История о том, как РПЦ воплотила в жизнь сюжет фильма «Левиафан»
«Суд постановил лишить права собственности и выписать вышеперечисленных граждан из занимаемого помещения». Сюжет звягинцевского «Левиафана» в реальности, только без декораций Териберки. Причем жизнь опередила сценарий.
Жители Валаама могли бы снять продолжение фильма «Левиафан». Двадцать с лишним лет назад государство передало монастырю недвижимость острова на Ладожском озере с обременением в виде местных жителей, расселенных в теперь уже церковном имуществе. И вот монастырские компании — строго по закону и согласно решениям судов — избавляются от обременения. Илья Васюнин съездил на Валаам и поговорил с теми, кого монастырь и местные чиновники лишили дома.
От Москвы до Валаама добираться почти двое суток. Сперва нужно доехать до Петербурга. Оттуда — до Ладожского озера, электричкой или автобусом. По воде на остров можно попасть либо из Сортавалы, либо из Приозерска. Из Сортавалы проще — «метеоры» ходят чаще, но даже если не повезло, всегда можно договориться с владельцем небольшого катера, который пойдет на остров, если наберет пять или шесть попутчиков.На Валааме — новый виток в противостоянии местных жителей с монастырем. Сортавальский городской суд выписал с острова трех жителей. Оставшиеся замерли, ожидая решения своей судьбы.
Некоторые из тех, кто сегодня живет на Валааме, приехали сюда после войны. Тысячи солдат, вернувшихся с фронта полными инвалидами, были сосланы в отдаленные монастыри — чтобы не портили своим видом праздник Победы. Их еще прозвали «самоварами» — за отсутствие конечностей. Официально это называлось «отправить на обеспечение».
В 1950-м на Валаам привезли несколько сотен таких ненужных ветеранов. Набрали и обслуживающий персонал Дома инвалидов — ухаживать за теми, кого сослали доживать. К середине восьмидесятых инвалидов не осталось — последних живых вернули на материк, а остров целиком отдали музею-заповеднику; те немногие, кто приехал на Валаам следить за безрукими и безногими героями войны, вышли на пенсию.
Именно в восьмидесятых на Валааме и появилось большинство нынешних жителей: молодые научные сотрудники устраивались экскурсоводами и селились в двух многоквартирных зданиях — монастырской гостинице и работном доме, а также в помещениях скитов, оставленных монахами в 1940 году. Тогда по южному краю острова проходила знаменитая линия Маннергейма, а сам Валаам с 1918-го был территорией Финляндии. Когда в разгар финской войны советские войска начали бомбежку монастыря, монахи покинули Валаам и основали новую обитель в финском местечке Хейнявеси, где хранятся все главные реликвии старого Валаама. Подчиняется Ново-Валаамский монастырь Константинопольскому патриархату, что все эти годы немало раздражает РПЦ.
В 1989 году на Валаам начали приезжать монахи Московского патриархата, чтобы возрождать монастырскую жизнь и строить единственный «настоящий» Валаам. Уже спустя три года, в 1992 году музей-заповедник закрыли, а все имущество передали РПЦ. Церкви отошла и Зимняя гостиница — часть монастырского архитектурного ансамбля. Именно там жили и живут люди, поселившиеся на острове еще в советские годы. Главным образом бывшие работники музея-заповедника. В середине двухтысячных местные жители пытались оспорить передачу гостиницы монастырю, но Верховный суд им отказал.
Комментарии