.

Лабиринты находятся на заяцком острове, где был карцер для женщин, а задолго до этого скит и причал монастыря. Растительность здесь больше тундровая из-за ветра. А еще нас тут зажрали комары.

О! Забытый с прошлого сезона турист! На самом деле — это смотритель острова. Живет тут пару-тройку месяцев один. Пришвартовывает корабли к причалу, держит связь с большой землей. Многие экскурсоводы ему завидуют.

А с сентября начинаются шторма, смотритель уезжает, как и туристы. Это всё намыто прибоем

А это пихтовая аллея в ботаническом саду большого соловецкого острова. Высаженная еще монахами. Сейчас это место практики натуральных ботаников, например, из МГУ. Благодаря этим научным экспедициям местные дети при желании имеют нормальное образование.

У монахов тут еще и свечной заводик был. Правда пчел не было, были тюлени. Их жир — ворвань здесь отбеливали.

Вобщем это безумно красивое это место. Воздух какой-то тугой. Вперемешку запах водорослей, елей, можевельника и черемухи. Солнце почти не заходит. Полно цветущих ягод — голубика, шикша, морошка. И теперь довольно много туристов.

А нам пора на юг, домой — в Москву.
Комментарии
-Йа, йа, Кемска волость. (с)
Так что, можно сказать, заграница.))
https://www.youtube.com/watch?v=fwshLuNvnmQ