Самозванцы

Историю Лжедмитрия более или менее знают у нас все. Несмотря на всю ее необычность, она все таки не уникальна, самозванцы имеются и в истории других стран.

 

1. Лженероны.

После смерти имрератора Нерона один за другим появились 3 самозванца.

Первый появился сразу после смерти, а 68-69 годах, в Греции. Он захватил один из островов в Ионическом море и занимался пиратством, пока против него не направили военную экспедицию.

Второй появился 10 лет спустя, в 80, на востоке империи, на границе с Парфией. От него даже сохранилось имя – Теренций Максим. Поначалу он получил поддержку от царя Парфии Артабана 3, но когда выяснилась его личность, парфяне его казнили.

Третий появился еще 10 годами позже, в 90, опять же на границе с Парфией. О нем мало что известно.


2. Лже-Жанна д’Арк.

На роль Жанны д’Арк было несколько претенденток, из них самая успешная – Клод д’Армуаз. Она появилвсь в 1434, спустя 3 года после смерти Жанны и была признана братьями Жанны как их сестра. По протекции королевы она вышла замуж за 20 годами старшего ее Роберта д’Армуаза. К годовщине освобождения Орлеана от осады она получила от города денежную награду, но, видимо, была изобличена, так как скрылась из праздновавшего города и двумя месяцами позже предстала перед судом парламента по обвинению в обмане. Она признала, что не является Жанной д’Арк, но наказана не была. К этому времени она уже была матерью 2 детей. Позже, в 1441, она даже получила чин полковника в армии Жиля де Ре, знавшего Жанну лично. Когда в том же году Жиля де Ре казнили, по распоряжению короля чин у Клод отобрали. В 1457 ей было выдано письменное королевское освобождение от дальнейших преследований всвязи с самозванством. Всвязи с канонизацией Жанны д’Арк в 1920 была заменена плита на могиле Клод д’Армуаз, на которой ранее значилось «Жанна ле Лис, Дева Франции».

 

3. Лже-Плантагенеты.

Эдвард Плантагенет (1474 – 1499) был последним представителем рода по мужской линии и премянником 2 королей из династии Йорк. Когда на престол в 1485 году взошел Генрих 8 Тюдор, Эдвард в возрасте 10 лет угодил в Тауэр. Пока он сидел, «на воле» появилось 2 самозванца.

Первый известен под именем Ламберт Симнел. Он был питомецем детского приюта, откуда его забрал некто Роджер Саймон. Саймон воспитал Ламберта выдавать себя за наследника престола. Первоначальный пран был выдать мальчика за младшего из убитых в Тауэре сыновей Эдварда 4, Ричарда. Однако когда по Лондону пронесся слух, что в Тауэре умер Эдвард Плантагенет, план был изменен. Саймон с Симнелом переправился в Ирландию, где нашел поддержку правительства, так что Ламберта по всем правилам короновали в 1487 в Дублинском соборе на английский престол. Была организована военная экспедиция, которая потерпела крах. Надо отдать должное Генриху 8, в общем то кровавому тирану, ему хватило понимания помиловать ребенка и даже дать Ламберту работу при дворцовой кухне.

Второй самозванец звался Перкин Уорбек, он появился в 1490 сначала при Бургундском дворе. Родом он был из Голландии и сперва даже не говорил по английски. Он был признан Маргаритой Йоркской, сестрой Эдварда. Он предпринял 2 попытки вторгнуться в Англию, одну с континента и одну из Ирландии. Обе потерпели крах, причем во время второй экспедиции при приближении английских войск он дезертировал и был найден спрятавшимся в овине. Перкин Уорбек был казнен в Тауэре в один день с настоящим Эдвардом Плантагенетом.

