В ПОИСКАХ ПРАВДЫ О СОБЫТИЯХ 1915 Г

На модерации Отложенный

После высказываний известного российского политолога Андрея Епифанцева относительно того, что события 1915 г. «геноцидом армян» назвать никак нельзя в его адрес началась настоящая информационная травля. В частности острой критике подверглось мнения политолога о том, что не только «геноцида», но и даже «тотальной депортации» армян в Османской империи не было.
Андрей Епифанцев пишет: « где армянское население не устраивало восстаний, не убивало турок, не создавало партизанские отряды и не ждало прихода русских, турки не убивали вообще никого. Из 70 тыс. армян Стамбула турки выселили 3 тыс. неблагонадежных, а с остальными ничего не случилось»


Приведенные Андреем Епифанцевым факты вызвали возмущение у участников «Кавказского геополитического клуба», на сайте которого политолог Андрей Арешев, опубликовал статью «Геноцид армян: пределы дискуссий» в которой, в частности заявил о том, что «не выдерживают критики утверждения А. Епифанцева о выселении армян якобы исключительно из прифронтовой полосы» .
Но правда заключается в том, что армян даже не везде из прифронтовой полосы выселяли. Мало кто сегодня осознает то, что в 1915 г. Стамбул и Бурса были прифронтовыми городами.
В середине марта 1915 года британско-французские силы атаковали Дарданеллы и высадились на полуострове Галлиполи (Галиболу). В Стамбуле начались подготовительные мероприятия для переноса столицы в Эскишехир и эвакуации местного населения. Боясь присоединения армян к союзникам, власти Османской империи, рассматривали и вопрос о проведении депортацию армянского населения с территории между Стамбулом и Эскишехиром в тыловые районы империи.
Таким образом, если бы армяне Стамбула и Бурсы поняли мятеж, что бы поставило бы угрозу падения Стамбула – их могли бы депортировать. Одновременно предполагалась эвакуация и мирных жителей из оказавшихся под угрозой вражеской оккупации территории.
Нельзя забывать, что турецкому мирному населению грозил геноцид и этнические чистки, подобные тем, которые уже имели место в 1912-1913 гг. во время Балканских войн. Поэтому сказать, что в критической ситуации с приближением фронта к столице османские власти намеревались вывезти из Стамбула только армян, нельзя. Хотели вывезти и самих турок.
Возможно, при эвакуации были бы жертвы и среди турецкого населения, многие бы заболели и умерли по пути или в лагерях для временного размещения беженцев. Тем более, что накануне 1915 г. – в 1912-1913 гг. с массовой смертностью беженцев-турок, которых изгнали из родных мест после Балканских войн, османские власти уже сталкивались. Однако абсурдом было обвинять в этих смертях сами османские власти и доказывать, что они были преднамеренными. Ведь у разоренной войнами и находящейся в состоянии экономического кризиса империи попросту не хватало средств для того, чтобы обеспечить беженцев и эвакуированных всем необходимым.
Таким образом после того как весной 1915 г. возникла угроза падения Стамбула, то действительно османские власти для того чтобы «нейтрализовать пятую колонну» теоретически могли пойти на депортацию армян. Однако они этого не сделали. И причина как раз заключается в благоразумии и патриотической позиции большей части стамбульских армян, а также армян проживавших в Бурсе, Эдирне, Измите, Изнике и их окрестностях. Местные армяне не поддались на призывы провокаторов и остались законопослушными гражданами своей страны. В итоге никаких репрессий против армянской общины на Севере-западе страны османские власти предпринимать не стали.
Самое интересно, что за дату начала «геноцида» армянская пропаганда выбрала 24 апреля не случайно. Действительно в этот день стамбульская полиции арестовала депортировали из около 300 человек граждан армянской национальности, считавшихся неблагонадежными, по которым была информации о том, что среди них есть экстремисты и подстрекатели. Армянские националисты утверждают, что все депортированные были убиты, не предоставляя никаких доказательств.
Между тем Османская империя была правовым государством.

