Откуда пошла виртуальная словесность
На модерации
Отложенный
ОТКУДА ПОШЛА ВИРТУАЛЬНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ
«В начале было Слово»…
Человек становится человеком в общении. В общении развивается. Через общение реализуется.
От средств общения всегда во многом зависело содержание культуры. С точки зрения того, как и на чем писали люди, отчетливо заметны четыре этапа истории человеческой цивилизации
I. Каменные скрижали во времена Моисея не могли в принципе содержать чего-нибудь, кроме запретов: Заповедей. Автор – Всевышний – адресовал их царю как руководство в правлении всеми^ то есть всеми остальными — сплошь не умеющими читать подданными.
II. Пергаментные свитки толковали, разъясняли и дополняли Заповеди. Авторы их – цари и пророки – адресовались к священнослужителям, задачей которых было донести все это всем, то есть пастве, все еще преимущественно безграмотной.
III. Бумажные книги существенно расширили и круг содержания, и круг общения. Их авторы – Властители дум, претендовавшие на роли царей и пророков, – адресовались уже непосредственно всем: читателям, в большинстве своем усвоившим грамоту.
IV. Электронные средства общения до предела расширили возможности. Авторы – все. Все – и читатели. Авторитеты богов, царей, пророков и прежних «властителей дум» заколебались. Внушающая и регулирующая сила слова, несущего Заповедь, Закон и Благодать, утрачивается прямо на наших глазах.
И на каждом своем этапе совершенствование средств коммуникаций делает общение все свободнее. Само противопоставление Автора и Читателя становится относительным и условным. Любой Читатель становится Автором. Любой Автор становится и Богом, и Царем, и Пророком. И каждый получает возможность спорить со всеми – богами, царями, пророками... В том числе и самим собой.
«В начале было Слово. И Слово было Бог». Наше отношение к слову стало проще. А отношение к Богу наоборот — сложнее. И мы продолжаем выяснять отношения друг с другом, миром, богами и сами с собой.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В РУНЕТЕ
Только водить «мышкой». Только нажимать на кнопки:
• «Найти»
• «Выделить все»
• «Копировать»
• «Вставить»
• «Сохранить»
• «Печать»
• «Готово»
Сколько лет Толстой писал «Войну и мир»?
За сколько дней написали бы мы?
Так легко мы еще никогда не писали…
ЧЕМ ЛЕГЧЕ ПИШЕТСЯ, ТЕМ ТРУДНЕЕ ЧИТАЕТСЯ
Сколько сегодня пользователей в Рунете? – 20 или 30 миллионов? У каждого – личная страничка. И чаще всего – не одна…
Тот, прежний, Толстой говаривал: «Андрей Болконский – это я. И Пьер Безухов – это я.
И Наташа Ростова – тоже я»…Толстой нынешнего времени под дюжиной «ников» на дюжине сайтов строчит в день по дюжине записей в блоги и дюжине комментариев на форумах. «Новый Толстой» сегодня строчит ежедневно по дюжине личных посланий, тайно или явно мечтая сложить из них «роман романов» (если не «Войну и мир» или «Анну Каренину», то хотя бы какое-нибудь «Одиночество в сети» по примеру Я.Л. Вишневского). Как нам узнать сегодня «Нового Толстого»?
По 10 секунд на фразу, по 6 произведений в минуту, 360 авторов в час, среди которых окажется несколько авторов, способных соперничать с Толстым. Если работать по 8 часов в день без выходных и праздников, за год в одиночку можно «обозреть» более миллиона текстов. Но что толку? Захочется ли нам читать? Сможем ли, даже если захотим? Разумеется, вывески мы еще читаем. Названия. Заголовки. «Одностишья». Анекдоты (короткие). Хотите быть понятым? – Будьте кратким! До пяти слов в предложении. До трех предложений в абзаце. До трех абзацев в тексте.
Навык чтения длинных текстов утрачивается. Приступая к новой странице, помним ли мы то, что было сказано на всех предыдущих страницах? А зачем? Есть компьютер. Он все помнит.
Играть интереснее, чем читать.
БОЛЬШАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА
Рунет помогает приспособиться к жизни. («Уйти от реальности» – тоже способ приспособления). Средство такого приспособления – общение. Игровое общение. Писать или читать – значит – играть.
Мы теперь не пишем и не читаем. Мы играем. Большая сетевая игра удовлетворяет любые потребности. Или – имитирует их удовлетворение. Начиная с любого сайта знакомств. Заканчивая исповедью он-лайн.
Наблюдать за всем, что происходит в этом мире – все равно, что следить за игровой площадкой во дворе, где последовательно собираются то собачники, то детишки, то бомжи, то подростки. В отличие от реальной площадки во дворе^ мир Рунета никак не ограничен и ничем не огражден. Здесь особый – игровой – «пространственно-временной континуум».
В этом мире присутствуют самые разные группы людей, которые в реальном мире соприкасаться не могут. Поводы для их общения могут быть самыми разными, в том числе и такими, какие совершенно невозможны в реальной жизни. Здесь почти нет запретов и ограничений. Здесь все играют со всеми. Каждый может играть с каждым. Любому можно играть самому с собой. Возможность реализовать виртуальное приключение общедоступна. В шутку или всерьез, добродушно или злобно, весело или печально…
А не в этой ли игре определяется ныне стратегия выживания рода человеческого?
Комментарии
Ха! Автор другой, не пудрите народу мозги.
http://blog.kp.ru/users/1297768/blog
Хоть три слова сами-то сказать можете, уважаемый?