Установка домофона за деньги нарушает жилищные права человека

На модерации Отложенный

Жильцы многоквартирных домов имеют полное право не платить за установку домофона, а выдать ключи от общей входной двери несогласным обязаны, говорят юристы. В противном случае установка домофона станет нарушением жилищных прав человека.

Установкой домофона в подъезде занимается управляющая компания, курирующая дом. У них есть определенный бюджет, из которого они берут деньги на установку, либо собирают дополнительно с жильцов. Затем управляющая компания дома заключает договор с компанией, которая занимается установкой домофона в подъезде.

Как правило, не все жильцы вносят денежные взносы на установку в подъезде запирающих устройств. Обычно от установки домофона в подъезде отказываются либо пенсионеры, не имеющие средств, либо те, кому наличие двери с кодом просто невыгодно. «Все, кто был против, либо сдавали незаконно квартиры, либо устраивали массовые пьянки, разводили грязь в подъезде. Домофон мешал им пускать в подъезд посторонних людей», - говорит участник одного из потребительских форумов в интернете.

Если жилец отказывается от платы за установку домофона в подъезде, то попадает под психологическое давление, но имеют право претендовать на предоставление ключей от общей входной двери бесплатно.

«Если ты не внес деньги на домофон, то ключи от общей входной двери тебе в любом случае обязаны выдать», - говорит юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Алишер Захидов.

Подсоединение трубки радиосвязи в квартире жильца, не заплатившего за установку домофона, в таком случае производиться не будет. Ключ от кодовой двери также не выдадут просто так. «Ключи выдают за плату. Эта «таблетка» стоит порядка 60 рублей, человек обязан заплатить за ключ», - говорит Алишер Захидов. «Если он не хочет и за это платить, тогда считается, что управляющая компания должна ему выдать этот ключ, иначе это будет считаться нарушением его жилищных прав», - объясняет он.

По словам пресс-секретаря ГУИС (Государственного учреждения «Инженерные службы» г.

Москвы) Оксаны Масамрех, все решается ТСЖ (товариществом собственников жилья) внутри своей организации многоквартирного дома.

«Если человек не просто маргинально отказывается платить за домофон, а не имеет возможности, у него крайне сложная финансовая ситуация или еще что-то, все делается по усмотрению общего собрания», - говорит Оксана Масамрех. «Хотят жители платить не только за себя, но и за него какую-то часть суммы, разделенной по подъезду, - пусть платят. Но если всеобщее собрание решило и установило домофон, кодовый замок либо еще какое-то запирающее устройство на подъезде и вменило в обязательства содержание этого устройства всем жильцам, в каждой квартире, то тогда он обязан платить, и исключить (плату) по своей воле он не сможет, потому как это решение большинства, а по жилищному кодексу решение большинства - главный орган управления по дому либо подъезду», - объясняет она.

По ее мнению, больше одного ключа на квартиру неплательщику не выдадут. «Скорее всего, выдадут один ключ, обеспечив доступ в подъезд. Но на каждого члена семьи вряд ли сделают. Это уже воля управляющей компании, насколько она добра и щедра», - говорит эксперт. «Думаю, сейчас вряд ли кто-то разбрасывается лишними деньгами. Это не просто деньги управляющей компании, это деньги всего подъезда», - заключает она.

Если дом рассчитывается через единый расчетный центр (ГУИС района), то строка о запирающих устройствах на подъезде уже находится в едином платежном документе, и изъять ее по личной воле жильца невозможно.

«Если в платежном документе прописана сумма с учетом запирающего устройства, изменить сумму нельзя. Этот документ уже не считается легитимным, когда человек там что-то подрисовал, вычеркнул или обозначил другую сумму», - говорит Оксана Масамрех. «Ровно на эту сумму, распределенную по всем указанным в ЕПД услугам, а не только по самому запирающему устройству, он будет должником», - поясняет она.