Будьте как дома

Будьте как дома

          С начала вооруженного конфликта в Украине Беларусь, по оценке ООН, заняла первое место в мире по количеству украинских мигрантов на душу населения. Численность населения увеличилась более чем на 100 тысяч человек только за счет переселенцев. Это свыше 1% жителей. Причем едут к нам люди не только из горячих точек соседнего государства. Кто–то находит родственников, знакомых, кого–то привлекает возможность получить работу и жилье одновременно. Ведь даже несмотря на серьезные перемены на рынке труда, в белорусских селах нередко пустуют коттеджи. Более того, по указу Президента прибывшие украинцы получили широкие льготы. Упрощена процедура назначения пенсий и пособий, дети на равных учатся в школах, ходят в детсады, поступают в вузы. Организации освобождены от госпошлины за привлечение таких иностранцев на работу. В общем, сделано все, чтобы гости чувствовали себя как дома.

         Однако если еще полгода назад комментарии представителей служб по гражданству и миграции были исключительно позитивными, мол, страна только выиграет от притока рабочей силы, то сегодня их тональность несколько изменилась. Говорят о наметившихся проблемах, связанных с украинскими мигрантами. Корреспонденты «СБ» изучили тему.

                           Виды из бесплатного коттеджа 

           На днях в «СБ» пришло письмо от Татьяны Ереминой из деревни Курганье Рогачевского района: «Мы приехали из Украины в июле прошлого года. У нас очень трудно устроиться на работу. Племянник с семьей переехал в Беларусь два года назад, он и посоветовал. Муж у меня непьющий, я — тоже, были уверены, что проблем никаких не будет. В СПК «Дедлово» Рогачевского района предложили работу и жилье. Это оказался коттедж в деревне Новый Крывск, в котором не работала отопительная система, канализация, не подключена ванна. Воды, естественно, тоже не было. Директор хозяйства обещал все сделать, и мы согласились. В августе заселились и прожили только до октября — попросились на отопительный сезон на квартиру в агрогородке Курганье. Коттедж так никто и не отремонтировал. Теперь директор грозит выслать нас за то, что не живем в доме, где зарегистрированы. Предупредил, чтобы в течение месяца подыскали новое хозяйство. Но сын у нас за учебный год нашел себе друзей, он спортивный мальчик, любит играть в футбол, говорит: если мы куда–то отсюда уедем, я не знаю, что со мной будет. Он и так очень тяжело пережил расставание с друзьями на родине. Что нам делать?»

             Действительно, Алик Алиев, директор СПК «Дедлово», в августе собирается расторгнуть контракт с новыми работниками. Татьяна трудится на ферме уборщицей, ее супруг — скотник. Претензий к выполнению ими трудовых обязанностей у руководителя нет, камнем преткновения стал коттедж, предоставленный совершенно бесплатно, в котором с прошлого года зарегистрирована семья: — Дом большой, более 100 квадратных метров, построен лет 10 назад. Пустовал, отопительная система разморозилась. До зимы не смогли отопление восстановить, снял им жилье в центральной усадьбе, в Курганье, 100 тысяч рублей в месяц оплачивало хозяйство. Сейчас предложил семье вернуться по месту прописки, чтобы не было претензий со стороны миграционной службы. Да и платить за наем жилья накладно. Отказались, мотивируя тем, что дом расположен далеко, в 12 километрах от агрогородка. Но у нас обеспечен подвоз и людей на работу, и детей в школу. Там наши люди живут. Другого жилья в СПК нет. Даже два молодых специалиста в очереди стоят.

            Елена Певнева, управляющая делами Курганского сельисполкома, конечно, понимает причину недовольства приезжих — дом, который им выделили, далеко от центральной усадьбы, где магазины, школа, ферма, но в ее голосе слышится обида: — Когда приехали, мы встретили их как братьев, с председателем возили картошку, местные жители дали шторы, одежду из райисполкома привезли. У нас таких семей две. Еще одна многодетная, из Донецка. Трое детей, скоро будет четвертый. Муж работает физруком в школе. Бесплатную спортивную секцию для детей открыл. Все довольны...

От добра добра не ищут

             Первые украинские семьи, приехавшие в нашу страну год назад, постепенно обживаются на новом месте. Работа, крыша над головой, сад и школа — все это дает переселенцам уверенность в завтрашнем дне и спокойствие. Агрогородок Урицкое — крупный населенный пункт, куда изначально устремились семьи из Донецкой и Луганской областей Украины. Что вполне понятно. В считанных километрах — областной центр, ближайший к границе. В поселке сразу два крупных сельскохозяйственных предприятия, где к работе готовы были приложить вариант служебного или арендного жилья. Хотя труд здесь, понятно, не для «белых воротничков». В основном — рабочие специальности. 

           Председатель Урицкого сельисполкома Любовь Боровкова отмечает разницу между прошлым и нынешним летом: — Поначалу много людей звонили, приезжали. Мы связывались с нашими хозяйствами, направляли туда, семьи устраивались. Сейчас, конечно, другой расклад. Вакансии в основном заполнены, резерв жилья исчерпан. Поэтому все это гораздо проблематичнее, хотя обращаются по–прежнему. В основном семьи. Им нужна крыша над головой и средства для существования. Едут дальше — вглубь области, другие регионы, где на селе еще есть вакансии и предоставляют дома. Напряжения, прямо скажем, не создают. Серьезных правовых вопросов — тоже.

