О "запахах тайги
На модерации
Отложенный
Все шестидесятые годы и часть семидесятых пролетели в бесконечной круговерти геологических работ в самой глуши северной тайги. Ципикан, Сайжа, ТалОй, Бодайбо, Вача, Хомолхо. Геологические партии и отряды с самым своеобразным народом, который объединяла работа. В своё время я написал несколько рассказов, в том числе и в Гайдпарке (maxpark.com/2724322322/content/850185 и др) о самобытности людей тайги, о их взаимоотношениях, о моральной и физической усталости, о любви и ненависти. Обсуждение фильма "Территория", предложенное Аней Мальцевой всколыхнуло воспоминания.
Как-то стоЯли мы в среднем течении р. ТалОй (Витимское плато). Горный отряд нашей геологосъёмочной партии работал в вершине реки, километрах в шести от нас. Вскрывали обнаруженное рудопроявление золота. Канавы проходили "на взрыв". Взрывчатку завозили вертолётами к нам, т.к. у нас была подготовлена вертолётная площадка и склад ВВ. Потом взрывчатку, по мере надобности, вьючно переправляли горнякам. В съёмочной группе тоже был спарок горняков. Они проходили вручную, без взрывов, мелкие канавы для вскрытия контактов пород и прочих геологических надобностей. Капсюли-детонаторы и огнепроводный шнур хранились в горном отряде в сейфе у мастера-взрывника. Сама по себе взрывчатка (аммонит) практически невзрывоопасна.
Возвращаемся мы как-то вечером втроём из маршрута, подходим по тальникам к реке напротив табора и вдруг, в 3-х метрах от меня, идущего впереди, взрыв. Мы попАдали от осколков камней на землю. Соскакиваю, бегу к берегу и вижу убегающим одного из горняков.
Приходим на табор и я спрашиваю повариху кто приходил сегодня из Горного отряда. Та говорит - Коля Корнилович. Вызываю Колю. Парень он серьёзный, лет 40-45, битый жизнью и придерживающийся принятых в тайге норм порядочности. Говорю ему: "Коля, капсюлей детонаторов у нас не было. Сегодня, после твоего прихода, нашу группу чуть не подорвал твой напарник. Вывод - капсюли принёс ты из горного отряда. Тебе я ничего предъявить не могу - формально ты к взрывным работам не допущен. А Павла Петровича, твоего друга, как мастера-взрывника я отстраняю от работы, вызываю сюда и передаю дело в милицию." Коля - "Ах он сука" и убежал. Я помылся и сел ужинать. Через какое-то время на кухню (десятиместная палатка) влетает пацан-горняк и с разбегу - под нары. Следом Коля с колуном в руках - "Убью-у-у". Я соскочил, встал перед ним, давай уговаривать. Но он невменяем - "Уйди, и тебя убью" "Ну бей". Я думал не ударит. А он размахивается и бьёт. Я только глаза закрыл, но стою. Открываю глаза - колун, зацепив за натянутую бельевую верёвку улетел назад за печку. Повариха сидит от страха на полу, а мы с Колей смотрим друг на друга как бы очнувшись. Он выскочил молчком из кухни, а я ушёл к себе в палатку и лёг. Назавтра, чуть свет Коля с Павлом Петровичем пришли ко мне. В общем, Павел Петрович (человек он рассудительный) убедил меня "не давать делу ход" - слишком тяжелые последствия для всех, а главное - для дела. "Виновника проблемы" я отправил назад в экспедицию. Оказывается этот парнишка решил глушить ленков, которые нагло бегали по плёсу. Снарядил он маленький патрон с коротеньким шнуром секунды на 3-4, размахнулся, но покачнулся на гальке, потерял равновесие и, боясь подорваться сам, успел откинуть патрон назад в кусты. Как раз нам под ноги.
Назавтра повариха увидела в моём модном тогда тёмном чубе седые волосы. Седина настолько быстро прогрессировала, что пришлось мне отказаться от чуба, сменив причёску на короткую "а-ля Папанов", И это в 27 с половиной лет. Чёрными много лет оставались только виски, что позволяло мне шутить, что я не седею, а начал чернеть (с висков).
