Сурков: Нужна система принуждения к инновационной деятельности

На модерации Отложенный

Первый заместитель руководителя президентской администрации, зампредседателя комиссии при президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики Владислав Сурков рассказал в интервью журналу «Итоги» о том, что подразумевается под термином «модернизация страны», к которой призвал президент РФ Дмитрий Медведев в своей программной статье «Россия, вперед!».

Беседа началась с вопроса о том, что именно в Кремле подразумевают под понятиями «модернизация» и «инновации»?

«В данном случае слово «модернизация» - термин в достаточной мере условный. Если перевести его буквально, то это «осовременивание». И здесь, как уже не раз говорил президент, подразумеваются два направления работы. Первое - это непосредственно модернизация, то есть подтягивание экономики до современного уровня. Все мы знаем, что машины, которые мы производим, наши дороги, бытовые условия и так далее - все это весьма далеко от современных стандартов Западной Европы или Северной Америки. Все мы знаем и то, как низка у нас энергоэффективность. Выйти хотя бы на приличный уровень развития нормальных стран - это и есть первая часть нашей работы. Конечно, тут надо видеть проблему: понимать, какие именно технологии нам нужны, где их взять. Но это не так сложно - были бы деньги...», - сказал Сурков.

«Главная же задача комиссии - создать инфраструктуру, среду для инновационной деятельности»

Он добавил, что «вторая часть куда сложнее. Ее можно было бы назвать футуризацией, да ведь дело не в изобретении новых терминов. Она требует создания особого культурного и психологического климата. Это, собственно говоря, и есть путь инновационного развития. Под инновациями мы понимаем не копирование уже имеющихся образцов, а создание принципиально новых технологий».

Примером инновационных технологий Сурков назвал Интернет, «породивший принципиально новое отношение и к знаниям, и к технологиям, и к торговле, и к финансам, и даже к политике. То есть фактически новый цивилизационный тренд».

«Короче говоря, - заключил Сурков, - вторая часть работы куда более сложная, поскольку наше общество пока не является заказчиком инноваций. Мы сырьевая страна не только по сути экономики, но и по нашей ментальности. Отечественный бизнес все еще не ориентирован на понимание того, что главным конкурентным преимуществом являются уникальные знания или технологии».

Говоря о результатах работы Комиссии при президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики, Сурков заметил: «мы должны в течение нескольких лет по тем пяти стратегическим направлениям, которые обозначил президент (энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями; медицинские технологии; стратегические информационные технологии), реализовать весьма амбициозные проекты модернизационного характера».



Среди проектов, которые должны быть реализованы, Сурков назвал повышение доступности широкополосного Интернета, переход на экономные бытовые приборы.

«Главная же задача комиссии, - сказал Сурков, - создать инфраструктуру, среду для инновационной деятельности. То есть мы должны вырастить прежде всего ученых, изобретателей и специалистов, способных внедрять, коммерциализировать, продвигать открытия и изобретения. И в целом повысить престиж технического творчества».

«Надо осознать, что, если мы не преобразуемся, мы обречены если не на распад и гибель, то на поражение в мировой конкурентной борьбе и довольно унылое существование. Нам абсолютно необходима новейшая экономика, основанная на творчестве, на азарте изобретательства, на создании не имеющих аналогов продуктов, полезных людям», - сказал Сурков.

По мнению Суркова, «данный вопрос для России – это вопрос жизни и смерти».

«Если мы не преобразуемся, мы обречены если не на распад и гибель, то на поражение в мировой конкурентной борьбе и довольно унылое существование»«Нам абсолютно необходима новейшая экономика, основанная на творчестве, на азарте изобретательства, на создании не имеющих аналогов продуктов, полезных людям. И начать надо с того, что нужно потребителю», - добавил Сурков.

Среди продуктов инновационной экономики Сурков назвал стиральные машины, непригорающие сковородки, новые лекарства, космические корабли.

«Это все, если угодно, сугубо прозаические вещи», - подытожил он.

Отвечая на вопрос, будет ли новая модель опираться на собственные силы или же это ставка на западные экономические модели, Сурков сказал: «Никакая опора исключительно на собственные силы в принципе невозможна».

«Тут я поставил бы обратную задачу. Чем более открытыми и дружелюбными мы будем и чем больше мы благодаря этому сможем получить от передовых стран денег, знаний, технологий, тем сувереннее и сильнее станет наша демократия», - сказал он.

Говоря о причинах равнодушия крупного бизнеса к модернизации, Сурков отметил, что бизнес «все еще живет в значительной степени перераспределением и эксплуатацией не им созданной собственности».

По словам Суркова, «нужна система стимулов. А также, я бы сказал, принуждения к инновационной деятельности. В хорошем смысле слова». В этом он тоже посоветовал ориентироваться на примеры некоторых зарубежных стран.