Посвящается моему мужу, Кирьянову Владимиру Ивановичу.
«… истинно любят не за что-нибудь, а вопреки.
Вопреки всему: обстоятельствам, здравому смыслу.
И не за качества характера или внешность, не в благодарность, не из жалости, не из долга,
а в силу необъяснимой внутренней тяги к другому существу,
хотя бы и несовершенному, которому готовы простить все его недостатки.
(А.П.Казанцев «Фаэты»).
«Какой красивый импозантный мужчина, и как внимательно слушает, что-то резко жестикулирующую, женщину. Меня так никто никогда не слушал», - подумала я, проходя мимо этих людей, к остановке и ставя на землю тяжелый пакет с землёй для цветов. Подошёл трамвай, чувствую, что кто-то тянет пакет. Мысль – крадут, ну, думаю, бежать вслед не буду, ценностей нет, да и устала очень к этому времени. Оборачиваюсь, а это, он – мужчина моей мечты, помогает войти. Толпа быстро вносит в вагон (в переходный период транспорт редко ходил) и плотненько прижимает друг к другу. Начинаем общаться, ощущения были такие, что мы «сто лет» знаем друг друга. Сказал, что работает профессором в вузе и недавно защитил докторскую диссертацию. Мои мысли после этих слов мгновенно унеслись в прошлое.
60-е годы. Девчонка мечтает о маленьких наручных часиках. В семье – нужда, денег – нет. Решение: заработать самой. Вишнёвые сады. Конец рабочего дня, «вкруг» сидят сборщики урожая, ждут, когда в ведомостях поставят «палочки», по количеству собранных ящиков. Напротив – влюбленный мальчик, из местных, протягивает ранний арбуз. Я думаю, как понесу домой, он такой огромный? Мимо проходит кочующий табор. Одна цыганка кричит: «Девочка, дай мне арбуз, я тебе погадаю». Спрашиваю взглядом разрешения у мальчика. В ответ: «Он – твой». Цыганка стала гадать: «……. и муж у тебя будет профессором, - потом поглядела на босые ноги в пыли, старенькое платьице, замявшись, поправила, - нет, начальником». Она не ошиблась. Был муж, подающий надежды инженер, в будущем – начальник. Было 20 лет брака, двое детей, достаток - но не было главного, любви, одни - обязанности.
Вот сейчас я и подумала, может это судьба? Неся всякую чушь и болтая ни о чем, доехали до конечной остановки. Как под гипнозом пересели в другой транспорт, доехали до другой «конечной» и направились к моему дому (про работу он совсем забыл), и я сказала, что дальше пойду одна. Вид у моего профессора был такой, как будто маленькому мальчику показали конфетку, а потом отняли: удивление, растерянность, обида. Засмеявшись, хлопнула дверью и вошла в подъезд. Прихожу в назначенный час на первое свидание, жду - никого нет. Ну, думаю, не судьба. И пошла по делам. Но Судьба уже «вела» нас. Проходит время. Проведение подготовило опять случайную встречу в пассажирской толпе и выясняем, что ждали с разных сторон одного здания. Вновь договорились о встрече, теперь уже у входа в кинотеатр, подумали, что разминуться сложно будет – вход один. Телефонами мы не могли обменяться, у него домашнего – не было, на работе – к телефону не зовут из аудитории. А я свой по этическим соображениям не стала давать. Прихожу в назначенное время, опять жду - никого. Простояв напрасно час, ушла. И вновь случай, с усмешкой отметили, что время попутали, делаем попытку в очередной раз договориться о встрече, которой суждено было состояться. И закружилась… любовь, похожая на сон.
Однажды, в центре города, решили уединиться, спустились к воде, сели прямо на траву, прижались друг к другу, и как зачарованные, смотрели вдаль. На поляну, где мы расположились, подъехали машины. Вышли злые озабоченные люди, громко крича, но, заметив нас, замолчали. Один из них тихо к нам подошел, помог подняться и направил по тропинке прочь. Позже мы поняли – была очередная «разборка», начинались лихие «90-е». Другой раз – был летний ливень, вода лилась стеной. Все быстро разбежались, мы тоже стали подниматься по гранитной набережной вверх. Увидели маленькое дерево и подумали, что оно нас защитит от дождя и стали целоваться. Редкие прохожие с недоумением, и как мне показалось, с завистью, оглядывались на нас. Но никто не мешал.
Время шло. Прошли разводы, без скандалов, все уже давно были к этому готовы. Не раздумывая, оставив всё детям, расписавшись, устроились жить в маленькую комнатку заводского семейного общежития. Жизнь началась с «чистого листа». Рушилось государство, менялась система, кризисы, дефолт, бесконечные проблемы, которые приходили и незаметно растворялись.
Всё как будто проплывало мимо нас, не затрагивая сердец. Сон продолжался.