            Управляющий делами исполкома Татьяна Песня включается в разговор. Говорит, большинство осевших в Урицком все–таки имеют какую–то привязку к этой местности. Родственники, хорошие знакомые: — Достаточно среди переселенцев и белорусов, которые после чернобыльской аварии массово покидали Гомельщину. У кого–то близкие остались, а кто–то просто вернулся в родные места.

     

            На местном предприятии ОАО «Комбинат «Восток» теперь по–новому выстраивают жизнь почти 15 украинских семей. Директор комбината Дмитрий Корж делится накопленными за год впечатлениями: — У нас только положительный опыт. Приехали адекватные люди с желанием работать и зарабатывать. Исполнительные, ответственные. Никаких нареканий. Зато есть очевидные «приобретения». Переселился к нам из Горловки молодой человек с супругой. Знание иностранных языков, благодаря чему мы отказались от услуг бюро переводов, и опыт работы в СМИ — теперь выпускаем свою газету «Восточные ведомости».

             Заместитель директора предприятия по идеологической работе Наталья Самофалова непременно хочет познакомить меня с Владимиром Стаховым из Горловки. В Беларуси он и его супруга среди первых переселенцев. Владимир готов говорить обо всем, только не о войне. В Урицком — не случайно. У жены здесь родственники. За плечами преподавание английского языка, работа в коммерческих компаниях, интернет– и тележурналистике: — Честно, меня до сих пор не покидает ощущение, что все как–то легко получилось, хотя были опасения. Но прошел оформление в миграционной службе. И вот нормальная работа — на предприятии приняли и поверили, крыша над головой — дали служебное жилье, занятия для души — газета и музыка. Отношение людей хорошее. Нет такого, что, мол, понаехали, места занимают. Наоборот — все стараются помочь.

            Александр Щербак из второй волны переселенцев. В урицком «Востоке» он пока несколько месяцев. В своем городе Брянка Луганской области служил во вневедомственной охране. Здесь устроился грузчиком. Уверяет — не разочарован такой профессиональной рокировкой: — Плохо было, когда жена и двое детей находились здесь, а я все еще оставался там. Теперь все встало на свои места. Есть работа — это главное. Остальное зависит от тебя. Как поставишь, так и жизнь повернется. Самое большое счастье, что она — мирная. Своего дома пока нет. Остановились у матери жены, которая в Урицком живет. Сын четвертый класс окончил на «девятки», дочке 2 года — за ней бабушка присматривает. Жена работает на этом же предприятии в теплице. Все налаживается.

            Только в этом полугодии временное пребывание на Гомельщине зарегистрировали более 5,7 тысячи граждан Украины, когда в прошлом на то же время — 2,5 тысячи. Из них 1,8 тысячи — переселенцы из Донецкой и Луганской областей. Поток людей огромен. Предложить всем помощь уже непросто. Однако по–прежнему рубрика вакансий сайта Министерства труда и социальной защиты ориентирует приезжих на местности. Для тех, кто готов жить и работать по совести, в Беларуси — «зеленый свет».

           Кстати

         Решение о высылке миграционные службы, как правило, принимают по совокупности различных административных правонарушений — миграционного законодательства, правил дорожного движения. При этом особо обращают внимание: если сотрудники ГАИ останавливают нетрезвого или находящегося в состоянии наркотического опьянения гражданина Украины, а таких случаев было немало, страну потребуют покинуть однозначно.

          Компетентно

          Алексей Бегун, начальник департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел: — В прошлом году официально в нашу страну прибыли более 50 тысяч украинских граждан. За первое полугодие 2015–го — примерно столько же. Ходатайство на получение вида на жительство подали 4.603 человека, льготы по Указу Президента № 420 из них получил 2.441. Разрешение на временное проживание запросили 7.990 человек, льготы предоставлены 3.776. Статуса беженца не имеет никто, потому что переселенцы не преследуются на территории Украины за политические взгляды или национальную принадлежность. При этом нас беспокоят их несколько иные понятия о порядке и свободе. Когда некоторые бывшие жители Донбасса переезжают в Беларусь, они порой просто не понимают, что значит жить по установленным правилам и законам: почему нельзя пить пиво на улице или нарушать правила дорожного движения, в частности переходить улицу на красный свет. А помимо всего, считают, что правоохранительные органы должны закрывать глаза на мелкие правонарушения лишь потому, что переселенцы не знали требований законодательства и приехали из зоны вооруженного конфликта. С начала этого года число правонарушений среди украинских мигрантов в Беларуси значительно выросло. К административной ответственности привлечены 3.206 человек. В отношении 186 украинцев принято решение о депортации, в том числе за несоблюдение правил регистрации, еще 105 — о высылке. Поэтому еще при собеседовании в миграционной службе приходится объяснять гостям особенности белорусских законов и обязательность их исполнения. Встречаемся и с некоторыми бытовыми недовольствами со стороны белорусских граждан. Украинцы, готовые работать за минимальные зарплаты, фактически демпингуют и становятся серьезными конкурентами на рынке труда.