Еще один год «кремлевской диеты»

Беларусь страдает от нарушения обменных процессов между Россией и Западом.

плакат

Постановление Правительства РФ о продлении продовольственных санкций против ЕС до 5 августа 2016 года обошлось без включения в перечень запрещенных продуктов цветов и шоколада, как предлагал Минсельхоз. Но от этого не легче.

Режим «кремлевской диеты» основательно нарушил нормальное функционирование «организма» – всех экономических процессов: от производства до потребления.

Продовольственные контрсанкции – как часть украинского конфликта в частности и российско-западного противостояния в целом – были задуманы как удар по экономике Запада и стимул для отечественного производителя. Последний возложенных на него надежд не оправдал, чудесного расцвета сельского хозяйства или пищевой промышленности в России не случилось. Бизнес в Европе и Америке действительно пострадал.

Обидно то, что вместе с противниками были наказаны и союзники. Беларусь и Казахстан, хотя формально и свободны от «кремлевской диеты», страдают от нарушения обменных процессов между Западом и Россией.

На диете поневоле

Больше других достается, конечно, Беларуси. Никакого «клондайка» из запрета на поставки европейского продовольствия, как прочил первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонид Маринич, для страны не получилось.

Согласно последним данным Минсельхозпрода РБ, за 9 месяцев действия российского эмбарго (с августа по май) экспорт молочной продукции из Беларуси в Россию вырос на 23%, зато поставки мяса ровно на столько же сократились.

Но главное даже не физические объемы поставок, а денежная выручка. Из-за эскалации международного конфликта и обрушения российского рубля белорусские сельхозпроизводители только в 2014 году, по оценке Минсельхозпрода, недополучили от экспорта в Россию 560 млн. долларов. Возможно, в этой сумме «сидят» и потери от довольно долго действовавших запретов на поставки в РФ мяса и молока из Беларуси.

Оказалось, что легальная в теории возможность перерабатывать в Беларуси европейское сырье и поставлять в Россию на практике почти невозможна, так как расценивается союзницей враждебно.

Годами существовавшая в Беларуси неглубокая переработка морской рыбы и морепродуктов оказалась в России бизнесом нон-грата, ведь сырье поставляется из Норвегии. Белорусский лосось и креветки на российских прилавках стали притчей во языцех в российских СМИ, хотя раньше на их происхождение никто не обращал внимания.

Топ-5 крупнейших импортеров рыбы из Норвегии в первом полугодии 2015 года

Компания

Объем, в тоннах

Продукция

ООО «Белросморепродукт»

606

Форель и лосось охлажденные

СООО «Вкус рыбы плюс»

455

Форель охлажденная, сельдь мороженая

ОДО «Виталюр»

393

Скумбрия, лосось, сельдь мороженые

ООО «Белвнешрыбторг»

333

Сельдь, скумбрия, лосось, мойва  мороженые

КПУП «Форелевое хозяйство «Лохва» (Могилевская область) 

301

Форель охлажденная, лосось мороженый

Одними из первых пострадали белорусские грузоперевозчики, особенно те из них, которые специализировались на доставках скоропортящихся продуктов в рефрижераторах. Чтобы удержаться на плаву, в автомобилях-холодильниках стали перевозить чуть ли не мебель.

В целом ситуация создала все предпосылки для расцвета нелегального реэкспорта.

Выдать голландскую картошку за македонскую, бельгийские груши за чилийские, польские яблоки за белорусские и, наоборот, опровергнуть предъявленные обвинения в контрабанде – стало этаким международным видом спорта.

Один из самых ярких эпизодов: Путин на саммите в Минске демонстрирует фото с шампиньонами подозрительного происхождения: «Вот подписано: страна происхождения – Беларусь. Наклейку сорвали – Польша».

Руководство компании из Лиды потом объясняло: мол, грибы растим сами, но при транспортировке зачастую используем многоразовую оборотную тару из Польши, так что вся наша вина в том, что не отмыли польские этикетки с ящиков. В общем, санкции и вызванные ими скандалы заставили белорусов тщательнее мыть тару.

Но от скандалов это не избавило. По нескольку раз на неделе Россельхознадзор отчитывается о новых зафиксированных нарушениях. Маркировка не соответствует сопроводительным документам, фитосанитарные сертификаты подделаны либо отсутствуют вовсе – самые распространенные мотивировки возврата продукции.

И так как, по мнению российского ведомства, число нарушений зашкаливает, оно стало настаивать на допуске своих инспекторов на внешнюю границу Беларуси с третьими странами. Но это требование Минском было отвергнуто.

В результате пострадали молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты Беларуси, продукцию которых Россельхознадзор стал запрещать уже по другим основаниям: в колбасе, дескать, обнаружен геном чумы, а в молоке – антибиотики и вредные бактерии. Мясо-молочный конфликт стал отдельной главой эпопеи с «кремлевской диетой».

Ни себе, ни другим

Еще одним требованием Москвы к Минску был запрет на транзит санкционной продукции в третьи страны. Попросту говоря, не пускать те же польские яблоки на белорусскую территорию, если они предназначены, к примеру, для Казахстана или Монголии. А если в Астане хотят кушать яблоки или хамон из ЕС, то пусть доставляют их в обход России или по воздуху. Это предложение Минском также было отвергнуто.

«Если Россия не хочет, чтобы какие-то товары шли через нее транзитом в Казахстан, Узбекистан, Китай, Монголию, Турцию и другие страны, пусть она занимается запретом этого транзита. Но не мы, – возмущался в свое время Александр Лукашенко. – Мы – транзитная республика, мы от этого получаем хоть и небольшие, но какие-то деньги. Мы не можем запретить через нашу территорию транзит товаров в другие страны. Это нарушение всех норм международного права».

В результате так и случилось. Россия ввела временные ограничения в отношении перемещения запрещенной у себя продукции в адрес третьих стран: въезд фурам разрешен только через пункты пропуска, расположенные на российском участке внешней границы Таможенного союза.

То есть через белорусско-российскую границу машинам с испанскими апельсинами для Казахстана въезд воспрещен. Бдительные российские инспекторы такие грузы вылавливают и заворачивают обратно в Беларусь. Один из последних примеров: 29 июня в контрольном пункте деревни Лобок Псковской области запрещен транзит из Беларуси в Казахстан 14,56 тонны польской клубники. Днем ранее в том же контрольном пункте были задержаны 15 тонн клубники. Почитать сайт Россельхознадзора – такие случаи происходят чуть ли не каждый день.

Причем на казахстанско-российской границе возвратов грузов, судя по публикациям Россельхознадзора, немногим меньше, чем на белорусско-российской. Список претензий к казахстанцам в целом тот же, что и к белорусам: несоответствие сопроводительной документации. За некоторыми случаями якобы стоят попытки реэкспортировать запрещенную в РФ западную продукцию через Казахстан.

В общем, эмбарго напрямую затрагивает интересы партнеров России по ЕАЭС. Однако, как и год назад, мнения Минска и Астаны, и тем более Еревана, о продлении «кремлевской диеты» никто не спрашивал.

Об авторах:

polinaleg Полина ЛЕГИНА Экономический обозреватель. Специализируется на темах социальной политики. Более 5 лет работала в еженедельнике "Белорусы и рынок"