Завтра исполняется год со дня смерти Анатолия Соловьяненко

На модерации Отложенный




В доме Анатолия Соловьяненко, в самом центре Киева ничего не изменилось. Возле любимого кресла певца до сих пор лежит книга, которую он читал в последние дни своей жизни. Роман «Солнце и туман». На итальянском языке. Анатолий Борисович блестяще им владел. В этой же комнате стоит огромный черный рояль. Теперь на нем занимается Анатолий Соловьяненко-младший. Тоша, как ласково называл его отец. А еще в комнате много картин -- подарки друзей Анатолия Соловьяненко. Правда, портретов Анатолия Борисовича немного. Не любил он этого. Только фотографии, только любительские и только с женой Светланой. Они были вместе 37 лет…

Тенора с мировым именем Анатолия Борисовича Соловьяненко. Он были гением, он пользовался заслуженной народной любовью и, увы, в конце своего жизненного пути стал невостребованным, а после смерти он стал легендой…

Семья Соловьяненко была певучей. Уникальным тембром голоса отличался отец (шахтер с деда-прадеда) — у него был драматический тенор. Когда парень поделился с родными своими мечтами о карьере певца, глава семейства сказал: «Сначала овладей профессией, а потом пой». Попытка поступить в Ленинградскую консерваторию оказалась неудачной, оставалось одно — прислушаться к словам отца. Анатолий Соловьяненко стал студентом Донецкого политехнического института, а любимым делом занимался в художественной самодеятельности.

В доме №78 по ул. Артема, Анатолий впервые встретился со своим будущим учителем Александром Николаевичем Коробейченко. Благодаря его школе Анатолий Соловьяненко стал певцом высокого класса, его пригласили в Киевский оперный театр, направили на стажировку в Италию. Но где бы он ни был, всегда помнил о своем учителе, часто советовался с ним.

Интересный факт, после одного из студенческих концертов 18-летний юноша получил приглашение учиться профессиональному пению у ведущего солиста Донецкого театра оперы и балета, заслуженного артиста РФ Александра Николаевича Коробейченко. И именно тогда прозвучали пророчащие слова великого Коробейченко: «Из тебя может что-то получиться, но это будет стоить огромного труда». С 1950 г., на протяжении десяти лет Анатолий Соловьяненко брал уроки пения у Коробейченко, продолжая учиться в Донецком политехническом институте, который окончил в 1954 г. Работа с великим мастером, дала результат и со временем Соловьяненко, сравнялся с великим мировыми тенорами Пласидо Доминго и Лучано Поворотти. 

Анатолий Соловьяненко всегда был народным певцом. Его любовно называли украинским соловьем. Анатолий Соловьяненко дебютировал на сцене Донецкой оперы — в роли Герцога в опере Джузеппе Верди «Риголетто». А когда артист показывал спектакль на гастролях в Испании, в одном из изданий появился материал «Шахтерский герцог» (государства Украина тогда еще не было). Но еще до заграничной поездки «Шахтерским герцогом» Соловьяненко назвал корреспондент газеты «Известия», описавший дебют А. Соловьяненко в опере Дж.Верди «Риголетто» на сцене Киевского оперного театра 22 ноября 1963 года. А статья так и называлась: «Шахтерский Герцог». Так что, этот сценический образ стал визитной карточкой певца во всем мире.

«Я раб своего голоса», — время от времени повторял Соловьяненко. На самом деле «рабство» было служением. «Почему я так часто пою бесплатно или за мизерную плату? Потому что знаю: на мои концерты приходят простые люди, которые не могут заплатить за билет много, у них нет таких денег, но они любят это искусство, и, думаю, благодаря им оно будет жить», — говорил шахтерский Герцог. Он сосредоточился на концертной деятельности

О маэстро Соловьяненко: Он жив, пока звучит его голос…

Наверное, с такой фразы нужно начинать рассказ о Соловьяненко – великом донецком теноре, Шахтерском Герцоге, как называли его поклонники. И пусть его уже десять лет нет с нами, но он жив в наших сердцах. И стоит только включить запись с его голосом, и ты понимаешь, наследие, которое оставил Соловьяненко, навечно останется духовным символом и гордостью нашего края…
Биография Соловьяненко:

1932 — 25 сентября. Донецк. Родился в потомственной шахтерской семье
1950 — Студент Донецкого политехнического института
1950 — Стал брать ежедневные уроки пения у известного украинским певцом, заслуженного артиста РСФСР А.Н. Коробейченко 
1954 — С блеском окончил Донецкий политехнический институт и стал преподавать начертательную геометрию
1962 – Свадьба со Светланой
1962 — Соловьяненко на смотре народных талантов в Киеве покорил авторитетное жюри манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот и был принят стажёром в Государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г.Шевченко.
1963 — победа в конкурсе молодых вокалистов на право стажироваться в миланском театре «Ла Скала». Под руководством известного маэстро Барра познал школу итальянского бельканто. В течение следующих лет певец продолжал совершенствовать культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. В 1965 году закончились 3 года изучения школы итальянского бельканто под руководством маэстро Барра
1965 – 1995 солист Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (1965-1995 гг.). Спел 18 партий. Записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни).
1975 – Получил звание народный артист СССР
1977 — Первый советский тенор приглашен на 2 сезона в Нью-Йоркский «Метрополитен-опера»
1978 — Получил диплом Киевской консерватории имени Лысенко
1980 — Лауреат Ленинской премии

1984 — Приобрел загородный дом в Козине, Киевской области, в городе, где была могила его отца
1997 – Стал лауреатом государственной премии им. Т.Г. Шевченко
1999 — 29 июля. Козин, Киевской области. Готовил дачу к приезду итальянского посла. Умер от инфаркта во время дневного сна. Похоронен в Козине
1999 — Вдова Светлана Соловьяненко передала Донецку часть наследия для организации в городе музея артиста
2002 – Леонид Кучма, Президент Украины подписал Распоряжение «О чествовании памяти Анатолия Соловьяненко», которому исполнилось бы 70 лет.



Анатолий Соловьяненко с отцом в Донецке. 1982 г. Фото: Государственный архив Донецкой области

Детство Соловьяненко прошло в поселке Победа на окраине города Сталино. В шахте «Первомайская» работал его отец Борис Степанович. Студентом-третьекурсником Анатолий спускался в забой «Первомайской», когда проходил горную практику. Учился он в Сталинском политехническом институте, где впоследствии стал преподавателем кафедры начертательной геометрии.

Но призвание Соловьяненко было другим, он хотел петь: «Я пришел на эту землю, чтобы петь. И хочу, чтобы частица моего сердца передалась и вам». Это слова Анатолия Соловьяненко. Восхождение на оперный Олимп началось в 1952 году — когда студент Донецкого политехнического стал брать уроки вокала у знаменитого педагога Александра Коробейченко. В 1962 году Соловьяненко в составе Донецкой делегации едет в Киев — на творческий отчет. Выступление преподавателя кафедры начертательной геометрии на сцене Октябрьского дворца было столь удачным, что его приглашают на прослушивание в Киевский оперный театр, после чего предлагают работу в составе труппы. Случай — незаурядный. Ведь официальное, консерваторское, образование артист получил лишь спустя десятилетие.

С 1963 года по 1965 год, после победы на московском конкурсе оперных певцов, Анатолий Борисович стажируется в Ла-Скала. По возвращении — работает в Киевском оперном театре. Его гастроли с оглушительным успехом проходят по всему Советскому Союзу. Его охотно приглашают петь на лучших мировых сценах. После окончания карьеры в Национальной опере, Соловьяненко концертирует самостоятельно — по всему миру, и возглавляет Фонд поддержки оперы и балета имени Козловского.
Исполнил партии: Андрей («Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского), Альфред, Герцог, Манрико («Травиата», «Риголетто», «Трубадур» Верди), Рудольф («Богема» Пуччини), Надир («Искатели жемчуга» Визе), Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), де Грие («Манон» Массне) и др. Множество концертов, исполнял романсы русских композиторов, арии из опер, русские, украинские, неаполитанские песни. Гастроли за рубежом: Чехословакия, Болгария, ГДР, Бельгия, Монголия, Италия, Канада, Япония, Австралия, Куба.