Я слышала, что существует понятие «зависть богов», оно неожиданно коснулось и нас. На фоне сахарного диабета муж потерял ногу. До этого мне никогда не приходилось сталкиваться с этой болезнью, а здесь – как гром среди ясного неба. Коварству диабета не было предела: почечная и сердечная недостаточность, трофические язвы, цирроз печени, сосуды, всего не перечислишь, с чем пришлось столкнуться. Но была ночь перед операцией. На узкой железной больничной койке вдвоем мы с тревогой ожидали рассвета, шепча тихо слова любви, но которые не могли погасить ощущения страха, неуверенности в будущем. Был и другой день. Конец операции. Санитары привезли искалеченное тело с окровавленной культёй и бросили на койку. Вид для неподготовленного человека – ужасный, а здесь – любимый…
А потом был взгляд, который забыть не возможно: боль, отчаяние, безысходность, и вопрос?!! Можно сыграть любую роль, любые эмоции, но сыграть душу – не возможно. В моих глазах он прочитал ответ: любовь, всеобъемлющая и готовая на всё.
Началась череда бесконечных больниц, поликлиник, освидетельствование на получение инвалидности в течение многих лет, медкомиссий, жалостливых взглядов. Пришлось уволиться с хорошо оплачиваемой работы, чтобы иметь возможность всегда быть рядом. Имея большой стаж по специальности, меня взяли на должность доцента в университет, где преподавал муж, на ставку в 3 тысячи рублей, профессор в то время получал не намного больше. Близкий друг помог приобрести старенькую «шестерку». Научилась водить. Моему ангелу-хранителю, правда, работы сильно прибавилось. Где только не побывала наша машина: в крупной аварии, в сильнейшем гололеде, горела, дымились колеса, летала без тормозов, когда был очередной ремонт, водители только удивлялись, имея многолетний водительский стаж, но столько приключений ни у кого не было. Помниться случай, когда машину занесло и буквально за 10 сантиметров от бетонной стены, остановилась как «вкопанная». Ангел продолжал хранить нас. Со временем получили свою квартиру. Чтобы увеличить доход и избежать увольнения, пришлось начать писать кандидатскую диссертацию. Через 5 лет при помощи близких друзей, поддержки ректора и очень хороших людей, я наконец-то защитилась. Радости – не было предела.
Шли годы. Подошло время пенсий. Муж рассчитался и стал сидеть дома, терпеливо ожидая моего прихода с работы. За ненадобностью, продали свою «шестерку». Болезнь прогрессировала. Каждые полгода ложились на профилактику. Самым тяжелым последствием болезни были отёки, которые порой доходили до 30 килограмм. Вернувшись в последний раз с больницы, с трудом добравшись до дома, с ужасом поняли, что на этот раз отёки не прошли, врачи оказались бессильны. В молчании разделись, уложив мужа отдыхать, медленно пошла в кухню, готовить ужин. От усталости и нервного напряжения, присела отдохнуть. И тут я поняла, всё моё существо, разум объяты бесконечным отчаянием, что делать?! Мысленно обратилась к небесам, моля о помощи! Возник образ Девы Марии, в руках почувствовала сгусток энергии живого огня. На уровне интуиции подошла к мужу и спросила разрешения полечить этим огнём. В ответ, безнадежно махнув рукой, сказал: «Делай что хочешь». Наутро - было Чудо, жидкость стала отходить литрами, без всяких лекарств и таблеток. С помощью этой энергии восстановили сердечный ритм, давление, сахара пришли в норму, пришлось даже отказаться от короткого инсулина и на минимум свести длинный. Радость жизни стала возвращаться. А тут и сын женился. Стали ждать внука.
Но размеренный образ жизни опять нарушил случай. Передвигаясь по комнате, упал со всего маху с костылей на пол, частичный вывих шейки бедра, трещина. Кое-как добравшись до койки, и отказавшись от Скорой помощи, начали вместе бороться с бедой. Время залечило рану, но слабость тела и страх падения не дали больше возможности встать. Начались годы жизни, прикованного к постели человека. Я сердцем молила бога, если придет время «уйти» из жизни, пусть для него этот переход будет без мучений и боли. Дождался рождения внука, и мы не могли подумать, что в трескучие морозы его смогут привезти, показать. Но сын с невесткой приехали. Новоявленный дедушка даже смог потрепать внучка за ножку, ручку, посмотреть на него. В разное время пришли близкие друзья, с которыми он смог по душам поговорить. После последнего визита, просветленный, успокоенный, попросил пораньше положить спать. Тихо заснул и на утро уже не проснулся…
Горечь потери невозможно выразить словами. Но я благодарна Судьбе, что позволила мне познать настоящую любовь и пройти с любимым человеком до конца весь его жизненный путь.
Душа любимого попала в Рай, я так чувствую. Во сне он не приходит, не тревожит меня. Но иногда снится странный сон: у меня хотят забрать его искалеченное тело. Я кричу – он мой!!! И просыпаюсь в слезах.
Кирьянова Нина Ивановна, 2012 г.
Комментарии