Дзядко: Михаил Борисович, я по традиции позволю себе начать с первого вопроса. Мы в последние дни наблюдаем за драмой, которая разворачивается вокруг попыток Демократической коалиции выдвигаться на выборы в Новосибирской области. Вы, как «Открытая Россия», Демократическую коалицию поддерживаете. Однако мы видим, что список не утвержден и, судя по всему, принять участие в выборах Демократическая коалиция как минимум в Новосибирской области не сможет. Означает ли это, что проект под названием «Участие в выборах» уже сейчас на этой стадии доказал свою безуспешность, скажем так?
Ходорковский: Мой подход к участию в выборах следующий: это время, когда российская оппозиция может представить себя как альтернативу российскому обществу. Вот в этом одна из двух главных задач. Вторая задача — это посмотреть на тех людей, которые могут быть политическим активом оппозиции и, соответственно, этим людям предоставляется возможность показать себя обществу. Я думаю, что обе эти задачи могут быть решены в рамках предвыборной кампании и последующих выборов. И ровно потому, что я считаю эти задачи более важными, чем само по себе избрание или неизбрание в состав нынешних, на мой взгляд, достаточно фейковых органов власти, именно поэтому я поддерживаю Демократическую коалицию, но при этом не являюсь ее частью.
Дзядко: То есть, иначе говоря, важна не победа, а важно участие? Скажем так.
Ходорковский: Важно людям показать себя и предъявить себя обществу. Естественно, с таким настроением непосредственно участвовать в выборах, наверное, было бы трудно. Поэтому, собственно говоря, «Открытая Россия» и говорит, что мы будем поддерживать, мы будем заниматься наблюдением за выборами, и это те задачи, в которых, мы считаем, мы можем достичь успеха.
Козырев: Именно о возможности достижения успеха я вас, Михаил Борисович, и хотел бы спросить. Вы акцентируете внимание на том, что «Открытая Россия», вся ее деятельность направлена на то, чтобы убедить россиян в необходимости демократии, в жизненно важном принципе существования в демократическом обществе. Что вам вообще дает надежду, что кому-то когда-то удавалось россиян убедить в необходимости демократии? Ибо наша предыдущая история свидетельствует о том, что демократия уж точно не нужна среднестатистическому россиянину.
Комментарии