Как справиться с ревностью?
На модерации
Отложенный
Здравствуйте!
Мне 21 год. Недавно у меня появился молодой человек. Познакомились мы 2,5 месяца назад, но встречаемся лишь неделю. До этого никогда ни с кем не встречалась. До брака считаю противоестественными интимные отношения. Я бы не сказала, что мой молодой человек согласен с таким мнением, но идти против моего желания он не намерен и, по его словам, готов ждать до свадьбы. Мне легко с ним, хорошо и спокойно. Однако, я с ужасом стала замечать, что ревную. Дело в том, что до меня у него были девушки, в каких отношениях он с ними состоял – не знаю. И теперь мне кажется, что он встретит лучше, красивее, интереснее, чем я. Ему нравится посидеть в интернете, а там чего только нет – девушки, подруги… Я понимаю, что там одна грязь, но он, хотя и крещенный, но храм не посещает. А такому человеку, как мне кажется, трудно разобраться в этом мире, где черное, а где белое.>Подскажите, что со мной? Наши отношения изначально складывались очень нелегко. Как-то сразу я почувствовала, что этот человек мне очень нравится, но, боясь уже не в первый раз мучиться от безответной любви, старалась его забыть. Может быть, я просто не научилась любить? Как мне искоренить это жуткое чувство ревности? И как сделать так, чтобы мы не наскучили друг другу (как это часто бывает) ни до свадьбы, ни (если Бог даст) всю оставшуюся жизнь? Мне, наверное, стоит больше молиться?
Помогите, пожалуйста!
Отвечает протоиерей Михаил ШПОЛЯНСКИЙ:Милая Настя, знаете, я убежден, что любая попытка тем или иным искусственным способом (чем-либо, кроме самоотверженной любви) привязать к себе любимого, в конечном счете, обречена на провал. Все эти советы – держи под боком, контролируй и прочее, только растворяют вашу взаимную любовь. Так что я двумя руками подписываюсь под приведенными Вами в письме словами: «Если любишь – отпусти, если он к тебе вернется – он твой».
Другое дело, что все должно делаться разумно, как говорится в Церкви, с рассуждением. Если любимого нужно как-то подправить, помочь сделать правильный выбор, конечно, не нужно оставаться в стороне. Но тут не должно быть ни подозрительности или мнительности, ни желания, чтобы он всё делал «по-моему». А тем более той болезненной ревности, которая превращает в ад общую жизнь; вот с такой ревностью и необходимо бороться как с грехом.
Впрочем, мой совет не предполагает некой стерильности отношений. Все мы люди со своими слабостями и немощами; победа же над грехом есть цель, а не условие духовной жизни.
Конечно, в идеале нам всем прилежит та полнота любви и свободы, с которой пришел к нам Господь. Однако, практически мы все только в начале пути (дай Бог то, чтобы вообще на этом пути стояли).
И потому в реальных условиях Вы имеете право и на женскую слабость, и на каприз, и даже на ту неагрессивную ревность, которая не сеет обид и не рождает распрей; это все отчасти милые виражи любви, отчасти и её испытание. Но, если мы говорим о ревности как темном чувстве, рождающем недоверие, отчуждение, внутренний разброд и т.п. – то очень важно правильно идентифицировать сию страсть как именно СВОЙ грех, и всеми силами нужно противится тому, чтобы она руководила нашими поступками, а, тем более, не применять сознательно ревность как оружие (насколько я понял в Вашем случае, следуя совету мамы). Если же при всем том Ваш друг воспользуется Вашей самоотверженностью и Вашим уважением к нему во зло, то значит это не любовь… Да не будет!
Да, ревность – это греховная страсть. Такая же страсть, как и страсть блуда, симметричная ей. Если Вы ожидаете, что Ваш друг будет бороться с неизбежными для каждого человека блудными искушениями, то и Вы должны бороться со своей ревнивостью. (Особая ситуация – это ревность не как следствие подозрений, а как реакция на прямой факт измены; но здесь разбираться нужно не с ревностью – она есть только греховное следствие обстоятельств, их отягощающее – а с отношениями между людьми, с тем, что произошло с любовью и что привело к такому состоянию. Нередко разрушает любовь именно патологическая ревность…).
Ревность рождается от желания присвоить себе личность ДРУГОГО. Если это и аффект любви, то любви эгоистичной. Как замечательно сказал Клайв Льюис: «Христос говорит – Люблю, и отпускает на свободу». Напротив, овладеть всем существом человека, подчинить и поглотить его – цель бесов. Поскольку же между людьми такое полное поглощение практически невозможно, то и возникает подозрительность, обидчивость, ревность.
Как и вообще со страстями, бороться с ревностью нелегко; на то сие и называется духовной бранью. И, как во всякой духовной брани, здесь важно начать с правильной идентификации своего состояния. Осознание греха – скорбь о нем – покаяние – борьба – с Божьей помощью победа; и во всем смирение: это общий путь.
Благослови, Господи!
Комментарии