Музыка для Анатолия Борисовича — неизменный спутник жизни со всеми ее радостями и горестями. С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни — русской, украинской. Интерес к оперной классике пришел к нему позже, когда он познакомился с известным украинским певцом, заслуженным артистом РСФСР А.Н. Коробейченко, распознавшим в молодом человеке талант оперного артиста. Десять лет упорных совместных занятий явились прологом к той сенсации, которую произвел А.Б. Соловьяненко в 1962 году на смотре народных талантов в Киеве. Весьма компетентное жюри, в которое входили выдающиеся украинские певцы, с изумлением слушало выступление молодого горного инженера. Он уверенно и профессионально исполнил произведения, принадлежащие к мировому теноровому репертуару, — арию Радамеса из «Аиды» Дж. Верди и ариозо Канио из оперы Леонкавалло «Паяцы», покорив всех присутствовавших манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот. Затем последовало приглашение певца в один из лучших оперных театров страны. В 1962 году Анатолий Соловьяненко был принят стажером в Государственный академический театр оперы и балета имени Т.Г. Шевченко.

Вполне закономерной стала и его победа в конкурсе молодых вокалистов на право стажироваться в миланском театре «Ла Скала». С 1963 года А.Б. Соловьяненко под руководством известного маэстро Барра познал школу итальянского бельканто. В течении трех лет (1963-1965 гг.) маэстро совершенствовал культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. И хотя от партий Радамеса и Канио пришлось отказаться, зато Герцог («Риголетто» Дж. Верди) и Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти) в скором времени стали коронными в репертуаре украинского певца. Он исполнял их в Киеве и во время гастролей на сценах других советских и зарубежных театров. Так, с его Эдгаром познакомились слушатели Германии во время гастролей Киевской оперы в Висбадене, а с Герцогом — публика нью-йоркской «Метрополитен-опера». Анатолий Соловьяненко явился первым советским тенором, получившим приглашение петь в этом ведущем театре США. В течение сезона 1977-1978 гг. он участвовал в двенадцати спектаклях «Метрополитен-опера», с большим успехом исполнив также партии в операх «Кавалер роз» Р.Штрауса и «Сельская честь» П.Масканьи.

В 1978 г., уже, будучи Народным артистом СССР, А.Б. Соловьяненко окончил Киевскую консерваторию. За тридцать лет работы солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко (1965-1995 гг.) Анатолий Борисович Соловьяненко спел 18 партий, среди них: Герцог (Риголетта), Альфред (Травиата), Тенор (Requiem), в операх Верди, Эдгар (Лючия ди Ламмермур), Рудольф (Богема), Каваросен (Тоска), Фауст (Фауст), Ленский (Е.Онегин), Самозванец (Борис Годунов), Андрей Запорожец (За Дунаем) и многие другие. В репертуаре певца много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Он записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни). 
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии (1980 г.), Народный артист Украины, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченко (1997 г.), командор Итальянской республики, кавалер орденов и медалей.

На Киностудии им. Довженко был снят музыкально-художественный фильм «Вызов судьбе» с участием А.Б. Соловьяненко. В 1982 году вышла книга А.К. Терещенко «А. Соловьяненко», посвященная творческому и жизненному пути певца и переизданная в 1988 г.

Жена Светлана. Старший сын Андрей — бизнесмен, живет и работает в Канаде. Младший сын Анатолий — режиссер Государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко в Киеве. Записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни). На Киностудии им. Довженко был снят музыкально-художественный фильм «Вызов судьбе» с участием А.Б. Соловьяненко. Всю жизнь ходил легкой, пружинистой, этакой спортивной походкой, подтянутым и элегантным, при росте в 182 сантиметра. Всегда поддерживал вес в 83-84 килограмма. В Киеве трижды менял жилье: ул. Январского восстания, потом ул. Суворова, последнее пристанище в «партийном» доме на Институтской, где сейчас у фасада стоит памятник певцу.

