Дефолт США становится неизбежным
На модерации
Отложенный
В США продолжается широкомасштабный кризис финансового рынка. Еще раз обозначим, в чем заключается его фундаментальная причина. Для начала нам предстоит разобраться, что такое фондовый рынок в том виде, в котором он существует в Соединенных Штатах. Вообще считается, что акции нужны для того, чтобы аккумулировать денежные средства, обращающиеся на рынке. Однако это уже давно не так. Даже если акция специально выпускается для того, чтобы финансировать какой-то проект, после этого она начинает «прокручиваться» на рынке вторично и третично. В виде деривативов, то есть производных бумаг, которые не имеют никакого отношения к решению первой задачи. Причем это касается даже первичных акций. С реальной экономикой они сталкиваются только тогда, когда происходит buy back. То есть в ходе самовыкупа этих акций.
У американцев проблемы с «пузырем»
На самом деле, все выпущенные акции служат только одной основной цели. Недаром этот рынок называется «рынком фиктивного капитала». На самом деле это лишь способ раздуть денежную массу и создать богатство из ничего. Понятно, что хорошо иметь много денег. Но, как известно, умный (правда, только местами) господин Кудрин вам тут же расскажет, что если вы будете печатать деньги, а товаров останется столько же, то эти деньги обесценятся и начнется инфляция. Что, в общем-то, верно. Для того чтобы этого не произошло, нужно наполнить фондовый рынок ценными бумагами. И тогда у вас инфляции не будет, а будет лишь колоссальным образом увеличиваться богатство (и денежная масса). Однако все это работает лишь до определенного предела. Во-первых, нужно, чтобы все считали эти бумаги ликвидными. И принимали валюту, которая обеспечивает этот рынок, то есть доллар. США на протяжении почти 50 лет жили таким образом и раздували колоссальный «пузырь». А теперь он лопается. Это значит, что внутри этого «пузыря» возникла проблема неплатежей. То есть то, что называется «плохие активы» (которые ничего не стоят). Собственно, их и собирается выкупать американское казначейство, потратив на это огромную сумму.
Правительство США хочет продлить свою агонию
По этой логике если убрать с рынка «плохие активы», то его учас
тники будут обмениваться «хорошими». И все будет хорошо. А для того чтобы выкупить «плохие активы», выпускается огромная куча фиктивных денег, за которыми ничего не стоит. То есть, грубо говоря, проблему, связанную с неограниченной и ничем не обеспеченной эмиссией пытаются решить... путем дополнительной эмиссии. При этом доверие к деньгам (что является критически значимым параметром в данной ситуации) не увеличивается, а, наоборот, лишь уменьшается в результате таких акций. Вот почему крупнейшие игроки на мировом фондовом рынке (в том числе американские союзники - немцы, французы и т. д.), которые заинтересованы в том, чтобы рынок наладился, отнеслись к предложенной правительством США программе стабилизации ситуации на финансовых рынках крайне критически. Потому что она лишь продолжает агонию. И не только не способна устранить первопричины, но и, напротив, является мощным катализатором этой болезни.
США находятся на грани банкротства
Кроме выкупа «плохих бумаг» американские монетарные власти предполагают запустить механизм национализации этого сектора. Таким образом, американское государство расплачивается своим кредитом доверия, который и так тает буквально на глазах. Дело даже не в том, что они оплачивают обесценившиеся ипотечные бумаги национализируемых компаний (например, американские власти национализировали крупнейшего в мире страховщика AIG). Правительство США тем самым берет на себя обязательство спасать их в случае дальнейшего углубления кризиса. Раньше некоторые финансовые чиновники (в том числе и наши) произносили достаточно спорные фразы о том, что банкротство Соединенных Штатов «невозможно по определению». Может, в них и был практический смысл, состоящий в том, что кроме бюджетных проблем, собственно, у американского государства никаких обязательств и не было.
А теперь оно берет на себя одно обязательство за другим. Причем обязательства компаний-банкротов. Таким образом, суверенный дефолт США становится практически реальным. А по некоторым параметрам даже неизбежным. Что касается России, то мы сейчас, конечно, выводим какие-то деньги. И время пока у нас все-таки есть. На данный момент в американских ипотечных бумагах у нас осталось около $30 млрд.
Финансовые спекулянты, наверное, тоже люди
Тем не менее по отношению к России этот кризис сыграл позитивную роль. Наш фондовый рынок на самом деле имеет значение только для финансовых спекулянтов (которые, наверное, тоже люди). Естественно, в нынешней ситуации они тоже несут потери. Наверное, специально «давить» их не стоит, но и задачи спасать финансовых спекулянтов у российского государства тоже нет. Опять же в рефинансировании экономики российский фондовый рынок играет очень ограниченную роль. Спросите у любого бизнесмена, и он вам расскажет, что когда компания заимствует на рынке деньги, то все в первую очередь обращают внимание на справедливую капитализацию, а не на ее оценку на рынке. Конечно, в какой-то мере и она может быть существенна, но не настолько уж. Наша проблема в том, что Россия является частью глобального рынка. И в той степени, в которой мы являемся его частью, мы и страдаем. А в той степени, в которой мы не являемся его частью, Россия имеет преимущества. Правда, есть один важный аспект - это наш финансовый рынок. Вот его-то действительно нужно спасать. Потому что когда возникает кризис доверия, то прекращается межбанковское кредитование.
У американского кризиса нет дна
По базовым (статическим) параметрам своей деятельности банк может быть абсолютно здоров. Но, как известно, любой банк работает чужими деньгами. Поэтому в условиях кризиса доверия можно обвалить любой, даже самый лучший рынок и самый лучший банк. То, чем занимается сейчас государство, это восстановление разными методами доверия на рынке, для того чтобы проходили обычные платежи. На самом деле, те 600 млрд рублей, которые планируется разместить на банковских депозитах в ходе аукционов, это абсолютно нормальная деятельность современного регулятора. Во всем мире центральные банки рефинансируют собственную систему. Нам же понадобился кризис для того, чтобы мы проломили упорство наших финансовых властей и заставили их выстраивать нормальные (абсолютно некризисные) финансовые механизмы. До определенной степени те ресурсы и те возможности, которые у нас есть, вполне способны поддерживать ситуацию на нашем рынке. Проблема в том, что у американского кризиса не существует дна. Он бездонный. Поэтому единственным способом радикально избежать солидарной катастрофы является выстраивание собственных (автономных) финансовых механизмов. Америка не одна в мире, их будут выстраивать все (и китайцы, и европейцы) по мере того, как американская система будет рушиться.
Американский кризис делает Россию крепче
Если раньше о «новой конфигурации мирового финансового рынка» у нас говорил только Медведев, то сейчас об этом уже говорят немцы и французы. К сожалению, наша финансовая система пока менее автономна по отношению к американской, чем даже европейская или тем более китайская или азиатская. В России практически не существует самостоятельной финансовой политики. У нас до сих пор действует система финансовой политики currency board. То есть размер денежной массы определяется притоком и оттоком иностранной валюты в страну. На самом деле выстраивать собственную валютную систему нужно. И то, что сейчас под давлением кризиса происходит, и есть выстраивание собственной системы. Только это придется делать достаточно быстро. Что тоже очень хорошо. Могу процитировать товарища Ницше, который сказал: «Все, что нас не убивает, делает нас крепче». Никаких перспектив, что этот кризис нас убьет, не существует. У России нет фундаментальных проблем с собственной экономикой. А значит, кризис делает нас крепче.
Комментарии