РЕВАН - САМАЯ КРУПНАЯ И ЦИНИЧНАЯ АРМЯНСКАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

На модерации Отложенный
Реван  - самая крупная и циничная армянская фальсификация

Был уничтожен весь исторический центр города, архитектура которого ясно отображала элементы азербайджанского средневекового зодчества

Армянская пропаганда, всеми правдами и неправдами старающаяся доказать принадлежность ныне столицы Армении к хайской истории, на днях растиражировала научное издание «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вышедшее в 1881 году.

 

В этом издании приводится материал учителя подготовительного класса Эриванской прогимназии Степана Павловича Зелинского об уничтоженном армянами средневекового азербайджанского города Эривань. Из растиражированного армянскими СМИ заголовка «В 19 веке научное издание Российской Империи опубликовало исторические сведения о древнем армянском городе Эривань» уже можно сделать вывод, что армянская пропаганда вновь решила показать на примере статья С.Зеленского, что Эривань является «древним хайским городом».

 

«В ней (статье С.Зеленского – ред.) рассказывается, что еще в 7 веке есть упоминания об армянском городе – Ереване, и только в 15 веке здесь появились тюрки и персы», - приводят армянские СМИ.

 

 

«В качестве более ранних упоминаний Еревана, автор цитирует армянских историков начала VII века Мовсеса Хоренаци и Себеоса. Цитируя последнего, Зелинский, в частности, пишет: «во время греческого царя Константина и персидского Азкерта, измаильтяне, после разорения некоторых мест пришли и собрались в Ереване, осаждали здесь крепость, но не смогли взять ее», - отмечают армянские СМИ.

 

Приводя отдельные предложения из статьи Зеленского о том, что «нельзя сомневаться, что Эривань существовала раньше VII века, так как в 661 году она называлась уже городом» и что «уже на момент 635-638 в Эривани уже существовала крепость», а также что «достоверно известно то обстоятельство, что Эривань находилась под властью армян вплоть до 1441 года», армянская пропаганда не приводит заключение автора о том, что «несмотря на легендарную древность происхождения своего названия, Эривань не встречается на страницах древней истории Армении». 

 

При близком рассмотрении упоминания города Эривань (азербайджанский город Иреван, который с 1828 стали называть Эривань, а с 1936 года - Ереван) армянской историографией становится ясно, что армяне приписывают основанный азербайджанскими тюрками населенный пункт к своей истории.

 

Армянская историческая наука отождествляет урартскую крепость Эребуни и Ереван. Обнаруженные археологами факты говорят о том, что Эребуни был основан 782 году до н. э. урартрийским царем Аргишти I. Предположение советского историк Бориса Пиотровского о том, «возможно, что даже в названии столицы Армянской ССР города Еревана продолжает жить урартское название города Эребуни», дало возможность армянам заявить о принадлежности Эривани к своей истории. В действительности же, насколько урартийцы не имели отношения к армянам, настолько и крепость Эребуни ни с территориальной, ни с исторической точек зрения, не имела связи с нынешним городом Ереван.

 

Крепость Эребуни была покинута урартами в VI веке до н. э., а затем занята персами в V-IV веках до н. э. и в IV веке до н. э. окончательно заброшена.

 

Армяне утверждают, что название Ереван впервые упоминается в древней рукописи V века «Старая и Новая История Давида и Мовсеса Хоренаци». Следует отметить, что называемый «отцом армянской историографии» М.Хоренаци писал историю Армении, манипулируя источниками и произвольно толковал факты. То же самое можно сказать и о Ованесе Драсханакертци, который ссылался на рукописи М.Хоренаци.

 

Интересным фактом является то, что достоверные сведения о жизни Мовсеса Хоренаци отсутствуют. В научных кругах спор вокруг точной биографии Хоренаци окончательно не решен. О самом М.Хоренаци до X века в истории вообще нет никакой информации. Если учесть, что он якобы творил в V веке, то почти 500 лет отсутствия сведений об «отце армянской истории» само по себе довольно странное и необъяснимое явление.