После окончания сезона, когда основная часть людей уехала, мы с Павлом Петровичем сложили остатки взрывчатки, коробко с капсюлями-детонаторами, огнепроводный шнур и ликвидировали всё это добро взрывом. Составили акт. Всё честь-по чести, как положено по инструкции. На лошадях переехали в посёлок Ципикан, куда до этого перевезли всё снаряжение, заказали спецрейс АН-2 и вылетели в райцентр на базу экспедиции. В аэропорту райцентра нас ждал наряд милиции, который забрал Павла Петровича с Колей Корниловичем.
Оказывается, что пока я договаривался насчёт машины в прииске и перевозил с одним из рабочих наше снаряжение со склада в аэропорт, эти ребята подрались с пилотами, которые сделали им замечание, что пьяных не повезут (где они успели напиться - ума не приложу - денег у них не было). Гонору от водки у ребят было хоть отбавляй - "наш спецрейс и не ваше дело в каком мы состоянии". Переодевшись я сел на мотоцикл и помчался в милицию спасать ребят, но увидев, как из одного кармана Павла Петровича вынимают пачку детонаторов, а из другого ещё мешочек с детонаторами, понял, что спасать надо меня.
Отделался строгим выговором. Павла Петровича лишили прав мастера-взрывника и с выговором перевели в горняки. , что было более жестоким наказанием - кто хоть сколько-то сталкивался с горными работами знает, что взрывник - элита горнорабочих. Причём элита напичканная снобизмом. Спрашиваю потом Павла Петровича: "Зачем тебе капсюли, ведь через твои руки проходит их тысячи и кто тебя сможет проконтролировать сколько зарядов ты сделал?" (Продавать тогда - понятия не имели, да и боялись). "Э-э, дорогой, это же полностью латунные, а не папковые капсюли, а они редкость". Латунные капсюли "экипировать легко - вставил шнур, придавил пассатижами и никаких проблем, никаких отказов. Папковую гильзу пассатижами не зажмёшь.. Отсюда и "отказы", на которых потом подрываются горняки. Логика, против которой не попрёшь.
Прислали к нам на следующий сезон нового возчика.. Надо сказать, что всё снабжение продовольствием и прочими каждодневными надобностями осуществлялось в те годы на лошадях. Пять-шесть лошадей с вьючными сёдлами и возчик, от которого зависели здоровье и даже жизнь полевой партии. Кроме того, - перебазировки, вывозка проб и образцов. Базу для снабжения полевых партий и отрядов делали, обычно в одном из близлежащих посёлков, либо на зимОвьях приисков, откуда партии уходили на 40-60 км. На базе был запас продуктов (от зимнего завоза) на весь сезон для всех. Возчика звали Костей. Лет 35-38. Я знал (по штату положено), что он отсидел лет 6. За что сидел (это слово ребята не любят, говоря, что в тюрьме не сидят, а "тянут лямку", "чалятся" и т.д.) спрашивать было не принято, но он парень был словоохотливый и сам сказал, что "налимов глушил". На замечание, что за такие вещи не садят, рассказал, что где-то на Селенге или на Уде они решили глушить рыбу взрывчаткой. Снарядили патрон взрывчатки побольше, вставили детонатор, прикрепили шнур подлиннее, чтобы до дна успел опуститься, бросили в воду, отплыли, оглянулись, а сзади идёт лодка с мотором на большой скорости. Ребята давай кричать, махать руками, мол уходите скорее, а лодочники остановились и давай переспрашивать в чём дело. Ну, их и рвануло. В лодке было два человека. Выловили их оглушенных. Одному ногу сломало. Ребят осудили. А, поскольку пострадавшие были буряты по национальности, которые и сами себя в шутку звали налимами, то и приговор оценили, как за "глушение налимов..". Наш словоохотливый возчик в один из приездов рассказал о случае в "местах не столь отдалённых", где они в своё время "чалились". Главари блатной братии в день получения посылок делали по баракам "шмон", отбирая у всех всё, что им понравится. Один мальчишка (метр с кепкой) с рёвом и визгом пытался не отдать присланную матерью передачу. Блатные сбили его с ног, давай пинать. Крик, рёв. Но все вокруг стоят и молчат. И тогда взрывник схватил забурник (стальной ломик длиной 60-70 см) и с криком "до каких пор будем терпеть" ударил им по башке главаря. Башка, по словам Кости, треснула как арбуз. Мужики похватали кто что смог и кинулись на блатных Те бежать. Их догнали и били, пока те не бросились на проволоку. По закону лагерей броситься на проволоку, это попытка побега. Завыла сирена. Охрана со стрельбой в воздух схватила блатных. Остальные разбежались. Не знаю, что здесь присочинил наш Костя, но когда Павел Петрович прибыл по каким-то делам в съёмочный отряд, Костя кинулся к нему с объятиями. Оказывается он и был тем взрывником на зоне, который поднял восстание против блатных.
