Чему научил нас Примаков: сила России – в справедливости, остальное приложится!!!

<address>сегодня прочла!</address><address>*** понравилось!</address><address>**********************************</address>

Об ушедшем от нас сегодня государственном деятеле (именно деятеле – а не политике или чиновнике!) много чего можно вспомнить. Но сегодня все вспоминают знаменитый «разворот над Атлантикой» 24 марта 1999 года.

Это справедливо и очевидно. Это вершина политической биографии Евгения Примакова. По той простой причине, что это разворот страны из точки, казалось бы, невозврата.

И ведь мы говорим об этом именно сегодня не только для того, чтобы вспомнить ушедшего Примакова.

А потому что только сегодня мы можем сформулировать понимание того, что на самом деле случилось над Атлантикой 24 марта 1999 года.

Рациональными категориями поступок тогдашнего главы правительства РФ не объяснить.

 

в

Что он изменил?

Остановил уничтожение Сербии? Нет.

Заставил наших «американских партнёров» задуматься «о судьбах мира»? Нет. Они подивились столь вопиющему нарушению этикета и сразу же об этом забыли. Даже не поняли, с чего это «русский партнёр» закапризничал: его ведь, собственно, и не спрашивали, но уважительно проинформировали – чего ещё надо-то?

Послужил инструментом торга, принёс какой-то гешефт? Наоборот. Примаков-то отказался от переговоров с гр. Гором как раз о материальном вспомоществовании посттдефолтной РФ. И респектабельная отечественная пресса в те дни возмущалась, что «необдуманный порыв» лишил Родину 150 млрд американских денег. Ещё бы: «опозорились на весь цивилизованный мир», да ещё и бесплатно.

Может быть, жест солидарности с братским народом укрепил авторитет и геополитические позиции России на Балканах? Держи карман шире: «европейский выбор» тамошних элит непоколебим.

…На самом деле в этой иррациональности и есть ценность примаковского «разворота над Атлантикой».

Тот демарш не был внешнеполитическим.

Это оказалось, как мы теперь понимаем, воззванием к собственной стране.

Наша миссия – не в том, чтобы что-то получить.

И тем более не в том, чтобы продемонстрировать гордыню, обиду или «кузькину мать».

Наша миссия – быть Россией, гарантировать справедливость.

Даже из последних сил. Даже без видов на прибыль.

Величие державы, военная мощь, культурная самодостаточность – это производные от этой миссии и её обеспечение.

А слоны и пряники – всего лишь следствие. Как показывает наш исторический опыт – следствие не вполне обязательное.

Но даже без слонов и пряников – мы чисты перед Богом и собой.

Это и есть русская выгода.

Мудрый Примаков оказался первым, кто после безумного катастрофного десятилетия громко и отчаянно крикнул об этом на весь мир. Настолько громко и отчаянно, чтобы заплутавшая в дебрях «воссоединения с цивилизованным миром» страна его точно услышала.

И, кстати, сам Евгений Максимович никаких карьерных преференций с этого не поимел: вскоре его быстренько «ушли» из премьеров – несмотря даже на убедительные победы над дефолтом. А победы над дефолтом, кстати, тоже были следствием русской народной традиции – когда государство в своей экономической политике хоть чуть-чуть развернулось к поощрению не спекуляций и паразитизма, но созидания. От этого «чуть-чуть», напомню, тоже случилась истерика про «красный реванш». Показательно, не находите?

Упрямая путинская политика суверенитета – это наследие того самого «разворота над Атлантикой». Столь же непостижимая в рациональной логике «западных партнёров»: у нас, мол, на Украине и с Европой свои танцы, московским лицензированным кланам надо просто обновить договорённости «по-хорошему» с хозяевами мира и продолжать кормиться и с РФ как своего законного надела, да и Украины тоже – а этот странный Путин о каких-то «красных линиях» говорит и на конфликт зачем-то нарывается.

о

Прямо как Примаков в 1999-м.

Они нас по-прежнему не понимают – и это слава Богу. Значит, правильно всё.

Только с тех пор больше пятнадцати лет прошло.

И сегодняшнее путинское упрямство, сегодняшнее понимание нашей исторической миссии и выгоды – это уже не жест отчаяния. Это уже прагматичная политика – в том смысле прагматичная, что обеспечена и силой, и авторитетом, и широким кругом единомышленников в мире, и, самое главное, опорой на граждан самой России.

А если чего не хватает для полного торжества всемирной справедливости, так вы же помните, с чего мы начинали: если мы не изменяем себе – то и силушка отрастёт, и торжество пребудет.

Это то главное, о чём напомнил нам Евгений Максимович Примаков