Первые упоминания о нём относятся к началу X века и приводятся Ованесом Драсханакертци.

 

Рукописи, относящееся к Драсханакерци, датируются очень поздним временем (XXVİİ-XIX века). Отрывок об упоминание Еревана был Драсханакерци скопирован у армянского историка Vİİ века Себеоса. Вдобавок факт упоминания Себеосом осады Еревана во время этого похода арабов в 646-647 гг. не подтверждается другими историческими источниками.

 

Следующий армянский источник, упоминающий о Ереване - это «Гирк-Тхтоц» («Книга писаний», 1091 год). Есть серьезные основания полагать, что очередная фальсификация, так как единственный в мире экземпляр «Гирк-Тхтоц» хранится в Ливане созданным в 1701 году армяно-католическим орденом мхитаристов.

 

Известный армянский писатель Хачатур Абовян в статье «Краткий исторический очерк города Эривани» писал о том, что у армянских писателей до начала XIII века нет упоминания о городе Эривани. А российский востоковед Василий Бартольд отмечал, что «Эривань возникла в качестве селения при Тимуре, а городом сделалась только в XVI веке при шахе Исмаиле, и тогда же получила свое нынешнее название».

 

Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечал, что «в 1407-08 году один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа-хан Лехичани, ступил на землю этого Еревана. Он увидел плодородный край и поселился вместе со всеми своими домочадцами. В 1509-10 году, шах Исмаил приказал своему везиру Реван-кулу-хану построить в этом месте крепость. Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван».

 

В османских архивах название города проходит как Реван, а в сефевидских как Иреван. Дело в том, что в тюркском языке отсутствуют слова начинающие на согласный звук -r. В народной тюркской речи Азербайджана перед заимствованными с арабского и персидского языка словами начинающих с этим звуком -r обычно ставилась гласное -i. Поэтому в простонародной речи Реван трансформируется в Иреван. Но если следовать литературной норме более правильным вариантом будет Реван.

 

Первое упоминание названия города Реван зафиксировано в произведении «Рузнаме» османского летописца Гейдара Челеби, которое посвящено походу султана Селима I.

 

Позднее, во времена ослабления Сефевидовской державы, город Реван стал центром возникшего Э(И)реванского ханства. После захвата Россией территории азербайджанских ханств 21 марта 1828 года НиколайI издал указ об образовании «Армянской области» на территории Нахичеванского и Иреванского ханств с центром в Эриване, в которую стали переселять из Персии и Турции армян.   

 

В 1918 году, когда на Южном Кавказе впервые появилось армянское государство – Республика Армения, Национальным Советом Азербайджанской Демократической Республики было принято решение о передаче Армении города Иреван, который должен был стать ее столицей. Это решение было принято с условием того, что  армянская сторона должна прекратить выдвигать территориальные претензии к Азербайджанской Демократической Республики. 

 

Получив Иреван, армяне приступили к уничтожению историко-архитектурных памятников доказывающих, что этот город создан азербайджанскими тюрками. Это было сделано с целью, чтобы в будущем представить Иреван как армянский город. В 30-40-е годы XX века азербайджанские кварталы Иревана еще существовали. По причине того, что армяне были переселены в Иреван в начале XIX века, их кварталы располагались кольцом вокруг азербайджанских кварталов. В 50-60-х годах прошлого столетия кварталы компактного проживания азербайджанцев и их кладбища под предлогом строительства новых зданий были стерты с лица земли. Помимо этого был уничтожен весь исторический центр Иревана – Эриванская крепость, архитектура которого ясно отображала элементы азербайджанского средневекового зодчества.

 

Вместо уничтоженной истории города, в советское время был придуман миф о том, что Ереван основан в VIII веке до н.э. по той простой причине, что неподалеку от города были найдены остатки урартрийской крепости Эребуни. Это является самой крупной и циничной армянской фальсификацией.