До своего 67-летия Анатолий Соловьяненко не дожил всего двух месяцев. «29 июля 1999 года был знойный день. Ничто не предвещало беды, — вспоминает вдова певца Светлана Дмитриевна Соловьяненко. — Анатолий проснулся в прекрасном настроении: шутил, приготовил завтрак, а потом решил поехать на дачу в Козин, подготовить её к приезду гостей — посла Италии в Украине и посла Украины в Италии. Не захотел, чтобы я его отвезла на машине. Добирался сам на автобусе. Стояла изнуряющая жара (больше месяца не было дождя). Анатолий пошёл на речку, много и долго плавал. Затем сказал моей маме, что приляжет отдохнуть до обеда — и всё… По заключению медиков, муж умер от обширного инфаркта. На сердце были рубцы от семи микроинфарктов».

«Я буду жить, покуда буду петь»

В последние годы в нечастых интервью, которые давал Анатолий Соловьяненко, превалировали горькие ноты. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, всемирно известный певец говорил о своей невостребованности… Он по-прежнему вставал в восемь утра, делал зарядку, принимал душ, затем лёгкий завтрак с чашечкой крепкого кофе — и к инструменту. Каждый день занимался по два часа. Иногда говорил жене: «Наверное, Света, это даже хорошо, что я сейчас меньше пою. Это позволяет мне работать над нюансами…»

«Но в этом было столько тоски! Он как-то сказал мне фразу, которую я осознала лишь, когда его не стало: «Света, я буду жить, пока буду петь». Страшно, но эта фраза оказалась практически пророческой. Хотя… Многие нам говорили: уезжайте из Киева, и у вас всё будет. Не смогли. Мы жили несколько лет в Италии, в США, но каждый раз я видела, что Толя скучает по дому. Ему становилось тяжело на душе, и мы уезжали домой». Анатолия Борисовича очень любили в России. Мэр Москвы Юрий Лужков лично приглашал Соловьяненко на все правительственные концерты. Собственно, на гонорары от российских концертов и жила в последнее время семья Соловьяненко. «В 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы, мы были гостями Юрия Лужкова. Тогда Толя дал очень много концертов. Помню, нас пригласил к себе мэр города и сказал мужу: «Чего ты сидишь в Киеве? Ты видишь, сколько работы в Москве? Значит так, пиши заявление, что ты просишь предоставить тебе квартиру в Москве, и переезжай сюда». Толя как-то занервничал, но заявление действительно написал. Юрий Михайлович стал настаивать, мол, скажите, когда приедете квартиру выбирать. Подберём вам, что хотите. Толя пообещал, что мы вернёмся через две недели. А я… Я видела, что ничего из этого не выйдет. И когда через какое-то время нам позвонили от Лужкова и попросили уточнить дату нашего приезда, мы отказались. Ну не мог Соловьяненко покинуть Украину. Не мог».

Когда в 1993 г. Соловьяненко попросили уйти из Киевского оперного театра, он не устраивал скандала, а сжав зубы просто ушёл в никуда. Выступал с сольными программами на сцене Национальной филармонии, ездил на гастроли по разным городам и странам и категорически отказался общаться с прессой. Ничего не комментировал, никого не обвинял, а на просьбы об интервью отвечал одной фразой: «Все, что я хочу сказать публике, она слышит на моих концертах».

Часто Анатолию Борисовичу задавали вопрос о его любимых операх, романсах и песнях. Певец отвечал: «Я не пою нелюбимые произведения. Потому что вкладываю в исполнение всю свою душу, будь это спектакль или концерт. Каждая партия, романс, серенада, баллада или народная песня для меня, словно любимые дети».

При подготовке материала использованы:

 
https://www.youtube.com/watch?v=tX0Hh0_N2J4