Сегодня, 7 августа, исполняется год с того момента, когда продовольствию из Европы, США и Австралии закрыли вход на российский рынок. Несмотря на пессимистичные прогнозы, это дало толчок развитию отечественного сельского хозяйства. Успехи российских производителей уже заметны, но пока не очень велики. Только теперь прогнозы, скорее, оптимистические.
Год назад практически каждый человек, кто следит за новостями, мягко говоря, испытывал беспокойство. С прилавков магазинов должны были исчезнуть продукты, попавшие под эмбарго. 6 августа Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Уже с 7 августа в Россию был закрыт въезд мясу из Европы, США и Австралии, молочным товарам из тех же стран, овощам, фруктам, рыбе и даже орехам. Суммарный годовой объём импорта, попавшего под санкции, оценивается в $9 млрд. Кто-то поспешил закупить в магазине французский сыр, кто-то сёмгу, а кто-то, не разобравшись, скупал ящиками оливковое масло и итальянские спагетти, под контрсанкции не попавшие.
Прошёл год, только полки магазинов всё так же полны продуктов. «Импорт продовольствия за первые пять месяцев действия эмбарго снизился на одну треть, но российский внутренний рынок этого практически не заметил, – заявил недавно премьер-министр Дмитрий Медведев, – курс на импортозамещение стал естественной частью продовольственной политики». По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачёва, эмбарго пошло на пользу российскому сельскому хозяйству, а продление санкций действует как бальзам на душу. По сведениям Минэкономразвития, в январе – мае в Россию ввезли продуктов и сельскохозяйственного сырья на 39,9% меньше, чем в январе – мае 2014-го. Собственное производство продуктов питания выросло в первом полугодии на 2%.
По данным Минэкономразвития, в связи «с замещением ввозимой продукции» за первые полгода 2015 года различной растениеводческой продукции в стране произвели на 2,7% больше, чем за тот же период прошлого года. В январе – июне 2015 года производство рыбных продуктов выросло на 5,8%.
Но прежде всего импортозамещение коснулось таких категорий, как мясо и молочные продукты, а точнее, сыров.
За последние полгода производство мяса в стране выросло, в том числе мяса крупного рогатого скота – на 8,9%, мяса и субпродуктов птицы – на 11,4%, свинины – на 13%. Как отмечается в докладе Минсельхоза, причина увеличения производства мяса как раз последствия антисанкций. Сами производители обещают увеличивать производство и дальше, только причины роста объёма продаж видят в другом. «Мясная отрасль активно развивалась в последние годы, птицеводство развивалось последние 15 лет, за последние 10 лет в два раза выросло производство свинины, последние 5 лет увеличивается производство говядины, – рассказывает Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации. – То естьИНВЕСТИЦИИ

в отрасль пошли ещё задолго до санкций». Сразу же после введения эмбарго уполномоченные санитарные органы поспешили открыть импорт из «разрешённых стран» Латинской Америки, Китая, Индии, Таиланда и пр. Прямым следствием эмбарго в мясной отрасли стало лишь удорожание шпика. После запрета на ввоз сала из Европы, которое активно используется в производстве колбас, этот продукт оказался фактически в дефиците, а «разрешённые страны» не смогли возместить достаточный нашей промышленности объём шпика. В результате цена на сало выросла, что принесло дополнительныеПРИБЫЛИ

российским свиноводческим хозяйствам, которые те могут употребить на развитие производства. Впрочем, это лишь теория. «На самом деле в большей степени нам помогла девальвация рубля, импортёрам просто стало невыгодно поставлять нам свинину», – поясняет Юшин.
Ведь, несмотря на рост цен, стоимость мяса в России в долларах и евро серьёзно упала.
Согласно данным официальной статистики, производство молочных продуктов за последние полгода увеличилось на 3%, выработка сыра и творога – на 15,3%, сливочного масла – на 6,7%.
И глава союза производителей молочных продуктов «Союзмолоко» Андрей Даниленко связывает такой поворот событий с запретом импорта из Европы.
«После запрета на поставки из стран ЕС у нас выросло производство сыра примерно на 10%, – рассказывает он. – Показатели были бы выше, но импорт сыра нарастили и наши белорусские коллеги. Для сыроделов эмбарго оказалось позитивным фактором». Качество российского сыра не всегда дотягивает до европейского, настоящий сыр с плесенью для них всё ещё проблема. Но в стране неплохо освоили производство молодых мягких сыров типа «Моцарелла».
Правда, рисовать благостную картинку ещё рано. «Больше всего выросло производство не сыра, а сырных продуктов», – вздыхает Даниленко. Дело в том, что в России не выросло, а даже немного сократилось производство сырого молока, в результате российские сыроделы всё чаще стали использовать в производстве сыра растительные жиры, именно такой суррогат руководитель союза и называет сырным продуктом. «Молочным хозяйствам недостаточно государственной поддержки, в отрасль идут госдотации, но, по нашим расчётам, чтобы поднять молочное хозяйство, они должны быть увеличены в два раза, – говорит Андрей Даниленко. – Но мы заинтересованы в продлении эмбарго. В долгосрочной перспективе ограничение на импорт могло бы дать положительный эффект и для молочного животноводства. За год вырастить корову невозможно. Но за несколько лет при достаточной государственной поддержке это возможно».
На положительный эффект госсубсидий, выделяемых на сельское хозяйство, ссылаются и производители овощей в России. «Овощей сейчас очень много завозится из Турции, приходят и европейские овощи, которые едут обходными путями, в частности через Сербию. Нельзя сказать, что импорт овощей снизился в разы, – рассказывает Наталья Рогова, руководитель ассоциации «Теплицы России». – Но в целом господдержка сказывается на тепличном хозяйстве и производстве овощей в России. Сейчас активно строятся новые теплицы и модернизируются старые». В прошлом году в стране произвели 615 тыс. тонн тепличных овощей – это огурцы, помидоры, баклажаны, перцы, салаты, зелень. В этом году, согласно прогнозам, урожай будет примерно на 50–60 тыс. тонн больше.
«За год действия специальных экономических мер мы увидели, к примеру, что потери сезонных овощей на полях сократились вдвое, – комментирует Дмитрий Леонов, заместитель председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз». – Увеличилась и доля присутствия отечественных продуктов на полках торговых сетей до 10% в зависимости от категории товаров. Однако этого недостаточно для того, чтобы сегодня заявлять о полном импортозамещении запрещённых к ввозу товаров: физически невозможно наладить производство продуктов в такой краткосрочный период».
25 июня 2015 года постановлением правительства эмбарго было продлено ещё на один год, до 6 августа 2016 года. «Было бы неправильно прекратить действие эмбарго, когда ряд российских производителей спланировал свои производственные процессы в условиях действия запрета, – говорит Дмитрий Леонов. – Производители ведь уже запустили инвестиционные проекты по расширению, реконструкции или строительству новых производственных мощностей». Если бы в Россию вдруг одномоментно вернулся импорт из Европы, США и других стран, все эти инвестиции в развитие российского сельского хозяйства оказались бы под вопросом.
Ольга Колтунова


Комментарии
Комментарий удален модератором
А мы против своей экономики и против с.хозяйства!
Мы ЗА Путина! За гибель России!
А Европа нам мешает умереть!
Потому и ненавидим! ?