Поболтаем, Уошо?

Поболтаем, Уошо?
http://bagira.guru/biologiya/poboltaem-uosho.html


Давно замечено, что животные способны общаться между собой при помощи звуков, поз, характерных движений. Они предупреждают друг друга об опасности, о наличии корма, выражают агрессию, демонстрируют общее возбуждение или расположение. Однако примитивный набор сигналов — это ещё не осмысленная речь. Учёный мир до недавнего времени не допускал и мысли о том, что животное, даже самое высокоорганизованное, можно научить разговаривать с человеком на его языке!

Смелое предположение


В конце 60-х годов прошлого века двое исследователей-физиологов, супруги Аллен и Беатрис Гарднер (университет города Рино, штат Невада, США) высказали шокирующее предположение: затруднения, которые испытывают обезьяны шимпанзе, пытаясь произносить слова, учёные объясняли не отсутствием умственных способностей, а строением голосового аппарата, не приспособленного к членораздельной речи. Гарднеры сделали допущение, что обезьяны могли бы объясняться с людьми при помощи движений рук, на языке жестов, более близком для них. Для подтверждения своей теории учёные решили научить шимпанзе по кличке Уошо говорить на амслене — языке глухонемых! Идея оказалась блестящей: Уошо подтвердила это быстротой, с которой начала овладевать новыми знаниями. Через пять лет она знала 160 слов, которые умела использовать в различных ситуациях — и по отдельности, и в сочетаниях друг с другом. Как же случилось это чудо?

С чего всё началось


Уошо была отловлена в Африке после гибели своей матери, тогда ей было около года. Мать была последней виденной ею шимпанзе — дальнейшее общение проходило исключительно с людьми. Люди в её присутствии даже между собой разговаривали на амслене, чтобы именно этот язык зафиксировался в её сознании как единственно возможная форма общения. Вся жизнь Уошо была продумана таким образом, чтобы побудить её пользоваться языком глухонемых для выражения своих желаний.
Все, что Уошо «сказала» за пять лет, тщательно записывалось, причём высказывания сортировались по степени достоверности — в зависимости от того, был ли выполнен жест самостоятельно или с подсказкой, регулярно ли он употреблялся в речи в нужном значении или имело место однократное случайное попадание.
Гарднеры в процессе обучения шимпанзе имели возможность сравнивать её умственное развитие с развитием глухонемых детей, обучающихся по той же программе, — это было ещё одним важным пунктом исследования.

Уошо берётся за дело


Процедура заучивания слов была проста: учёные показывали Уошо какой-либо предмет, затем брали её за руки и складывали их нужным способом. Со временем обезьяна запоминала жест и ассоциировала его именно с той вещью, которую она видела во время обучения. Например, жест, обозначающий слово «шляпа», заключался в похлопывании ладонью по макушке. После того как Уошо при виде шляпы начинала проделывать нужный жест самостоятельно, она получала лакомство — свой любимый изюм.
Другим способом заучивания слов было подражание. Уошо не раз видела, как люди курят и чистят зубы, и стала повторять движения, сопровождающие эти действия, для обозначения папирос и зубной щетки.
Уошо демонстрировала прекрасное понимание смысла выученных знаков. Например, она делала жест «шляпа», увидев её лишь на картинке! Более того, она «говорила» о шляпе, когда её вообще не было в поле зрения, например когда очень хотелось получить её для игры.

Осмысленность жестов становилась очевидной в те моменты, когда Уошо употребляла одни и те же слова применительно к самым различным ситуациям. К примеру, услышав тиканье ручных часов, она использовала жесты «рука» и «слушать». Когда вдалеке залаяла собака, Уошо привлекла внимание инструктора знаками «собака» и «слушать». А однажды, увидев пролетающий самолёт, она показала «слушать» и «летит». Разумеется, это не было случайностью…

Слова складываются в предложения


Через 10 месяцев после начала обучения, между полутора и двумя годами (то есть как раз в том возрасте, когда дети начинают строить фразы из двух слов), Уошо тоже начала усложнять свою речь.

