Всероссийский капитальный чёс
Новые сборы на капитальный ремонт убедительно демонстрируют: эксплуатировать народ даже выгоднее, чем недра
В России очень тихо, но быстро создается новая финансовая империя. Гибридная, как сейчас принято. В том смысле, что у нее нет единого бенефициара и даже формализованных органов управления. Зато есть главное — ресурсы. Ну что такое для обычного россиянина пара-другая сотен рублей, ежемесячно отчисляемых на будущий — и часто в очень отдаленной перспективе — капитальный ремонт его дома? А в масштабах страны — это десятки и сотни миллиардов рублей, которые, конечно, не останутся без хозяина.
На самом деле это одна из самых острых — уже сейчас и в ближайшем будущем — политических тем, которые способна разыгрывать так называемая системная оппозиция, в особенности ее левый фланг. В последние 15 лет государство действительно не лезло к нам в карман напрямую. Но сейчас сложилась нетипичная и некомфортная для него ситуация, которую можно описать цитатой из незабвенного Бориса Березовского: «Деньги были, деньги будут, но сейчас денег нет». Вот и приходится переходить от эксплуатации ресурсной базы к прямой эксплуатации населения.
«Новая газета» будет пристально следить за тем, как экономика спроса, подогреваемого за счет бюджета, превращается в экономику государства, живущего за счет собственного населения. В этом номере мы начинаем серию публикаций о горящих точках на социальном фронте — капитальном ремонте, материнском капитале, пенсионных накоплениях, «новых бедных».
Длинные деньги для избранных
Бенефициарами схемы всероссийского сбора на капремонт могут стать два-три банка
Федеральный закон, который дополнил Жилищный кодекс нормами о региональных операторах капитального ремонта, россиянам «подарили» в самом конце 2013 года: 23 декабря он был принят Госдумой, 25-го одобрен Советом Федерации, а 28-го подписан президентом. Канун Нового года — традиционный период для проталкивания неоднозначных инициатив. Тем более что страна тогда жила в информационном пространстве между Майданом и Сочи и на такие мелочи, как капитальный ремонт, не разменивалась. «Новая газета» попыталась выяснить, для чего понадобилось перекраивать жилищное законодательство, кто мог лоббировать этот процесс, а главное — кто может стать бенефициаром новой системы.
Как известно, с 2007 года главным игроком на рынке капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) была специально созданная госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». В ее уставный капитал передали деньги, вырученные бюджетом от продажи «Юганскнефтегаза» легендарной компании «Байкалфинансгрупп». Возглавил госкорпорацию Константин Цицин. Этот функционер мало известен широкой публике, хотя под его управлением находились колоссальные деньги — 240 миллиардов рублей.
Источник «Новой» из руководства Министерства регионального развития и ЖКХ полагает, что неожиданным возвышением Цицин был обязан благосклонностью Виктора Зубкова, под началом которого трудился в налоговых органах.
При этом, в отличие от ситуации с Анатолием Сердюковым, речь шла не о личных, а о профессиональных взаимоотношениях. Возможно, в пользу Цицина сыграло и то обстоятельство, что в 2004—2005 годах он занимал должность зампреда правления Газпромбанка. По совпадению, именно в Газпромбанк решением конкурсного управляющего были перечислены все деньги от распродажи ЮКОСа (более 310 миллиардов рублей). Это в свое время позволило кредитной организации стать одним из столпов межбанковского рынка.
По мнению нашего источника, в этом и состоит вся суть манипуляций вокруг темы капитального ремонта. Речь идет об источнике длинных денег, при том постоянно пополняющемся. Деньги ЮКОСа банально кончились, и нужен был другой источник. Им, по сути, стало население, которое не зря называют «единственным неисчерпаемым ресурсом».
Значительный плюс схемы с региональными фондами в том, что между наполнением и расходованием денег в «общем котле» проходит длительное время, иногда буквально десятилетия. Все это время деньги якобы будут лежать мертвым грузом, но на самом деле — работать. В интересах той кредитной организации, где они будут аккумулироваться.
