Сечин не уходит без своих

На модерации Отложенный

   7 авг, 2015 в 10:01
   Игорь Иванович Сечин снова попросил у родного государства денег. На этот раз мотивируя тем, что если денег не дать, то есть если простые честные нефтяники не получат новых льгот от государства, то в стране случится дикий дефицит бензина. Ведь продавать нефть на экспорт мы все равно не перестанем — этого у нас не отнять. Такова наша историческая миссия, наш, как говорят американцы, business и lifestyle. А вот самим может и не хватить. Советские учебники истории утверждали, что так уже было однажды при царском правительстве — только с пшеницей. Игорь Иванович умело пугает историческими аллюзиями и мрачным будущим, в котором в Америке — электромобили, а у нас тотальная оседлость, безбензинье.
   Надо признать, что в этом процессе патриотического фандрайзинга Сечин проявляет не только настойчивость, но и известный талант. Есть в этом своего рода мастерство и профессионализм.
  
   Подойти запросто к старому другу, ныне главе государства, и сказать, глядя прямо в глаза: «Слушай, дай миллиард» — это не каждому дано.


   Наблюдая за этой сценой, понимаешь, что бы там ни говорили недруги, а Игорь Иванович человек исключительный и совсем не случайно возглавляет крупнейшую российскую нефтедобывающую компанию. Ведь умение общаться с людьми — это ключ к успеху в современном мире.
   Президент Сечину на этот раз отказал. Что же это, неужели последние времена наступают? Представьте, в Фонде национального благосостояния (ФНБ) нет денег на поддержку блестящих прожектов главы «Роснефти». Для чего же этот фонд в таком случае еще нужен? Впрочем, поспешных выводов лучше не делать. Отказ официально не подтвержден, в Кремле ничего не комментируют, а на письме Сечина, попавшем в прессу, в качестве даты решения вопроса указан октябрь. Сечин просил софинансирования для модернизации Ангарского нефтехимического комплекса, ссылаясь на то, что доходность нефтеперерабатывающих предприятий вдруг драматически упала в первом квартале 2015 года. А кроме того, льготных тарифов на перевозку любых грузов «Роснефти» железнодорожным транспортом и помощи государства в освоении двух газовых месторождений. В конце июля «Роснефть» направила заявку на получение финансирования из ФНБ на сумму 2,4 трлн рублей, в дополнение к уже имеющейся просьбе о помощи от января нынешнего года — тогда корпорации Сечина не хватало на жизнь 1,3 трлн рублей.


   Даже если по всем этим пунктам Сечину будет отказано, он сохраняет хорошие шансы получить деньги на развитие судостроительного завода «Звезда» на Дальнем Востоке. О готовности правительства рассматривать этот проект в приоритетном порядке уже заявил вице-премьер Дворкович. Игорь Иванович в своем классическом стиле тут же постарался закрепить успех — если государство считает «Звезду» стратегической инвестицией и связывает ее с программой импортозамещения, то почему бы не превратить ее в монополию? Здорово ведь, когда у нас везде монополии. И Сечин вносит стремительное предложение: обязать другие российские корпорации строить суда исключительно на «Звезде». Прекрасная басня, вы не находите?
  
   Даже если Сечину отказывают, он все равно старается без своего не уйти и, похоже, пока не уходит.
  
   Все эти попытки извлечения бюджетных денег на корпоративные нужды являются, конечно, замечательной и — что бывает редко — вынужденно (в силу активного противодействия аппетитам Сечина со стороны финансового блока правительства) публичной иллюстрацией к тому, как устроена российская экономика и почему она переживает глубокий, структурный, как говорят экономисты, кризис. Ясно, что само существование госкорпораций, основной формой деятельности которых в кризис вместо сокращения издержек становится лоббирование собственных финансовых интересов через личные связи с руководством государства, не имеют никакого отношения к рыночной экономике. Как кто-то удачно пошутил, успешный российский стартап, наш особый путь инновационной экономики — это пойти и попросить миллиард на неотложные нужды своей монополии у главы государства, а потом этот миллиард эффектно освоить. Прискорбный вывод в том, что пока у нас есть Игорь Иванович в его нынешнем агрегатном состоянии, экономического роста у нас не будет.
   Вне зависимости от того, сколько денег Сечин получит из бюджета на этот раз, перед нами тяжелая агония той прекрасной эпохи, когда завтра денег всегда было больше, чем вчера, и когда ими можно было сорить — да так, что даже народонаселению перепадало по копейке. Больнее всего крах российского petrostate сегодня бьет по тем, кто сидел на самой вершине трубы и за последние годы привык считать себя избранными, мудрыми стратегами и эффективными лоббистами. Они еще не осознали себя в новой реальности без сверхдоходов. «Но не может же она совсем ничего не стоить», — так президент говорил относительно цен на нефть в прошлом году. Видимо, Сечин считает иначе.
   Кирилл Мартынов редактор отдела политики и экономики