Однажды она попросилась на прогулку из вольера жестами: «Подойди открой». В другой раз, увидев конфеты, она «произнесла»: «Дай сладкое».
Иногда между ней и инструктором происходили короткие диалоги. Вот такой:

Уошо: Пожалуйста.
Человек: Что ты хочешь?
Уошо: Выпустить. Открыть.
Человек: Идти гулять?
Уошо: Да.

Или такой:

Уошо: Ты.
Человек: Что я?
Уошо: Дай пить.
Человек: Попроси вежливо.
Уошо: Пожалуйста пить.

Уошо не просто понимала смысл произносимых ею слов, а различала оттенки этого смысла, зависящие от порядка слов в предложении! Вот интересный пример. Уошо хорошо знала фразу «я щекотать ты»: инструктор часто почесывал её бока, сопровождая действие соответствующими знаками. Но однажды он сказал фразу наоборот: «Ты щекотать я». Уошо была озадачена. Посидев какое-то время в растерянности, она повторила фразу в привычном для неё виде: «Ты щекотать я» — и подставила свои бока для почёсывания. Но человек не поспешил исполнить её просьбу, а вместо этого снова повторил фразу-перевёртыш на свой лад: «Ты щекотать я». После этого шимпанзе весело бросилась к нему, чтобы сделать то, чего до сих пор ни разу не делала — поскрести пальцами по его одежде!

Если Уошо поняла, что ей приказали, значит, её мозг сумел творчески переработать прежний жизненный опыт, приложив его к иной языковой ситуации! Это ли не демонстрация способности животного к абстрактному мышлению?

Уошо шутит и ругается


Не только мысли, но и эмоции умела передавать Уошо с помощью жестов. Гарднеры заметили, что Уошо обладает своеобразным грубоватым чувством юмора. Однажды, сидя на плечах инструктора, она помочилась на него и изобразила руками знак «смешно». Сама при этом выглядела очень весёлой и довольной.
Как-то раз Уошо не взяли на прогулку из-за плохой погоды, чем, по-видимому, сильно её огорчили.

Наблюдая, как уходят её «воспитатели», она изливала свою обиду много раз повторенным жестом: «я плакать». Вполне человеческая реакция!
Умела Уошо и ругаться, причём специально этому её никто не учил. Случилось так, что во время прогулки за автомобилем, в котором ехали инструктор и Уошо, погналась большая собака. Перепуганная Уошо начала жестикулировать: «Собака уходи». Но та не отставала.
Тогда Уошо выругалась: «Плохая грязная собака». Этого от неё не ожидал даже инструктор.

Вот это самомнение!


Уошо не любила не только собак, но и любых других животных. Она не считала их равными себе и называла «чёрными тварями». Гарднеры, желая лучше понять отношение Уошо к себе и окружающим, провели интересный эксперимент: предложили Уошо отделить фотографии людей от фотографий зверей. Воспитанница прекрасно справилась с заданием. «Ошибка» была лишь одна: Уошо уверенно поместила свою фотографию в пачку «люди», положив её поверх фотографии Элеоноры Рузвельт. Будучи воспитана с людьми, она считала себя человеком! Гарднеры сначала подумали, что, может быть, Уошо всех шимпанзе причисляет к человеческому роду. Для проверки этой догадки ей предложили фотографию другой обезьяны.
Уошо без раздумий бросила её в пачку «звери», сопроводив это действие жестом «грязная тварь». Вот так-то!

Речь и язык — не одно и то же


Причина блестящего успеха четы Гарднер состояла в том, что они сумели подойти к вопросу нестандартно и отрешиться от распространенного предрассудка, согласно которому речь и язык — одно и то же. Они доказали, что препятствие, мешающее шимпанзе членораздельно заговорить, кроется не в строении нервной системы, а носит чисто физиологический характер. Общение с животными на человеческом языке возможно! Хотя подобные «межвидовые» беседы нельзя назвать интеллектуальными, но сама возможность подобного диалога представляет собой огромный прорыв, открывающий большие научные перспективы.

Юлия Мигита