Богатые регионы с сильными губернаторами, скорее всего, оставят эти деньги у себя. Так, например, произошло в Москве, где счет, на котором будут аккумулироваться колоссальные суммы поступлений от владельцев столичной недвижимости, был открыт в департаменте финансов городского правительства. Но, как полагает наш собеседник, неформальное, но жесткое курирование деятельности большинства региональных операторов будет осуществлять тот же Константин Цицин.
Кроме Газпромбанка среди возможных бенефициаров называется и Россельхозбанк, который тоже периодически испытывает проблемы с фондированием. Десятки миллиардов рублей, которые население будет выплачивать региональным операторам ежегодно, способны эти проблемы минимизировать.
Как и у всякой схемы, здесь должен быть проигравший. И в этой роли традиционно оказываются граждане, которые фактически будут платить инфляционный налог. Ведь в отличие от тех же пенсионных накоплений, законодательство не предусматривает конкретных механизмов капитализации платежей за ЖКХ, это не инвестиции, а, собственно, накопления. Которые съедает инфляция.
— Я вот за свою московскую квартиру не плачу, — признается собеседник «Новой» из Министерства регионального развития и ЖКХ. — У меня дом сдан четыре года назад, о каком капитальном ремонте говорить? И лично я не вижу каких-то юридических причин, чтобы оплачивать эти квитанции.
Закон действительно «сырой» и с «дырами», но при необходимости его можно доработать, а там, где необходимо, отшлифовать правоприменительной практикой. Если неплатежи со стороны населения достигнут критических уровней, что весьма вероятно, региональные суды и управления службы судебных приставов будут брошены на приоритетное направление. Слишком большой приз на кону.
Андрей СУХОТИН,
Комментарии
Комментарий удален модератором
200 - квартирный дом. Средняя стоимость квартиры - 8000 рублей (цены 1980 года для кооперативных (коммерческих) многоквартирных домов)
Имеем:
1) Стоимость дома: 200*8000 = 1 600 000 рублей
2) Если кап. Ремонт требуется через 25 лет, тогда в год необходимо собирать 1 600 000/25 = 64 000 рублей
3) С каждой квартиры – 64 000/200 = 320 рублей в год, или 26 рублей КАЖДЫЙ МЕСЯЦ (а не 13 – 15 в зимний период вместе с отоплением)
Сейчас. Средняя стоимость квартиры – 30 000 $
4) Стоимость дома: 200*30 000 = 6 000 000 ;
5) Соотвественно в год необходимо собирать 6 000 000/25 = 240 000 $
6) С каждой квартиры – 240 000/200 = 1200 $ в год, или 100 $ КАЖДЫЙ МЕСЯЦ (без отопления)
Куда как рациональнее, составить смету, взять под неё кредит, произвести работы, расчитаться по кредиту в определённые сроки.
Есть и другие варианты. Арендное жилье например. Кто то (компания или частное лицо, неважно) владеет многоквартирным домом. Собственник ВООБЩЕ не расшифровывает жировку, он просто называет сумму - в месяц 300 евро, например. Не хочешь - не плати, и не живи. Ну а что собственник будет тратить собранные деньги - его проблемы....
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
При государственной воле, попрос этот решить специалистам, как два пальца об асфальт. Но, ЖКХ- кормление губернаторов и неприкасаем.
А проследит счетная палата.
=========
Все что есть в России подчинено лично Путину.
ЖКХ как и газ и нефть и э.энергия - тоже подконтрольны Путину.
https://www.youtube.com/watch?v=64E7U3Z4Xro
Скоро у народа будет одно право-обязанность: платить налоги, причем малоимущие будут платить 50%, а ублюды будут освобождены. Ну и по мелочи, - пенсия в 90 лет, налог в пенсионный вторые 50%, а кто всё-таки доживёт до пенсии, то единственная социальная гарантия(!!!), эфтаназия в день выхода на пенсию БЕСПЛАТНО...