Сергей Бубнов: Три представления на летней сцене III часть

Три представления на летней сцене III часть
США Иран Россия
http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information//o_49932
 

«Иранский эпос», завершившийся, может быть, менее драматически, чем греческий, имеет в основе своей, все же, нечто большее, чем «соглашение».

 Здесь, опять же, не хочется отрицать сложного экономического положения, в котором оказалась ИРИ, испытавшая и санкционный гнет Запада, и нагрузки, связанные с форсированной реализацией ядерной программы; и последствия турбулентности всей мировой конъюнктуры: последнее, парадоксальным образом, и подсказало выход из ситуации… (Выход, касающийся экономических резонов).

 Но – при всем дестабилизирующем воздействии на иранское общество экономических факторов, следует отметить, что курс Ирана не менялся – а продолжался – в соответствии с представлениями персов о добре и зле.

 Как это ни парадоксально, санкции и снижение уровня жизни не отменили степени воздействия Тегерана на сферы его национальных интересов. Мало того, это воздействие за время работы западных санкций существенно выросло, и иранский «центр силы» стал безусловным фактором геополитического, военного и «идеологического» расклада на Большом Ближнем Востоке (если пользоваться терминологией пытавшихся «воспитывать» Иран американцев).

 Безусловно, этому парадоксу способствовала сама Америка, «изъявшая» из региона Саддама Хуссейна и заварившая «кашу» с последствием в виде «арабской весны» (также ставшей возможной с ликвидацией Каддафи и его режима). Получив «на выходе», как обычно, «не совсем то, что нужно», Штаты приступили к «перевариванию» череды тактических «обломов» (с израильско-палестинским «урегулированием»; с Сирией; распадом Ирака и Ливии и признанием тупика в Афганистане).

 Между тем, «обломы» их особо не тяготили: на фоне их геостратегических намерений с этими «обломами» можно было «жить» …

 Не-решение палестино-израильского вопроса «придерживало» Нетаньяху; Сирия, хоть и с Асадом, уже была «не Сирией», также, как Ливия (проекции распада которой больше пожинают французы и итальянцы); но вот когда Иран добился качественного влияния на иракские дела, а ИГИЛовцы начали трепать нефтяной комплекс региона, Штаты решили – регион «остановлен», «дела у всех есть».

 Останавливать надо было только Иран, чья ядерная программа приобрела роль национальной идеи и могла вывести его в лидеры, так сказать, «незапланированно».

 Не стоит, вероятно, спекулировать на тему, насколько  повлияло на ситуацию переговоров состояние здоровья Рахбара; насколько – скрытые смыслы игроков. Здесь, видимо, тоже сыграли свою роль свои «страшные тайны». Типа того, что Штаты, при всех сложностях, вышли на такой уровень добычи в своих сланцевых разработках, что Ближний Восток перестал их особо интересовать…

 Нет, это, конечно, журналистское преувеличение: он их еще как интересует, но… Уже не так, как раньше. ББВ перестал быть их неврозом, миссией, «обязательной программой».

 «Лидерство» свое они там, мягко говоря, провалили (да и фиг бы с ним, деньги подкидывают – и слава Богу).

 Нефть и газ у них есть. И столько, что уже можно в Европу возить… А в Европе… Мать честная, в Европе – «Газпром» везде! Застолбил все «золотоносные участки». Ну, дело, в американском понимании, поправимое. «Вот вам, ребята, Украина с «порошенками и яценюками». Европа, оккупированная американскими войсками, с американской агентурой во главе отдельных стран, перечить не будет.  

 Сирию пока не удается отхватить – расплатимся иранским рынком…

 «Остановим на Украине русских и, особенно, китайцев, собиравшихся создать в «незалэжной» логистический хаб, в который «упрется» сухопутная часть их «Шелкового пути».

 Конечно, были и другие масштабные стратегические и тактические резоны: зная прагматизм Тегерана, хотели блокировать дрейф ИРИ в сторону ШОС (с чем, видимо, запоздали…) Не решились на войну, понимая, что Иран – это не Ливия. И кое-кому – особенно по-соседству, придется туго. (При этом, нельзя исключать – в качестве «страшной тайны» - и анти-израильской направленности иранского маневра Обамы, демонстрирующего, как и в случае с Россией, несколько обескураживающую мстительность…)

 Понимая, что «ядерный Иран» перевернет всю «ближневосточную диспозицию», Штаты пошли на то, на что пошли – на «видимость компромисса». Ядерная программа Ирана не отменялась, как на том настаивал Тель-Авив (прекрасно понимающий – вместе с США – всю казуистику развития ядерных программ и преимущества «пороговых» состояний…) – а «жестко ограничивалась»…

 Санкции СБ ООН снимались; но не все санкции сразу – как на том настаивал Тегеран.

 Россия была вынуждена «своими руками» выбивать заглушку из иранской нефтяной бочки…

 Конечно, ответить на вопрос «зачем?» полностью нам – с доступным объемом информации – удастся вряд ли.

 «Ноги» поведения Америки растут в Америке – в ее внутреннем углубляющемся раздрае. Не исключено, что кое-кто пытается «подвинуть» старую часть «сырьевой элиты», чьи «проекты» (вроде Саудовской  Аравии) настолько «отбились от рук», что дальше некуда…

 И потом, как отмечалось выше, конфигурация – и даже не самого соглашения с Тегераном – а всей ситуации вокруг него – столь сложна, что говорить о логике его выполнения и, тем более, каких-то запланированных следствиях весьма преждевременно.

 Кое-что Обама не сможет выполнить – и как отреагируют персы, неизвестно. (Вернее, известно – что отреагируют жестко).

 Все претенденты на пост президента США «выстроились в каре» против сделки (которую обещает отменить каждый соискатель кресла, ныне украшаемого г-ном Обамой; то, что соглашение заключено «хромой уткой» - не стесняется говорить вслух никто…)

 С другой стороны, все, невероятное по эффективности дипломатическое поведение Тегерана - говорило об одном – персам было нужно время… Сегодня они выиграли и его, и деньги…

 Штаты, конечно, тоже не так просты.

 Реальный (или это спектакль, кто может поручиться?) политический конфликт Обамы и Нетаньяху оставляет возможность для «совокупного» Запада в любой момент забыть об этих соглашениях и «врезать» по Тегерану «по полной» (Что, кстати, косвенно и весьма прямолинейно подтвердил американский министр обороны Картер, оставивший за Америкой возврат к военному решению вопроса).

 Так что не исключено, что пьеса «расписана по ролям».

 И при всех «остановках», «прозрачности» и «ограничении» - соглашение представляет собой ту же отсрочку «главной проблемы» (что и соглашение Греции с кредиторами).

 У России будут проблемы – но проблемы решаемые. Здесь тоже есть главное – хорошие отношения с Ираном. На этом и следует сосредоточиться.

Ну, а Обама получил возможность покрасоваться на мировом подиуме, что при известном «дефиците успеха» у американского президента для Вашингтона уже хорошо…

 Сергей Бубнов,

кандидат философских наук, политолог

(мнение автора может не совпадать с мнением редакции Портала) 

Опубликовал информационно-аналитический портал «Добрососедство» ((http://dobro-sosedstvo.ru,http://dobrososedstvo.info)

 

Деятельности информационно-аналитического портала «Добрососедство»

содействует Фонд развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.com)

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information//o_49932