Юрий Болдырев. Основа основ.

Выборы-2000. Из интервью с Юрием Болдыревым. 

20.04.2000

Михаил Соколов: 

Есть довольно много разнообразных публикаций, которые связывают именно нынешнего губернатора Владимира Яковлева с некими людьми… ну, скажем так — не слишком «чистыми», за которыми тянется некий «след». Некоторые из них потом попадают под арест, в тюрьму…. Два депутата законодательного собрания из петербургского списка — и так далее.
 
Как вы сами оцениваете — может быть, губернатор просто вынужден был выстраивать отношения? Потому что человек, знаете, вот такой вот крупный бизнесмен, он, одновременно, в России — нарушитель закона.
 
Юрий Болдырев:
 Знаете, кого я считаю самым выдающимся в мире борцом с коррупцией? Это бывший лидер Сингапура Ли Хван Ю. Человек, который отказался от лицемерия в системе государственного управления.
 
Всего два пункта. Первый: честно сказать обществу и парламенту — хотим ли мы, чтобы на нас работали самые квалифицированные? Мы должны платить им не меньше, чем они могут заработать в частном секторе. Премьер-министр Сингапура получает в несколько раз больше, чем президент США.
 
И второе: презумпция коррумпированности политика и чиновника. Не презумпция невиновности, это для гражданина. А вот для чиновника и политика — наоборот, чтобы по струночке ходил. Всего два пункта.
 
Михаил Соколов:
 То есть — он должен доказывать, что он «чист».
 
Юрий Болдырев:
 Да. В 1965 году они освободились от колониальной зависимости, а в 1992 году у них свободные валютные резервы были уже в несколько раз больше, чем весь наш сегодняшний бюджет федеральный.
 
И когда вы говорите о том, что система такова, которая зачастую заставляет принимать правила игры…. Да, сегодня больше зависит даже не от того, какие замечательные планы у того или иного кандидата в губернаторы или губернатора, в части той или иной развязки, а насколько он способен или неспособен противостоять этим варварским правилам игры, ведущим нашу страну к неминуемой деградации и распаду. Вот этим правилам игры надо противостоять.
 
Михаил Соколов:
 Нынешняя власть противостояла, или нет? Петербургская? Или она лавировала?
 
Юрий Болдырев:
 Ну, конечно, нет. Я бы сказал так.

Я должен быть корректен — в том числе, и как заместитель председателя Счетной палаты, — я должен говорить только о том, что знаю. Я никогда не использовал проверки Счетной палаты в Петербурге в ходе избирательных кампаний в Петербурге. Я считаю, что это было бы некорректно.
 
Но есть Контрольно-счетная палата Петербурга, созданная по образу и подобию нашей. Она, кстати, ко мне не имеет никакого отношения. Совершенно самостоятельна. И есть целый ряд достаточно серьезных материалов. Это — проверки в Финансовом комитете и в канцелярии губернатора. И есть заключения на законопроект о бюджете, где все прекрасно расписано.
 
Проблема только одна. Общество не то, что не имеет возможности с ними ознакомиться… общество, жители которого даже не знают, что такой орган есть, что он делает такие документы, где их можно найти.
 
Михаил Соколов:
 А кто должен их реализовывать? Правоохранительные органы должны возбуждать дела, разбираться, был уголовный аспект, или это просто халатность? Ну… понятно, да?
 
Юрий Болдырев:
 На самом деле, ведь государство является производным от общества. Реагировать, прежде всего, должно общество. Я как-то говорил, что если бы в Версале или в Лувре была выявлена хотя бы одна тысячная того, что выявили в Эрмитаже, не только директор музея полетел бы, все правительство полетело бы тут же, потому что там общество реагирует на подобные вещи. Как это? Они живут за наши деньги, они так пытаются нас ограбить.
 
В этом смысле, на материалы и Счетной палаты России, одним из руководителей которой являюсь я, и материалы Контрольно-счетной палаты Ленинградской области (там есть свой руководитель, Семенов) и Петербурга (руководитель — Шаляпин) — реагировать, прежде всего, должно общество. Но для этого средства массовой информации должны это давать.
 
К сожалению, здесь есть прямой сговор, монополия на средства массовой информации. Точки зрения исполнительной власти о том, как она замечательно работает на город, доводятся регулярно. Точка зрения органа и созданного для того, чтобы людям говорить — а как на самом деле? — не доводится в принципе.
 
Я подчеркиваю, я сейчас говорю не о своих проблемах. Я говорю о проблеме города. Измените эту ситуацию, и вы вдруг удивитесь — почему-то лекарства бесплатные окажутся в большем количестве, а платные — окажутся дешевле. И так далее. И улицы окажутся почему-то чище. Вы даже не сразу поймете, почему.
 
А просто — потому, что здесь ввели конкуренцию и ответственность. Просто путем предоставления обществу объективной информации о том, как работает власть. Это основа основ.