С рождаемостью в России дела по-прежнему обстоят весьма неплохо: подъём продолжается. В июне по итогам месяца зафиксирован прирост: родилось на 4,5 тысячи человек больше, чем умерло. Если смотреть по полугодию в целом, мы пока что в минусе, однако судя по данным прошлых лет к концу 2015 года Россия должна всё же выйти на небольшой естественный прирост.
Традиционно в плюсе мы по потоку уехавших-приехавших. Поток мигрантов из республик Средней Азии уменьшился из-за менее интересного для мигрантов курса рубля, однако из постмайданной Украины, наоборот, едут к нам весьма и весьма активно. Можно осторожно предположить, что всего за год к нам приедет «насовсем» около 150 тысяч человек.
Жить стало лучше — и дольше
Любителям цифр, кстати, рекомендую ознакомиться с докладом «Росстата» по социально-экономическому положению России в первом полугодии 2015 года. Скачать его в формате pdf можно вот здесь:
http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/social/doc06.rar
Общее население России составляет сейчас 146,3 млн человек. Это несколько меньше, чем те 148,2 млн, которые населяли РСФСР в 1991 году (особенно с учётом Крыма), однако вот уже начиная с 2009 года население России растёт, и старые страшилки про «вымирание» нашей страны не стесняются повторять только совсем уж безблагодатные журналисты.
Вместе с тем, повторюсь, особых чудес от будущего я не жду. Многолюдное поколение 1980-1990 годов рождения уже в целом «отстрелялось» детьми, и скоро уже эстафету родительства примут весьма немногочисленные дети 1995-2005 годов.
Как бы ни хотелось обратного любителям простых решений, демографические изменения протекают очень медленно: десятилетиями, если не веками. Демографические показатели России до сих пор очень сильно зависят от последствий такого казалось бы далёкого от нас события как Великая Отечественная война.
Попытаюсь объяснить на пальцах. В годы войны детей рождалось очень мало, да и первые годы после войны рождаемость также была невысокой. Добавляем к 1941 году примерно 25 лет и получаем демографический провал 1965-1970 годов. Добавляем ещё 25 лет, и вот у нас начинается хорошо памятный всем спад 1990-2005 годов, когда на эхо Войны наложилась социал-дарвинистская политика либеральных реформ.
Сейчас пятнадцатилетних в России вдвое меньше, чем тридцатилетних. Уже лет так через 5-10 мы вполне можем снова увидеть мощный спад рождаемости: и я пока что не вижу никакого способа его избежать.
Конечно, это не значит, что материнский капитал бесполезен. Материнский капитал хорош уже хотя бы тем, что облегчает жизнь молодым родителям и помогает им решить их жилищные проблемы. Но, к сожалению, материального стимулирования вряд ли будет достаточно, чтобы изменить ход движения демографических волн.
Ещё одна важная новость. Продолжает сокращаться число погибших в ДТП. В 2014 году за первое полугодие погибло 11 тысяч человек, в 2015 году — уже меньше 10 тысяч. По сравнению с 2000 годом количество погибших снизилось примерно на 20%, при этом количество автомобилей за тот же период выросло вдвое.
То ли россияне стали лучше водить, то ли машины стали безопаснее для пешеходов и пассажиров, то ли качество дорог повысилось. Полагаю, важный вклад в дело снижения жертв ДТП внесли все три фактора. К тому же и техосмотр практически отменен, превратившись в фикцию — но, как видите, никакого всплеска аварийности нет, совсем напротив — аварийность резко упала.
Также в России снова сократилась младенческая смертность, ещё на 11,1% относительно прошлого года. С либеральных девяностых уровень младенческой смертности удалось понизить втрое: с 21 до 6,6 умерших младенца на 1000 родившихся. Это немного хуже чем, например, в США, однако уже лучше, чем во многих странах Восточной Европы.
Смертность от убийств за год упала до уровня в 8,3 убитых на 100 тысяч жителей — меньше было только в очень короткий период на излёте СССР, когда относительная стабильность уже была достигнута, но перестройка не успела ещё перестроить мозги советских граждан на волчьи нравы дикого капитализма.
Отмечу, что цифра 8,3 убитых на 100 тысяч жителей не должна нас успокаивать, это по-прежнему недопустимо много. Для сравнения, вот несколько цифр по разным странам мира:
* Колумбия: 100
* Венесуэла: 45
* Бразилия: 21
* КНДР: 15
* Россия: 8,3
* США: 4,7
* Индия: 3,4
* Финляндия: 2,2
* Китай: 1,0
* Германия: 0,8
Забавно, что в США, где у населения на руках горы оружия — число убитых куда меньше, чем у нас при полном бане короткоствола и жестком контроле даже такого дерьма, как газовые пистолеты и резиноплюи.
Впрочем, не далее как в 2002 году уровень убийств в России был почти латиноамериканским — 30 убитых на 100 тысяч. Годы стабильности позволили сократить его в 3 с половиной раза.
Комментарии