«Правый сектор» берет власть

 

Участники акции, организованной «Правым сектором». Фото: РИА Новости

Участники акции, организованной «Правым сектором». Фото: РИА Новости

События в Мукачево разделят Украину на ряд враждующих территорий

Конфликт в закарпатском поселке Мукачево, где праворадикальная экстремистская организация «Правый сектор», запрещенная на территории России, ввязалась в бандитские разборки из-за контрабанды, а затем выставила блокпосты на подъезде к Киеву, может привести к очередной смене власти на Украине.

Вероятность того, что радикалы попытаются захватить властные рычаги, велика.

При этом есть риск, что борьба, в которой «Правый сектор» и президент Порошенко противостоят друг другу, приведет к распаду Украины на несколько территорий, каждая из которых будет одинаково нестабильна, полагают эксперты.

Мукачевский конфликт

Вооруженный конфликт с участием бойцов запасного батальона добровольческого украинского корпуса «Правого сектора» случился 11 июля в поселке Мукачево Закарпатской области.

Бойцы ПС устроили перестрелку с охранниками бизнесмена и депутата Рады Михаила Ланьо, в результате перестрелки с использованием гранатометов и пулеметов три человека были убиты, пострадали 14. Конфликт возник из-за контроля над контрабандой: по мнению ПС, Ланьо нелегально поставлял в Европу табачную продукцию, а «Правый сектор» намеревался этому воспрепятствовать.

Депутат уверяет, что бойцы пришли требовать дань. Впоследствии представители ПС отступили на свою тренировочную базу недалеко в горах, где их окружил спецназ СБУ.

Однако штурма базы так и не произошло: бойцам удалось покинуть ее горными тропами.

Сегодня, как передали украинские СМИ, двое бойцов, причастных к событиям в Мукачево, были задержаны СБУ. Пресс-служба СБУ сообщает, что в горах скрываются еще 10 человек.

Украинские власти выставили полицейские посты между Закарпатской и Львовской областями. «Правый сектор» же начал выставлять блокпосты со своими сторонниками вокруг Киева, а напротив здания администрации Порошенко были развернуты лагерь и полевая кухня: акция была объявлена бессрочной.

По всей Украине прошли пикеты и митинги в поддержку «Правого сектора».

 

<pre>Участники бессрочной акции протеста «Правого сектора» у здания администрации президента Украины. Фото: РИА Новости </pre>

Джинн из бутылки выпущен

Местный конфликт из-за бизнес-интересов очень быстро перерос в политический.

Порошенко в очередной раз потребовал разоружить все незаконные формирования.

«Никакой патриотизм не может оправдать наличие вооруженных до зубов людей за 1600 км от фронта», — написал на своей странице в Facebook лидер парламентской фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко.

Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош прибыл в Мукачево на переговоры с представителями властей, одновременно с этим призвав своих сторонников продолжать борьбу до выполнения заявленных требований, а именно — отставки местной властной верхушки, руководства силовых структур Закарпатья и министра внутренних дел Арсена Авакова.

«"Правый сектор" своих позиций точно не уступит.

Он будет набирать силу, наглеть и, возможно, попытается взять власть на Украине в свои руки», — говорит российский писатель и публицист Сергей Сокуров.

«После Майдана грязная работа по чистке "Правого сектора" была поручена министрам, и не случайно организация одним из главных требований к нынешним киевским властям заявляет отставку Арсена Авакова», — считает Тамара Гузенкова, заместитель директора Российского института стратегических исследований. Любой исход этого конфликта будет играть против Киева, добавляет она.

Радикальное противостояние обозлит радикалов и приведет к вооруженным стычкам не только в Мукачево и столице, но и по всей Украине.

Потакание же «Правому сектору» будет свидетельствовать о том, что Киев слаб, а значит, «Правый сектор» будет более жестким в своих экономических и политических требованиях.

 Политика по франшизе

Именно «Правый сектор» был движущей силой Майдана. То, что происходит сейчас, — своего рода момент истины для нынешней киевской власти, ее проверка на прочность. И она — власть — этот момент уже упустила, считает российский политолог Олег Бондаренко: «Порошенко должен был еще на выходных их всех разогнать. А теперь стороны вступили в переговорный процесс.

Даже если переговоры будут долгими, Ярош уже увеличил свой политический вес».

«Правый сектор» сегодня — это что-то вроде политической франшизы, говорит Бондаренко.

Его участников не так много, как принято считать: основной костяк — две-три тысячи человек, не больше.

Остальные — бандиты, которые решают свои региональные проблемы через этот бренд: они звонят Ярошу и за процент представляют его интересы, подспудно решая собственные задачи.

Тем не менее даже эта небольшая группа людей может привести к изменению политической ситуации на Украине, говорит эксперт.

Дороги нынешнего киевского режима и «Правого сектора» расходятся буквально на наших глазах, считает Тамара Гузенкова.

Сначала это радикальное движение было использовано, чтобы свергнуть Януковича и установить власть новой группы олигархов.

Затем Киев, следуя рекомендации американцев, пытался приручить верхушку ПС, дав им депутатские кресла. Подкрепи Киев политические перспективы деньгами — попросту говоря, купив лояльность лидеров «Правого сектора», — ему бы удалось поставить ПС себе на службу.

<pre>Активисты «Правого сектора» в Киеве. Фото: РИА Новости </pre>

«Но мошна у Киева пуста и дырява: платить им нечем. Поэтому настроения тех людей, которые рисковали своим здоровьем и жизнями, завоевывая трон для нынешней киевской власти, понятны.

Киев начал отодвигать их от рычагов влияния на ситуацию, сгонять на периферию, — говорит Гузенкова.

— "Правый сектор" правдами и неправдами оказался вынужден зарабатывать себе на прокорм.

Возможно, именно поэтому и возникла эта ситуация в Мукачево, где очевиден конфликт в борьбе за рынки».

Еще одной революции Украина не переживет

Нынешняя непростая ситуация на Украине — уравнение со многими неизвестными, но Россия вправе влиять на дальнейший ход событий, считает Сергей Сокуров.

«Россия должна ответить на возможное ухудшение ситуации в соседнем государстве.

У нас была весна, была Одесса.

Мы были обязаны вмешаться еще тогда, потому что закон о соотечественниках был нарушен кровью, и президент нарушил данное им самим слово, что он не даст своих людей в обиду.

Теперь же наше правительство просто ждет своего часа. Возможно, должно произойти какое-то событие, которое обеспечит право нашего вмешательства, причем беспрекословное.

Пока же Путин не настолько самостоятелен, как нам бы того хотелось», — рассуждает эксперт.

Даже если Порошенко продержится у власти еще год, он вряд ли сможет направить против «Правого сектора» армию и силовые структуры.

«Значит, мы увидим дальнейшие столкновения между "Правым сектором" и в той или иной степени подконтрольными Киеву войсками.

А дальше — Запад будет решать, насколько еще Украина понадобится в качестве орудия ослабления России и кем бы им заменить Порошенко», — считает Сергей Сокуров.

Еще одной революции Украина не переживет, говорит Олег Бондаренко: «Если начнется военное противостояние между Ярошем и "Правым сектором" с одной стороны и официальной властью Киева с другой, мы получим некий набор территорий на месте Украины, и борьба за них будет продолжаться».