Нравственный пароль Слово о Донбассе
Мы должны, мы обязаны напоминать о советских свершениях и защищать их. Ради будущего, ибо в будущем, мы уверены, без этой памяти не обойтись.

КАК ЭТО БЫЛО
«Многих из шахтеров в конце 80-х и в начале 90-х годов умело использовали для разрушения Советской власти», – отмечал народный депутат Украины II созыва, заслуженный машиностроитель Украины, экономист Петр Степанов.
Он был одним из тех, кто после войны приехал поднимать Донбасс.
«Так вышло, – вспоминал Пётр Степанов в парламентской газете «Голос Украины» (7.09.1999 г.), – что в 1956 году я оказался среди многих тысяч юношей и девушек, которые приехали на Донбасс по комсомольским путевкам из всех республик Советского Союза.
Это было время бурного роста угольной промышленности.
Через какой-то десяток лет после ужасной опустошительной войны Советское государство выделило огромные средства на развитие угольной промышленности.
В течение всего лишь одного года на Донбассе было построено 37 новых шахт!
Моя шахтерская юность – самая счастливая пора жизни.
Тогда и в страшном сне не могло привидеться, что гордый шахтер будет вынужден месяцами выпрашивать заработную плату…
Можно сказать, что шахтеры жили при коммунизме.
Я, как и мои друзья, просто не знал, на что еще потратить заработанные деньги.
Тогда мы получали заработную плату, соответствовавшую нелегкому шахтерскому труду, – 8–10 тыс. рублей в месяц.
Это притом что автомобиль «Москвич» стоил 8 тыс. рублей,
«Победа» – 16 тысяч,
«Волга» – 42 тысячи и были невысокие цены на продукты питания, одежду, книги и т.д.
Высокая оплата труда шахтеров в советские годы соответствовала их крайне тяжелой и опасной работе
Мы, молодые шахтеры, гордились, что принадлежим к передовому отряду рабочего класса».
«Шахтеры – гвардия труда!»
Вот список имевших громкую всесоюзную славу ударников двух первых пятилеток, имена которых пока еще многие помнят.
Пожалуйста, уважаемые читатели, обратите внимание на географические названия, которые сегодня почти непереносимо писать.
Алексей Стаханов (г. Кадиевка, с 1978 года – Стаханов).
Паша Ангелина, организатор первой женской бригады трактористок в СССР, на призыв которой «Сто тысяч подруг – на трактор!» откликнулись 200 тысяч женщин (пос. Старобешев Донецкого края).
Макар Мазай – сталевар, инициатор скоростных плавок (г. Мариуполь).
Никита Изотов – зачинатель движения ударников среди шахтеров, инициатор передачи передового опыта молодым и отстающим рабочим (г. Горловка).
Петр Кривонос, машинист паровозного депо, инициатор массового движения за скоростное вождение поездов (г. Славянск).
Донбасс прославился этими своими великолепными героями, тружениками-творцами, созидателями.
К ударникам пятилеток обращался в 1935 году писатель Илья Эренбург:
«Вы узнали самую большую радость, человеческую радость – открытие! Люди почему-то всегда думали, что есть труд высокий и низкий. Пала глухая стена… И в духоте шахт люди добывают не только тонны угля, но и высочайшее удовлетворение мастера».
Стоит сравнить 24 года (почти) после объявления независимости Украины и другие 24 года (почти), прошедшие от Октябрьской революции до начала Великой Отечественной войны.
Годы становления двух государств.
Сравните достижения этих двух одинаковых по длительности эпох, особенно учитывая, что Страна Советов получила экономику, разрушенную в ходе Первой мировой и Гражданской войн, а «независимость» пришла «на все готовое», только развивай!
Мы должны, мы обязаны напоминать о советских свершениях и защищать их.
И не только из чувства священного долга перед поколениями советских людей, но и ради будущего, ибо в будущем, мы уверены, без этой памяти не обойтись.
Довоенный рост советской экономики был невиданным, рекордным.
«Ошеломляющий успех первой пятилетки вселял уверенность в возможность решения задач второй, – отмечал в книге «О времени, о товарищах, о себе», изданной в 1968 году, Герой Социалистического Труда В.С. Емельянов, входивший в легендарную плеяду командиров советской тяжелой промышленности довоенного и военного времени.
– В народе разбужены все чувства – бесстрашие, неуемная инициатива, страстное желание творить.
Как только план доходил из Москвы до нашего завода в Челябинске – как тут же, на каждом производственном участке возникало непреодолимое желание его перевыполнить.
От одного к другому пробегают эти импульсы неуемного творческого порыва.
Люди не знают покоя ни днем, ни ночью, не замечают ни холода, ни жары.
Там, на Западе (в 1932–1935 гг. В. Емельянов был руководителем группы советских инженеров и техников, работавших в Германии на заводах Круппа с целью изучения методов производства стали. – С.Г.), я никогда и нигде не видел ничего подобного. У них этого не может быть. Там другой мир».
А в годы первых пятилеток мир изумленно внимал: опять что-то новое в этой Стране Советов.
Невообразимо, бешено популярным стал там не миллионер или киноактер, не спортсмен или путешественник, как это принято в «цивилизованных» странах, а… рабочий! Шахтер!
Страна – невиданное дело! – одинаково гордилась и любовалась шахтером Алексеем Стахановым и киноактрисой Любовью Орловой, трактористкой Пашей Ангелиной и летчиком Валерием Чкаловым.
«Несмотря на все недостатки коммунистического строя, – отмечал Александр Зиновьев, – коммунизм открывал возможность для значительной части людей становиться богами».
Светлана ГАРАЖА
Киев
Комментарии