Оптимизация как конец «автономного плавания» Крыма?
На модерации
Отложенный
Министерство Российской Федерации по делам Крыма, созданное через две недели после референдума о вхождении республики в состав Российской Федерации — 31 марта 2014 года, прекратило свое существование. Соответствующий указ «Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя» подписан Президентом РФ Владимиром Путиным. Президент также упразднил госкомиссию по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя и вместо нее поручил кабинету министров образовать правительственную комиссию по соответствующим вопросам, наделив ее функциями упраздняемой госкомиссии.
Впрочем, в свете последних скандалов, связанных с задержанием крупных крымских чиновников и резкими заявлениями «революционного» руководства республики в лице Сергея Аксёнова, данное действо по оптимизации управления вызывает больше вопросов, нежели ответов, и даёт основания полагать, что не всё так гладко в крымском «царстве». Даже несмотря на «успокоительное» от Премьер-министра Дмитрия Медведева, что регион завершил свою интеграцию в Россию. Собственно, Медведев и сам прокомментировал решение о ликвидации МинКрыма как промежуточное, сказав, что «работа по дальнейшей интеграции экономической и социальной Крыма в состав России должна быть продолжена.
Это не самый быстрый процесс, а задачи можно было бы возложить на министерство экономического развития». Премьер также предложил ввести в состав правительств Крыма и Севастополя ряд федеральных замминистров.
Напомним, что год и три месяца назад Министерство по делам Крыма создавалось для обеспечения интеграции Крыма в российское правовое и экономическое пространство. В частности, ведомство разработало Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя до 2020 года, которая стала основополагающим документом на ближайшие пять лет. Финансирование программы запланировано в сумме более 700 млрд рублей.
Сумма более, чем внушительная, а по крымским меркам, с его прошлым под юрисдикцией Киева — фантастическая. Вслед за финансированием инфраструктурных и социальных проектов под выделенные деньги из материковой России в Крым потянулись и «специалисты по бюджетным махинациям». Вероятно, отсюда и яростное желание центра контролировать администрирование и все бюджетные потоки на территории полуострова. «Чтобы обеспечить федеральную прямую координацию я в этом случае предложил бы создать правительственную комиссию по делам Крыма и Севастополя государственную комиссию соответственно реорганизовать», — сказал Медведев во время его недавней встречи с Президентом в Нова-Огарево.
Накануне упразднения Министерства Крыма регион сотрясли сразу несколько громких арестов: в подвале одной из многоэтажек Симферополя задержан скрывавшийся министр промышленной политики Андрей Скрынник. По данным ФСБ, чиновник оказал содействие в незаконной перерегистрации «Бахчисарайского районного потребительского общества» из государственной в частную собственность. Ущерб от этих действий оценен в 48 миллионов рублей. В этот же период за взятку арестован глава налоговой инспекции Крыма Николай Кочанов. Арест явился итогом длительной работы Следственного комитета РФ по фактам коррупции в руководстве ФНС.
Никак не может ни победить, ни помириться со спикером законодательного собрания Алексеем Чалымглава администрации Севастополя Сергей Меняйло. Чалый продолжает жестко критиковать губернатора, Меняйло пытается оппонировать. Тем не менее, в начале лета Чалый инициировал отставку первого вице-губернатора Сергея Еремеева.
Ранее по факту махинаций с трудовой документацией дело о мошенничестве возбудили на бывшего руководителя «Крымской железной дороги» Андрея Каракулькина. По данным ФСБ России, он осуществлял махинации при оформлении трудовой документации, которые позволяли чиновнику получать дополнительные выплаты от предприятия. Еще ранее, в апреле, сотрудники управления ФСБ по Крыму задержали при получении взятки начальника отдела таможенного поста «Джанкой» на границе с Украиной Имиля Гафарова и заместителя начальника Центра по противодействию экстремизму крымского управления МВД России Ивана Пинчука.
Под стражей оказался глава Войковского сельсовета за раздачу побережья возле Керчи. А незадолго до этого — случилось увольнение нескольких министров крымского правительства в «связи с некомпетентностью». Всего за год против крымских чиновников возбуждено 185 (!) уголовных дел. В них фигурируют 48 представителей законодательной, исполнительной и муниципальной власти.
Налицо управленческий кризис, который и явил на крымскую сцену, считай, ручное управление из центра. По всей видимости, привыкший действовать в рамках былых автономных отношений Симферополя и Киева, глава Республики Крым Сергей Аксёнов решил публично заступиться за Андрея Скрынника, сообщив, что коррупционные скандалы в его команде — это не что иное, как попытка опорочить региональные власти полуострова в глазах федеральных властей и общественности. Аксёнов отметил, что у него сложилось четкое понимание того, что против властей Крыма была начала кампания, так как на полуостров не могут зайти разные игроки, стабильно делящие российский бюджет и которые планировали реализовать здесь ряд программ.
