Прививка от здравого смысла

На модерации Отложенный

Прививка боеготовности. В России зарегистрировано 956 случаев гриппа А/H1N1. Уже в ноябре правительство обещает начать массовую закупку отечественных вакцин от свиного гриппа, на эти цели выделено 4 млрд рублей. Однако эксперты считают, что можно было бы потратить деньги с большей пользой. Почему — разбирался The New Times

«Свиным» грипп А/H1N1 по большому счету называть некорректно. В этом вирусе части генома свиного гриппа сочетаются с фрагментами птичьего и человеческого вирусов. Такова природа этой инфекции, возбудитель которой способен порой на очень резкие мутации, говорит ученый секретарь петербургского НИИ гриппа Тамара Лобова. Разговоры о том, что свиной грипп был создан кем-то искусственно, по ее мнению, серьезной почвы под собой не имеют. Такие радикальные изменения в структуре вируса гриппа время от времени происходят сами по себе, и специалисты по некоторым признакам еще два года назад предсказывали появление нового вируса.

Если завтра война

Между тем искусственные инфекции и биологическое оружие имеют к нынешней ситуации вокруг пандемии А/H1N1 самое прямое отношение. Дело в том, что разработкой боевых вирусов занимались военные ведомства разных стран. И производство прививок стало из-за этого стратегической отраслью.

«Изготовление вакцин в России налажено сравнительно лучше других областей фармацевтической промышленности, — констатирует вице-президент Общества специалистов доказательной медицины доктор медицинских наук Василий Власов (см. его статью на стр. 16). — Эту отрасль поддерживают из тех соображений, что если завтра «проклятые империалисты» развяжут биологическую войну, то странам, не имеющим собственных мощностей по производству вакцины, останется только рассчитывать на милость тех, кто эту вакцину производит».

Одна из мер такой поддержки — регулярные госзаказы. Например, в рамках нацпроекта «Здоровье» и за счет бюджета в России ежегодно прививают от сезонного гриппа от 18 млн до 27 млн человек. В этом году привьют 27,5 млн россиян.

Теперь к этим закупкам прибавится и вакцина от свиного гриппа. Конкурс еще не объявлен, но власти собираются выделить на это дело около 4 млрд рублей. Первый вице-премьер Виктор Зубков на президиуме правительства пообещал привить 43 млн россиян: работников медицинских учреждений и социального обеспечения, детей, студентов, военнослужащих, транспортников. Из стратегических соображений это будут отечественные препараты. На их разработку и тестирование уже выделено 4 млн рублей.

Живые и мертвые

Разработка вакцин идет сейчас полным ходом, причем сразу четырех. Две из них, производства НПО «Микроген», уже допущены к испытанию на детях и должны начаться со дня на день. Называются они — инфлювир и пандефлю. Разница между вакцинами в том, что первая из них с живым, но ослабленным вирусом, а вторая — с «убитым». Инфлювир впрыскивается через нос, то есть имитирует естественный способ заражения воздушно-капельным путем. Пандефлю вводится подкожно или внутри­мышечно.

«Живая вакцина на 20–30% дешевле и значительно проще в производстве, ею можно быстро покрыть потребности страны, — объясняет разницу пресс-секретарь «Микрогена» Тимофей Пешков. — Проблема только одна — ее нельзя применять детям до трех лет и больным СПИДом на последних стадиях».

По словам Пешкова, компания использовала технологии, освоенные ею при разработке вакцины от птичьего гриппа, который так и не дошел до России.

Над двумя другими вакцинами — моногриппол и моногриппол нео — работает компания «Петровакс». Они отличаются прежде всего тем, что антигены для моногриппола нео выращивают не на куриных эмбрионах, как это делается для других вакцин. А значит, прививка будет рекомендована и людям с аллергией на куриный белок. До конца года компания готова произвести до 11 млн доз вакцин.

Производством моногриппола займется санкт-петербургский НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова. Его мощностей хватит, по сведениям НИИ гриппа, еще на 3 млн доз. «Микроген» пока держит свои производственные возможности в секрете, но речь идет примерно о 15 млн доз, которые изготовят на заводах в Иркутске и Уфе. В принципе такой расклад исключает конкуренцию между вакцинами — возможностей российских производителей может не хватить даже на обеспечение госзаказа.

Быть может, закупать вакцину придется за рубежом, хотя импортные препараты дороже. Французский, например, стоит около $10 за дозу. Для сравнения: в НИИ вакцин и сывороток готовы продавать препарат по 55 руб. за дозу. Закупать вакцину А/H1N1 за рубежом приходится и другим вполне развитым странам. В Германии в связи с этим на прошлой неделе разгорелся даже серьезный скандал, когда журналистам таблоида Bild стало известно, что немецкое правительство покупает сразу два вида вакцины. Одну, американскую, для чиновников и армии, другую, британскую, для простых немцев. Сразу начались разговоры о медицине второго сорта. «Дело в том, что вакцина, которую закупили для обычных граждан, еще не прошла испытания на детях», — комментирует директор НИИ гриппа Олег Киселев.

Свинья не съест

Впрочем, далеко не всем членам германского правительства вакцина пригодится. Как недавно выяснилось, по крайней мере у трети людей старшего возраста (до 1957 года рождения) обнаружены антитела к свиному гриппу. Этим объясняется тот факт, что А/H1N1 болеют преимущественно молодые люди. То есть новый вирус на поверку оказался хорошо забытым старым.

Параллельно выяснилось, что инфекция не такая уж страшная. На 11 октября Всемирная организация здравоохранения располагала информацией о 399 232 заболевших. Из них 4735 человек умерли, то есть смертность составляет менее 1,2% (в том числе в беднейших странах), примерно такая же наблюдается при сезонном гриппе.

В России на 23 октября Роспотребнадзор выявил 956 случаев заболевания. Специалисты считают, что реально их на порядок больше, просто больные не идут в лабораторию за анализом. А единственное сообщение о смертельном исходе теперь опровергают. В общем, опасность не стоит преувеличивать. Массовые прививки — тоже неоднозначная мера, и бросать все силы на вакцинацию имеет смысл только в случае опасной эпидемии. Но эпидемия на этот раз получилась не опасная. Зато на волне массовой паники вокруг свиного гриппа российские власти могут при полном народном одобрении бросить 4 млрд на поддержку стратегической отрасли. «Этих 4 млрд рублей примерно хватило бы, чтобы год лечить всех российских туберкулезников, которым выпало несчастье заразиться устойчивой к лекарствам бациллой, — считает профессор Власов. — Несмотря на наличие государственной программы, страна их не обеспечивает. Об этой проблеме предпочитают стыдливо умалчивать».