 

4. Лже-Людовик 17

После казни сначала отца, а потом матери, наследник французского престола, которого монархисты объявили Людовиком 17, был отдан на попечение сапожнику тюрьмы Тампль. Однако уже через год семья сапожника уехала, предоставив заботу о 9 летнем мальчике тюремной охране. Еще через год, в 1795, он скончался, вероятно от туберкулеза. Существовало множество самозванцев (так что Марк Твен даже вывел одного из них в «Геккельберри Финне»), самым известным из которых был Карл Вильгельм Наундорф, часовщик из Бранденбурга. Свои претензии он заявил в 1824, при проверке его документов всвязи мошенничеством (по другим данным всвязи с поджегом). Документы оказались подложными и Карл Вильгельм объявил, что получил их в 1810 от начальнка полиции Бранденбурга, которого он де посвятил в тайну своей личности. Отсидев 3 года, он отправился в Париж, где его, 50 летнего уже человека, опознали некоторые люди, знавшие Людовика 17 пятилетним. Он уверенно отвечал на вопросы, связанные с детством дофина, но сестра Людовика Мария-Тереза отказалась его признать, что определило участь Карла Вильгельма и позволило Марии-Терезе стать королевой Франции. Карл Вильгельм был выслан в Англию, но позже перебрался в Голландию, где король предоставил ему право носить имя Бурбон. На его могиле в городе Дельфте и по ныне значится «Людовик 17, король Франции».

 

5. Лже-Смердисы.

Смердис это греческое искажение имени Бардия, которое носил младший из сыновей Кира Великого, царя Персии. Когда после смерти Кира на престол вступил его старший сын Камбиз 2, он, хотя возможно и не сразу, приказал убить конкурента, однако всенародно оглашать этого не стал, так что официально Бардия числился живым. Почти немедленно появился самозванец, известный под именем Гаумата. Геродот называет Гаумату магом, приписывая его успех искусству колдовства. В Бехистунской Надписи, где описана вся история, нод «магом» понимается скорее национальная принадлежность. Это не противоречит друг другу, поскольку народ, известный нас под названием мидийцы, часто именуется магами и служители мидийских культов называются так же. Объявившись, Гаумата немедленно получил поддержку очевидно недовольного правлением общества, так что Камбизу 2, который в это время вел бои в Египте, пришлось разворачивать армию и идти к собственной столице. Однако еще на марше Камбиз неожиданно умер и Бардия-Гаумата оказался на престоле. Он правил 7 месяцев, пока его личность не была раскрыта. Тут же произошло дворцовое восстание, самозванец был убит, а один из заговорщиков, прозже извесьный под именем Дарий 1 Великий, стал правителем. Официально царем Дарий стал несколько позже, женившись на дочери Бардии. День смерти Гауматы, 29 сентября, до сих пор отмечается кое где в Иране как «День Магоубийства».

Согласно документам, во время правления Дария 1 на востоке империи в Ликии (ныне Турция) появился еще один самозванец на роль Бардии, но никаких подробностей не сохранилось.

 

6. Лже Петры 3

За Петра 3 выдвавло себя добрых два десятка людей в России (включая, как известно, и Емельяна Пугачева), а так же один иностранец, почему он и включен в этот список.

Стефан (не известно, является ли это его настоящим именем) по прозвищу Малый объявился в Черногории в 1766 году невесть откуда. Он нанялся батраком к богатому крестьянину, а между делом практиковал народную медицину. Да так успешно, что вылечил своего хозяина и вообще прославился и к нему потянулись пациенты. Среди этих пациентов оказался некий служивый, которому случилось быть в Петербурге и видеть живого Петра 3. И этот служивый заявил, что человек, называющий себя Степаном, вылитый Петр. Сколько можно судить из других свидетельств, так оно и было, что лишний раз подтверждает правило, что у каждого где нибудь найдется двойник. Формально Черногория входила в состав турецкой империи, за исключением побережья Адриатического моря, находившегося под протекторатом Венеции. Фактически же всей полнотой местной власти обладали церковные иерархи, и прежде всего митрополит. Очевидно, правление милосердной церкви сидело у черногорцев в печенках (их, так сказать, подвели под монастырь), иначе не возможно объястить то, что не прошло и месяца со того дня, как кто то признал в дяде Степе короля, как того королем и объявили. Сколько можно судить, сам Степан Малый принимал в этом минимальное участие. В начале он еще отрицал свое царственное происхождение, но потом просто предоставил событиям развиваться самим собой. 2 ноября 1767 года по единогласному решению скупщины (этакий парламент из 7000 человек) к нему была отправлена делегация с грамотой о призвании на престол. Стефан отказался ее принимать, пока в стране не будут завершены все внутренние распри, что, как это ни удивительно, и было немедленно сделано. Ну почему людям нужен пришелец, которого они считают королем, что бы принимать разумные решения? Хотя нового царя продолжали публично величать Петром 3, императором России и царем Черногории, на его государственной печати он приказал выгравировать имя Степан, что свидетельствует о его положительных качествах.