Обращение Аксёнова к своим подчиненным в буквальном смысле ввергло в шок не привыкшую к резким телодвижениям региональных полпредов кремлёвскую элиту: «Гарантирую каждому из вас, что если мы будем понимать, что вы совершили неумышленно действия, не приведшие к вреду для государства и не работали на собственный карман, в нашем лице вы получите поддержку, — успокоил Аксёнов крымских чиновников. — И никто вообще не будет над вами издеваться. А то у нас появились деятели, приехали с материка и рассказывают, что крымчане все бестолковые, идиоты, а появились герои определенные, которые что-то хотят поменять, при этом выплескивая позицию в публичную плоскость — этого не будет, я вам гарантирую».
8 июля текущего года Сергей Аксёнов создал специальную комиссию по защите прав чиновников Крыма. По замыслу Аксёнова, данный орган должен рассматривать обоснованность возбуждения уголовных дел против государственных служащих. Впрочем, спустя пять дней глава республики отменил собственное распоряжение в связи с необходимостью исключения неоднозначного толкования целей и намерений создания комиссии, а также соблюдения Конституции РФ, Конституции РК, федерального и республиканского законов о противодействии коррупции.
По Крыму расползлись слухи, что «замирять» Аксёнова с силовиками взялся лично Дмитрий Медведев. При этом были сделаны соотвествующие оргвыводы для первых лиц республики. Им намекнули, что любое самоуправство терпят в Москве последний раз, а все подвиги во время событий «Крымской весны» не помогут, если скандал между силовиками-федералами и крымским правительством продолжит набирать обороты. Силовики в свою очередь не собираются закрывать глаза на чиновников, которые успели украсть, взять или дать взятку, а все замашки «свиты Януковича» попросили оставить в марте 2014 года.
Несмотря на то, что, крымские эксперты считают, что кредит доверия к Аксёнову остается до сих пор очень высоким, как со стороны крымчан, так и со стороны Президента, мало у кого остались сомнения, что кадровый голод в руководящем составе Крыма будет постепенно удовлетворяться московскими ставленниками.
Данные скандалы подстегнули и давних врагов и оппонентов теперешних крымских властных элит. В частности, первый президент Крыма Юрий Мешков даже не скрывает удовлетворения по этому поводу: «Близится надежда, когда Россия войдет в Крым. Команда нашего Сергея Валерьевича сформирована из людей, достойных находиться в другом месте, а не в кабинетах правительства. С моей точки зрения, необходимо нечто похожее на президентское правление. Но это проблемно. Поэтому возможен другой ход — замена правительства на московское. Но не полностью заменить — нет необходимости на принятие таких срочных мер, а постепенно назначить каждому руководителю каждого министерства и ведомства проверенного человека из материковой России. Заместителем с правом вето на принимаемые решения, если они совсем одиозные. То есть, выбить из рук этой организованной команды рычаги, которыми они продолжали вольно обращаться с бюджетом и распространять через своих людей влияние на жизнь в Крыму».
Экс-спикер парламента Крыма Леонид Грач также не стесняется в выражениях: «ФСБ запоздало начала действовать. Бандитский рассадник, произрастающий из Партии регионов, бандформирований Сейлем, Башмаки, укрепился во всех сферах жизни. ФСБ обязано было и Белавенцеву (представитель президента РФ) подсказать, что поигрались в «Крымскую весну», самооборону, но остановитесь, дальше наступает реальная жизнь. Тем более, она крайне усугублена санкциями, которые действуют на социально-экономические настроения крымчан. Настроения резко меняются потому, что в парламент Крыма посадили всех тех, кто напрямую связан с криминальным миром, по министерствам рассадили всех, кто с «подмоченной» репутацией. Что это за подбор кадров, за который никто не несет ответственности?! Развели коррупционный, криминальный бардак, и теперь надо ловить по подвалам, арестовывать министров. Как можно понять, когда Аксенов увольняет третьего по счету министра транспорта, возбуждается уголовное дело по нему, а он назначает его своим советником?!»
Эксперты также не исключают вероятности ликвидации должности полномочного представителя Президента в Крымском федеральном округе, как и самого округа. А Крым и Севастополь должны, по некоторым сведениям, войти в состав Южного федерального округа. Понимая логику действий аппарата государственного управления РФ, несложно предугадать, что совпадений быть не может. Уголовные дела, ликвидация МинКрыма, мутация чиновничьего состава, поддержка масс-медиа и возможное упразднение округа являются кремлёвской многоходовкой, которой Москва практически забирает полномочия по управлению территорией, одновременно показывая всем остальным какой будет реакция на протестные высказывания местных лидеров против политики федерального центра.
Комментарии