Эквадор требует оплатить его отказ от увеличения нефтедобычи
На модерации
Отложенный
Мир уже привык, что некоторые эксцентричные лидеры стран Латинской Америки в своих отношениях с Западом любят действовать по принципу «выколю себе глаз – пусть у моей тещи зять кривой будет». Братья Кастро полвека старательно не дают развиваться кубинской туристической индустрии: ведь гордым островитянам нужны металлургические заводы, а не мелкобуржуазные кафе. Уго Чавес по идеологическим соображениям полностью отказывается от импорта из слишком проамериканской Колумбии и переводит национальную экономику на аргентинские автомобили, лекарства и продукты питания, не заботясь о дополнительных издержках. Однако не менее левый президент Эквадора Рафаэль Корреа пошел еще дальше. Он догадался требовать с тещи денег за то, что не будет выкалывать себе глаз. Корреа предложил развитым странам заплатить $3,5 млрд за то, что эквадорские власти откажутся от разработки нефти на территории уникальных амазонских джунглей.
БИОРАЗНООБРАЗИЕ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
Речь идет об эквадорском национальном парке Йасуни. Там примерно на 1,5 млн га амазонских джунглей творятся настоящие чудеса биологического разнообразия: по количеству видов растений и насекомых парк превосходит всю Северную Америку вместе взятую. Еще там живет несколько индейских племен, отказавшихся интегрироваться в современную цивилизацию. Все это оказалось под угрозой уничтожения, потому что в Йасуни нашли нефть. Причем сразу 1 млрд баррелей. Месторождение оказалось крупнейшим в Эквадоре и потянуло на 20% всех национальных запасов. В участнике ОПЕК Эквадоре, где почти половина доходов бюджета формируется за счет экспорта нефти, решили, что нельзя давать таким богатствам пропадать впустую из-за кучки редких комаров и индейцев. Несмотря не протесты экологов, к весне 2007 г. госмонополия Petroecuador подписала ряд соглашений о совместной разработке месторождений в Йасуни с крупными иностранными нефтедобывающими компаниями, в том числе бразильской Petrobras, китайской Sinopec и венесуэльской PDVSA.
Казалось, эквадорские биологические сокровища уже обречены, но тут им на выручку пришел президент Корреа со своим революционным предложением, которое имеет все шансы потрясти самые основы существующего миропорядка. Богатые страны должны помогать бедным оплачивать издержки, связанные с защитой окружающей среды. Мировой экосистемой пользуются все – так пусть за нее все и платят, а не только один Эквадор. Поэтому Корреа воззвал ко всем людям доброй воли помочь ему в спасении амазонских джунглей. А именно – обеспечить Эквадор ежегодным доходом в $350 млн на протяжении 10 лет. Эта сумма, по оценкам эквадорских экспертов, компенсирует половину тех доходов, которые страна получила бы в случае разработки месторождений в Йасуни. От второй половины эквадорцы согласны отказаться в качестве жеста доброй воли.
Человечество от такого шага выиграет сразу по нескольким направлениям. Во-первых, спасет важнейший кусок легких планеты со всеми прилагающимися к ним растениями, насекомыми и зверюшками. Во-вторых, избавит мир от полумиллиарда тонн выбросов CO2, которые обязательно случились бы, начни Эквадор добывать в Йасуни нефть. А главное, мир получит готовый механизм спасения природных богатств в развивающихся странах.
ПРОЩАЛЬНАЯ ГАСТРОЛЬ
В июне 2007 г.
при поддержке международных экологических организаций власти Эквадора начали кампанию по сбору средств на спасение амазонских джунглей. Деньги на счет специального фонда должны были вносить правительства развитых стран и их сознательные граждане. Чтобы стимулировать западных благодетелей, на сбор средств отвели всего год. Если к июню 2008 г. достаточной суммы не соберется, то прощайте джунгли. К обозначенному сроку денег не собрали, но Корреа дал Западу шанс одуматься – отодвинул дату начала разработки до декабря 2008 г. Потом сроки еще раз перенесли. В итоге, добычу нефти в Йансуни не начали до сих пор. Сейчас президент Корреа отправился в специальное турне по развитым странам, чтобы донести, наконец, до них свое последнее китайское предупреждение. 28 октября он встречается по этому поводу с британскими парламентариями, а на ноябрь запланированы визиты во Францию, Швецию, Бельгию, Канаду и даже США.
Развитые страны всемерно поддерживают эквадорского президента в его непростом начинании, но деньги выделять не торопятся. Испания утверждает, что и так уже выделила $200 000 на организацию эквадорской кампании. То есть ей вычеты полагаются. Германия насчитала $50 млн, потраченных за последние 13 лет на спасение Йасуни. Немцы, как и некоторые другие европейские страны, согласны дать еще, но требуют выработки ясного механизма распределения экологических издержек между странами.
ПИРАМИДЫ СРОВНЯЕМ С ЗЕМЛЕЙ
В ответ на претензии развитых стран Корреа апеллирует к Киотскому протоколу и предлагает расплачиваться правами на эмиссию CO2. Действительно, по условиям протокола, развитые страны, взявшие на себя количественные обязательства по снижению выбросов, могут произвести часть этого снижения за счет проектов в развивающихся странах. Эта мера должна помочь оптимизировать экологические издержки: не надо тратить миллиарды на дальнейшее снижение эмиссии CO2 в Дании, когда того же результата можно добиться в Китае за гораздо меньшие деньги. Но проблема в том, что в Киотском протоколе речь идет о реальном снижении выбросов, а не о борьбе с угрозами со стороны руководителей развивающихся стран. К тому же, у европейцев есть серьезные сомнения в том, что Корреа выполнит свои обещания после получения денег. Ведь меньше года назад он отказался расплачиваться по внешним долгам Эквадора, объявив их «аморальными».
Однако главная опасность успеха экологического шантажа Эквадора состоит в том, что развивающиеся страны получат очень опасный пример. Так и другие слаборазвитые государства могут решить, что им нечего терять, кроме своих цепей и лесов, и начнут требовать от Запада денег, а то они мигом все свое биоразнообразие перестреляют, леса повырубят и таких заводов понастроят, что даже в Западной Европе чихать будут. И потом, не обязательно ограничиваться только экологией. Вот, например, в соседнем Перу власти могут решить, что проклятые руины Мачу-Пикчу мешают им фабрику новую построить. Снести их к черту, чтобы не препятствовали и без того непростому экономическому развитию страны. А если кому не нравится, так давайте, развитые страны, разделите с развивающимися издержки сохранения мирового культурного наследия.
Комментарии