Была проведена перепись населения, учрежден уголовный суд, а церьковь отделена от государства. Вообще царствование Стефана Малого оценивается черногорскими историками очень положительно, что говорит, что для царской работы достаточно здравого смысла и единства среди подданных.

Но у царской работы есть и недостатки. Даже если удается (а Стефану удалось) справится с внутренними деструктивными политическими интересами, остаются еще внетшние.

Первый удар нанесли Венецианцы, сначала попытавшиеся отравить Стефана, а потом пославшие карательный отряд в 4000 человек. Но венецианцев интересовало только побережье и в первую очередь крупнейший город Черногории Котор. После того, как венецианцы укрепились в Которе, Черногория окончательно лишилась выхода к морю, но по крайней мере дальше венецианцы не пошли.

Второй удар нанесли турки, пославшие войско в 50.000, которое разбило отряд Стефана (2000 человек), так что последнему пришлось бежать и скрываться. К счасью для Стефана в это время началась русско-турецкая война и турецкие войска Черногорию покинули.

Не остались безучастными и внутренние противники, прежде всего митрополит.

Тот решил вызвать самозванного царя на суд старейшин с целью разоблачения. Это вышло митрополиту боком, потому что Степан перешел в наступление, перечислил многочисленные экономические преступления (казнокрадство, присвоение иностанной экономической помощи, использование подношений «на храм» в личных целях) как церкви вообще, так и митрополита в частности. После этого он предложил конфисковать ворованное имущество и разделить его между присутствовавшими старейшинами. Старейшины с ликованием приняли идею, митрополит был арестован, имущество было разграблено. Был назначен новый митрополит

Следующим был посол России князь Долгорукий, которого Екатерина 2, приходившая в раздражение при любом упоминании своего бывшего мужа, послала с целью урегулировать ситуацию, снабдив его для этого десятком бочек с порохом и значительной суммой денег. Чем заниматься подрывными работами, князь предпочел подмазать нового митрополита, который публично при всем честном народе объявил царя самозванцем. Князю понадобились еще взятки, но в конечном итоге Стефана арестовали. Во время ареста ситуация однако стала выходить из под контроля, черногорцы снова стали вести себя как скорпионы в банке. Долгоруков, сообразив, что сколько ни плати, все мало будет, решил убираться по добру по здорову, предварительно выпустив Стефана на свободу и даже дав ему патент офицера российской армии.

Парой лет позже, в 1770 году, при прокладке новой дороги, рядом с царем взорвалась мина. Стефан потерял зрение и был парализован, но продолжал править, пока наконец наемный убийца не прокрался к нему в жилище и не отрезал у беспомощного инвалида голову.


Кое кому удавалось заделаться королем там, где то того о королях и не слыхивали.

 

7. Король Андорры

Его величество король Борис 1 Андоррский родился между 1896 и 1898 годами в Вильнюсе, как Борис Скосырев. В 1934 году, посетив Андорру, он решил, что эта находящаяся под совместным управлением Президента Франции и епископа Урхелльского патриархпльная страна создана как раз для него. Он обратился в Законодательный совет (орган, осуществлявший реальное управление Андоррой, которая как Президенту Франции, так и епископу Урхелльскому большую часть времени была до лампочки), представился герцогом Орлеанским и спросил, не согласятся ли андоррцы взять его своим королем, формально в качестве преемника французких королей, каковым, как уверял кандидат в монархи, ни президент Франции, ни тем более епископ не являются.