По каждому из арестованных и депортированных сохранились документы. Можно поднять архивы и выяснить, сколько человек из них было осуждено, а сколько оправданно и отпущено. Многие из депортированных 24 апреля 2015 г. спокойно жили дальше, либо даже по разрешению властей вернулись в Стамбул в свои дома и квартиры. Однако армянские историки не горят желанием изучать эти архивы, так как они идут в разрез с «мифом о геноциде».
Кроме того 24 апреля и в последующие дни в Стамбуле арестовывали и депортировали не только армян. Арестовывали и депортировали также этнических турок, заподозренных в государственной измене, шпионаже или подрывной деятельности, распространении панических и пораженческих слухов . Такие мероприятия – обычные для любой страны находящееся в состоянии войны, особенно в столице, одновременно являющееся портовым городом и перенасыщенной иностранной резидентурой.
В целом же на протяжении всей Первой мировой воны армян северо-запада Турции никто никуда не депортировал и не выселял. И доказательство этому – как раз представляются собой биографии известных армян, уроженцев тех мест. Так французский художник армянский происхождения Жан Жансем (Ованес Семерджян) родился в 1920 г. в селе Селеге, пригороде Бурсы, в семье прядильщика шелка. Спустя 5 лет после «геноцида», в ходе которого, если верить армянским историкам, все армянское наслоение было поголовно уничтожено.
Тем не менее, Семерджяны спокойно жили в родном селе и даже увеличивали семейство. И только из-за того, что после Первой мировой войны эта местность была оккупирована греческими войсками – родители художника решили покинуть родные места вместе с отступающей греческой армией в 1922 году. Правда, в вопросе событии 1915 г, явно под армянской националистической влиянием пропаганды, художник занял тенденциозную позицию. В 2001 году по приглашению президента Армения Роберта Кочаряна Жансем посещал Армению, где принес в дар Музею Геноцида армян свою коллекцию из 34 картин цикла «Геноцид», выполненных в 2000—2001 г. , хотя лично ни его ни его семьи ни «геноцид» ни даже депортации не коснулись. И таких примеров можно привести массу.
Таким образом законопослушное поведение армянского населения Стамбула и севрео-запада Турции привело к тому, что оно депортации не повергалось и спокойно пережило Первую мировую вону. Причем даже с меньшими жертвами, чем их соседи - турки. Ведь в 1915 г. османские власти прекратили мобилизовывать армян в действующую армию на фронт, их в крайнем случае привлекали лишь к тыловым работам, где для них не было вообще никакого риска для жизни.
Между тем потери среди мобилизованных в действующую армию турок были огромными. 5-я турецкая армия, сформированная для защиты Чанаккале в основном из тех же жителей Стамбула, Бурсы, Эдирне, а также близлежащих городов и сел, понесла значительные потери.
В ходе Дарданелльской оборонительной операции турецкие войска потеряли 74 635 человек убитыми, и 174 634 ранеными, в основном как раз это были уроженцы северо-запада Турции и Стамбула. Т.е погибло больше турецких солдат, чем насчитывала сама армянская община Стамбула, которая была освобождена от службы в армии. И это – без уроженцев Стамбула, погибших и раненных на других фронтах.
Почти в каждой турецкой семье в Стамбуле был либо погибший, либо вернувшимся с фронта калекой. Одно турки при этом никаких упреков спокойно жившим в безопасности в тылу армянами не предъявляли.
Таким образом, стамбульская армянская община в большинстве своем заняла полностью конструктивную, «государственническую» позицию. И за это и турецкий народ, и турецкое государство стамбульским армянам благодарны. Стамбульская армянская община, несмотря на миграции армян из Стамбула в после Первой Мировой войны (в основном по экономическим мотивам) до сих пор остается самой крупной армянской общиной Турции. Из ее среды вышли множество известных турецких предпринимателей, журналистов, общественных и политических деятелей.

 

Владимир ЦХВЕДИАНИ