Падая, доллар фундаментально смотрит вверх

На модерации Отложенный

В последнее время доллар активно падал относительно рубля и евро. Настолько активно, что пошли многочисленные разговоры о том, что «уж теперь-то он упадет совсем и надолго!»

Автор настоящей заметки начал писать о неминуемом падении доллара лет 10 назад, когда нынешние его хулители говорили о «полной невозможности» системного ослабления валюты США, а потому имеет право на то, чтобы сказать тут свое слово. Собственно, на эту тему я уже высказывался и объяснял, что в среднесрочной (в отличие от долгосрочной) перспективе он должен расти. В последние месяцы доллар, к сожалению, падал, из-за чего меня регулярно подвергали критике. И хотя я всегда отмечал, что не являюсь специалистом по рынку Forex и по текущим кросс-курсам, а описываю исключительно фундаментальные тенденции, оправдываться тут бессмысленно. По этой причине скажу несколько слов как о самих фундаментальных причинах, так и о том, как они влияют на курс.

Начнем мы с того, что экономика США становится все более и более «слабой». У этого слова много смыслов, а некоторые «эксперты» регулярно вкидывают в СМИ разные, по их мнению, позитивные данные, свидетельствующие о конце кризиса в США, поэтому я дам свое объяснение. Ослабление американской, а за ней и мировой экономики происходит в связи с падением совокупного частного спроса в США. Попытки заменить его спросом со стороны государства наивны и ограничены, что хорошо понял на своей шкуре президент США в 1929-33 гг. Герберт Гувер, опыт которого хорошо изучил нынешний руководитель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке. Что касается компенсации убытков производителей и посредников (финансистов в первую очередь) за счет эмиссии, то локальный результат они дали, и именно за счет перераспределения этих денег и возникают иллюзии прекращения спада в отдельных точках, но из-за них сильно выросла инфляционная угроза экономике. Напомним, что месяц назад бывший руководитель ФРС А.Гринспен сказал, что за год денежная масса в США выросла в 2,5 раза, и теперь Бернанке должен или ее сокращать, повторяя дефляционный сценарий 30-х годов, либо же продолжать наращивать, переводя ситуацию в гиперинфляцию.

И вот здесь имеет смысл вернуться к доллару. Если сценарий дефляционный, то доллар должен расти. Если же инфляционный, то все сложнее. Дело в том, что высокая инфляция формально означает падение национальной валюты (мы это хорошо помним на примере рубля в 90-е годы). Однако инфляция обесценивает и совокупный спрос, который в США определяет экономическую ситуацию не только внутри этой страны, но и в регионах - крупнейших экспортерах в США. Т. е. в Евросоюзе, Японии и Китае. И, таким образом, обострение кризиса в США неминуемо вызовет его обострение и в этих локальных экономиках, причем более сильное, поскольку они вторичны по отношению к спросу американских потребителей.

Это значит, что как только доллар пойдет вниз, евро и иена пойдут вниз еще быстрее.

Иными словами, усугубление кризиса в США (по инфляционному сценарию) вызовет рост доллара относительно основных мировых валют. Но относительно чего тогда будет падать доллар? А относительно золота (которое уже психологически рассматривается как альтернатива доллару на позиции единой меры стоимости), относительно ряда ресурсов, относительно любых материальных активов с более или менее высокой степенью ликвидности (т. е. бриллианты не предлагать).

Разумеется, это все будет продолжаться ограниченное время - пока не разрушится современная мировая валютная система. После чего появятся и локальные валюты, привязанные к золоту, и регионы, в которых будут ограничены финансовые спекуляции, и вообще жизнь принципиально изменится. Но это будет потом. А пока - фундаментально доллар смотрит вверх.

Но тогда почему он падает здесь и сейчас? А дело все в том, что тотальная пропаганда «окончания» кризиса привела к тому, что частные инвесторы стали искать не «убежища», а максимального дохода. А он, конечно, не в долларах и не в США, отягощенных жуткими долгами и с нулевой учетной ставкой. И на все это наложились откровенные финансовые махинации наиболее крупных «маркетмейкеров», которые решили, что глупо отказываться от сверхприбылей, которые они получат в связи с точным знанием точки «разворота» рынков. Кстати, не исключено, что этот разворот уже произошел, вчера и позавчера. Понять это точно можно будет только к концу недели, но если диагноз подтвердится, то в ближайшие месяцы картина будет выглядеть так: доллар относительно евро - вверх, нефть - вниз, фондовый рынок - тоже вниз. А вот что будет дальше, можно будет сказать только после того, как денежные власти США определятся с базовым сценарием - дефляционным или гиперинфляционным. Или сценарий определится с ними.

Остается сказать несколько слов про рубль. Эта валюта - не то чтобы вторичная по отношению к доллару, как евро. Она скорее третичная, и в этом смысле рассчитывать на то, что она «естественным» образом будет расти, наивно. Поскольку даже при резком падении доллара (т. е. высокой инфляции в США) спрос на нашу нефть будет падать еще быстрее. Но у нас есть еще и «неестественные» сценарии. Например, резкого сокращения денежной массы, которую сейчас демонстрирует Центробанк. Зачем он это делает - не очень понятно, поскольку уже даже младенцу ясно, что сокращение денежной массы в нашей ситуации инфляцию не уменьшает, а конкурентоспособность остатков нашей промышленности ослабляет. Но нашим денежным властям экономическая логика не очень доступна, а вот политическая или религиозная (поскольку монетаризм сегодня - уж точно не экономическое учение: можно попытаться его рассматривать как секту, причем тоталитарную) - вполне. Вот и получается у нас странное движение в направлении сильной валюты при отсутствующей экономике.