Простодушные андоррцы согласилмсь!!! Просто так, совершенно в духе Остапа Бендера - пришел кто то с улицы, спросил, не требуется ли случайно король и занял желаемую должность! Он издал конституцию и занимался законодательной деятельностью, пока посланные епископом 6 жандармов не арестовали его и он не был предан суду. Как ни странно, но ему не удалось вменить ничего, кроме незаконного пересечения границы. Присвоение королевского титула и вся законотворческая деятельность не противоречили никаким законам. Он получил 1 год тюрьмы, но учитывая длительность разбирательств, вышел из зала суда свободным.

Дальнейшая его судьба вполне обычна – арест фашистскими властями, попадание в советский плен, возвращение в Германию и смерть в возрасте почти 100 лет (в 1989). Похоронен в Боппарде, недалеко от Кобленца.

 

8. Король Вануату

Вануату это островное государство по средине ничего. Т.е. далеко от чего бы то ни было. Некоторые из островов, однако, находятся далеко даже от «ничего», не то что от чего бы то ни было. И остров Танна один из них. Во время 2 мировой остров облюбовала американская база снабжения, местным жителям американцы казались богами, которые получают жизненные блага не работая и у них даже возник так называемый Культ Карго. Жители плели из лиан модели самолетов в надежде привлеч этх небесных посланников, которые сбрасывали всякие полезные вещи. Они раскрашивали себя в зеленый цвет под военную униформу и ходили строем, в надежде, что боги за это одарят их товарами, как это они делали для американцев. И т.д. Эти люди вообще склонны видеть божественность во всем окружающем. Не даром кое кто из них избрали своим богом мужа королевы Англии Елизаветы, принца Филиппа, которого видели только на картинках.

Что ж, нашелся ушлый молодец, который решил, что все это можно использовать в личных целях. Некто Антуан Форинелли, бывший французский военнослужащий, прибыл на остров Танна в 1974 году, провозгласил его независимость и объявил себя его правителем. Поклонники культа Карго встретили все это с ликованием. Возможно, власти бы всего этого даже не заметили, но у Антуана Форинелли хватило ума написать письма английской королеве и президенту Франции с объявлением войны. Когда письма достгли адресатов, а высочайшая реакция достигла исполнителей по средине ничего, на остров, удаленный от ничего, был послан наряд полиции, и на Танна повторилась андоррская история. Форинелли даже не судили, просто выдворили.

 

9. Король Гора.

Иосия Харлан был выходцем из зарактерно для квакерства далекой от аванюризма семьи из Пенсильвании. Но в отличии от всей свой многочисленной квакерской родни, он отрпавился путешествовать, едва став совершеннолетним (21 год в те времена). В возрасте 21 года он прибыл в Индию. Очевидно, Харлан умел втираться в доверие, так как не прошло и короткого времени, как Раджа Пенджаба Раджит Сингх назначил его губернатором Гуджарата. Но, видимо, этого ему было мало, он хотел собственное королевство. Свой шанс он увидел в Афганистане, чей престол тогда занимал узурпатор Дост Мухаммад Хан. По его заданию он в 1838 снарядил карательную экспедицию против узбекского работорговца и полевого командира Мурада Бега. После успешного завершения операции он вошел в контакт с местными племенами провинции Гор, которые под впечатлением от его армии (общим числом около 3000 человек со снаряжением) согласились признать его правителем на пожизненный срок.

С пожизненным сроком ничего не вышло, в скорости началась первая англо-афганская война и царство окончилось. Эта история лослужила Редьярду Киплингу основой для повести «Человек, который хотел быть королем».

Дальнейшая судьба Иосии Харлана определялась тремя составляющтими – Афганистан, ненависть к рабству и царственное самодурство. Он работал над проектом импорта афганского винограда, безуспешно. Он участвовал в гражданской войне против рабовладельческого юга, бесславно. И он был судим за превышение командирских полномочий, без наказания. Он умер в возрасте 81 года, полностью забытым.

 

10. Король Саравака.

Джеймс Брук родился в Индии, в Варанаси, в 1803 году. В 1835 году умер его отец, оставив ему 30.000 фунтов. На эти деньги он снпрядил корабль и отправился на Борнео, где как раз происходило восстание против султана. Брук смог договориться с восставшими и султан пожаловал ему титул раджи замиренной провинции – Саравака. После него раджами были его сын и его внук, пока тот после японского вторжения не передал в 1945 провинцию под британское управление.