Признание Москвой территориальной целостности посткрымской Украины - не догма

Пока Москва стоит на абсолютном признании территориальной целостности посткрымской Украины в соответствии с Минскими соглашениями. В отличие от многих политиков в мире, которых можно обвинить в неадекватности, лишь кремлёвское руководство сохраняет выдержку и уравновешенность в этих сложных условиях, вызванных событиями на Украине.

Россия избрала в украинском вопросе выжидательную стратегию. В Москве прекрасно видят, что Петр Порошенко сам убивает Минские соглашения. И уже прошёл точку невозврата: поправки в украинскую конституцию, о которых говорилось в Минске, принимаются без учета позиции ополченцев, о чем и договорились в Минске.

В этой ситуации Россия не заинтересована ни в эскалации ситуации, ни в обострении отношений с Брюсселем. Российские власти не желают давать повод для обвинений в «провокационной политике». Жестко отстаивая свои национальные интересы, Кремль пытается избегать каких-либо провокационных шагов, способных привести к эскалации ситуации. Хотя и демонстрирует готовность сделать это (например, паспортизировать жителей ДНР и ЛНР, а также признать «правительство в изгнании», возглавляемое Николаем Азаровым).

Очевидный срыв минских соглашений украинской стороной означает, что ни о каком возврате границы под контроль Киева не может идти и речи — речь скорее пойдет об исчерпании повестки Минских соглашений. А что будет за ними?

А дальше процесс может пойти в сторону «приднестровизации» Донбасса, что автоматически будет означать отказ России от абсолютного признания территориальной целостности посткрымской Украины. Также к прекращению экономической поддержки киевского режима (без которой Украине грозит дефолт и социальные бунты замерзающих зимой людей, которым сложно будет объяснить, что в их бедах виноват Владимир Путин).

Этому будет способствовать большая вероятность очередной газовой войны между Россией и Украиной. Россия вплотную подошла к порогу усталости от режима Порошенко-Яценюка на Украине.