Приспособлены ли мы к демократии?

На модерации Отложенный

Приспособлена ли Испания к демократии? А Россия? А Папуа — Новая Гвинея? Вопрос не в этом, а в том, кто и как нам об этом говорит

На прошлой неделе была я в Испании по приятному для меня поводу: презентовала на испанском свою книжку «Ниязбек». Бывать в Испании русскому человеку особенно приятно, потому что Испания, если кто не знает, это страна, не приспособленная к демократии.

Мало того что испанцы, если вы помните, изгнали евреев и морисков, а кого не изгнали — сожгли, задолбали бюрократией всю страну, так еще и в начале XX века блистательно опозорились.

Потому что как только республиканское правительство пришло к власти, так сразу по всей Испании, а особливо в Каталонии и Андалузии, анархисты начали убивать землевладельцев и вспарывать животы священникам, и бардак этот испанцев так достал, что многие с восторгом приняли Франко.

А когда республиканцы начали воевать против Франко, то выяснилось, что анархисты, хоть и хорошо убивают священников, плохо воюют, и лидерами сопротивления стали крайне малочисленные коммунисты по той уважительной причине, что они целиком находились на содержании у Сталина. Короче, граждане республиканцы не побрезговали быть марионетками в руках чужеземного деспота, который использует их страну в качестве полигона, чтобы столкнуть Гитлера и Запад.

То есть, короче говоря, сплошные дерь-мократы, либерасты и пр.

И что? И ничего, в Испании сейчас демократия, и если кто вздумает рассуждать о том, что вот, мол, дерьмократы опозорились и Испания не пригодна для демократии, на него посмотрят как на идиота.

Ну, опозорились. А французы опозорились в 1792 году. Бывает.

Дискурс о том, что Россия-де не приспособлена к демократии и что у нее к демократии свой путь, очень популярен с подачи наших властей. Папуа — Новая Гвинея приспособлена, а Россия — нет. Почему эти люди так ненавидят Россию, что считают русских хуже папуасов, я не знаю, но догадываюсь.

Дело в том, что тезис о «своем пути к демократии» удивительным образом является ложью или истиной не только в зависимости от того, о чем именно говорят, но и в зависимости от того, кто его произносит.

То есть когда тезис произносит Барак Обама, это правда. Когда этот же тезис произносит, к примеру, бывший бессменный и весьма авторитарный премьер Сингапура Ли Куан Ю, один из величайших политиков XX века, создавший из нищей страны одно из самых процветающих государств на протяжении одного (!) поколения, это тоже правда. А когда его произносит какой-нибудь Сурков, это, извините, чушь.

С демократией, ребята, это как с электричеством. Если вы ввезли в Россию холодильник, а он не работает, не верьте электрику, который рассказывает, что в России недействителен закон Ома. Это значит, что холодильник сломан, а электрик не хочет его чинить.

Другой вопрос — почему в России ломается холодильник.

Ответ на этот вопрос, к сожалению, знали все античные и средневековые мыслители от Аристотеля до Макиавелли, а почему-то во времена ООН, ЕС и прочих прав человека его не любят вспоминать.

Ответ этот очень прост: демократия не является стабильным способом правления в нищих странах.

Если большинство избирателей — нищие, то такая демократия неизбежно переродится в диктатуру.

В Боливии большинство избирателей нищие, и они с восторгом голосуют за президента Ево Моралеса, который почти всему населению раздает по 200 боливианов (30 долларов) в месяц. В Иране избиратели нищие, и большая часть страны в сельских районах с восторгом проголосовала за президента Ахмадинежада, который поднял Иран с колен и вывел его на передовые рубежи нанотехнологий — как об этом сообщают им по телевизору.

Вы задумывались, почему в Китае в 1949 году победил Мао? Мао был бездарный полководец, который проигрывал все сражения, в которые ввязывался, а в захваченной им Янъяни царил террор более страшный, чем во время самых жестоких чисток при Сталине. Но какое это имело значение, если на его стороне были миллионы китайских крестьян? Не дай бог завтра в Китае ввести демократию — 700 млн нищих крестьян проголосуют за нового Мао.

Повторюсь: демократия нищих неустойчива и кончается диктатурой. В обществе, состоящем из нищих, права собственника гарантирует не демократический, а авторитарный режим. Просвещенный абсолютизм XVII—XVIII вв., при котором происходило техническое развитие Европы, был куда более авторитарным режимом, чем даже нынешний китайский. Собственно, в том и состоит чудо технического прогресса, что оно позволило технически странам увеличить число состоятельных избирателей.

В этом, собственно, и есть разница между плохим и хорошим автократом. Плохой автократ использует власть для того, чтобы набить карман. Хороший автократ, как уже упомянутый Ли Куан Ю, использует свою власть для защиты прав собственности.

После ухода плохого диктатора в стране начинается бардак или новая диктатура. Хорошая диктатура изживает себя и кончается демократией.

Генерал Аугусто Пиночет создал в Чили процветающую экономику и объявил выборы, на которых, как он надеялся, он победит. Он проиграл — и вынужден был уйти, ибо перед ним стоял выбор: либо пожертвовать властью, либо предать все то, для чего он власть взял.

Генерал Франко был жесток и весьма снисходителен к вороватым друзьям. Но благодаря тому, что при его правлении были запрещены профсоюзы, Испания оказалась самой дешевой с точки зрения рабочей силы страной Европы. И после того как в конце 60-х Франко стабилизировал песо, в страну хлынул поток иностранных инвестиций. Для Европы того времени Испания была тем же, что Китай для мира сейчас. Тогда спрос на кадры был таков, что у многих испанцев родилась поразительная привычка, не имеющая аналогов в Европе: работать на две-три компании сразу.

А когда инвестиций стало много, зар-платы поднялись, а когда они поднялись, стал вопрос, что для окупаемости заводов надо убрать торговые барьеры и присоединиться к ЕС. А присоединиться к ЕС означало демократию.

Всякий холодильник можно подсоединить к сети по-разному. Один — через трансформатор, другой — через удлинитель. Но не верьте тем, кто говорит, что если холодильник не работает — значит, электричество в этом месте течет по-другому. И, увы, так же и тем, кто считает, что достаточно внести холодильник в дом, чтобы он заработал.