Комментарии
Спасибо, про лес напомнил...)))
А Павел Петрович ваш – очень колоритен. Рационализм (стащить детонаторы), пренебрежение опасностью (кинулся на озверевших бандитов), некоторая доля снобизма (раз он элита) – разве бы прижился он где-нибудь в офисе? Вряд ли. А «принятые в тайге нормы порядочности», которых придерживается Коля, хоть и сходны с нормами порядочности, принятыми в другой среде, но осуществляются несколько иными методами – частенько более доходчивыми. Какая же внутренняя сила нужна, чтобы объединить столь разных людей…
Очень мне нравятся ваши рассказы, Николай Иванович, – точно, без литературных красивостей, описываете то, что видели и пережили. И сила ваша чувствуется – без прямых на то указаний.
Видела здесь, что вы отдыхали в наших краях. Успели от тайфуна уйти?
А элитный сноб Павел Петрович - и после понижения в должности продолжал делать свою работу хорошо.... Другая порода. Люди.
Концовка фантастическая ровно в такой степени, какой бывает фантастична обычная, банальная реальность, рождающая истории, сюжеты и ... такие вот замечательные - не побоюсь этого слова - зарисовки.
Коля, очень рада тебя видеть, слышать, читать и вообще )
Комментарий удален модератором
Попутно прошу прощения, что не появлялся при обсуждении поста - приехали мои чешские родственники и мы с зятем сплавились по реке Зее (надо же европейским "дикарям" показать настоящие красОты большой безлюдной рыбной реки), а потом уехали всей "кучей" в Находку (д.о. "Лукоморье") и Владивосток - опеть же показать настоящее Дальневосточное (Японское) море.
Вот в качестве иллюстрации к необычным ситуациям. Недалеко от Якутска, в долине Туймаада, лосиха забрела на Хатасскую протоку. А там лодка с рыбаками и собакой шла. Собака в воду прыгнула
А на лосе-то как оказалась?-
Промахнулась мимо воды ? ;-)
Комментарий удален модератором
Это был наш "Советский Союз"...
Тьфу на бОшки либеральные...
Комментарий удален модератором
Если бы я не стал военным, то пошел бы в геологи.))
Не был в тех краях, только по фильмам и песням названия знаю - Бодайбо, Вача и т.д.
"Я на Вачу ехал плача,
Еду с Вачи хохоча..."
;-)
Н-да... почему именно "начищенный" детонатор превращается в элетроудочку?
ЭЛЕКТРО - подразумевает высоковольтный разряд. Как именно генерирует начищенный детонатор высоковольный разряд, глушащий рыбу?
Кстати, за настоящую элетроудочку - браконьерскую снасть, тебя любой рыболов утопит нах!
Потому, что высоковольтный разряд в первую очередь убивает мальков.
Лучше бы ты промолчал...))
А какие-то настоящие электроудочки, в каких-то местах - это для лохов, у который по другому не клюет. Так что прежде чем что-то ляпнуть, лучше тебе промолчать, сойдешь за умного - так понятно ? :)))
Не смеши людей, исчезни с форума, пацан!..))
:))) Теперь тебе лично Сашок, ты тут не трепись больше не по делу – я же тебя предупреждал, сойдёшь за умного, и тормози вовремя, я конечно понимаю возраст уже не тот, и признавать себя профаном становится труднее, ты тогда просто не вступай в беседы с теми, кто ещё в деле – отдыхай на пенсии, и не мешай людям общаться своими дешёвыми понтами и неграмотными выкриками в интернете ... и больше не говори мне, что мне делать, и я тогда не скажу куда тебе идти.
Не будем зафлуживать хороший пост, хорошо?
Потом вернемся к этому разговору...
;-I
Адрес, куда идти - знаешь...
Повторяю - не флуди в хорошем посте, исчезни нах...
Прочла с интересом . Благодарю автора .
Спасибо , Люда.
Спасибо, очень хорошо написано.
VII глава, в которой говорится, по сути, о циничном уничтожении людей, очень созвучна историям Николая, только масштабы другие...
После книги я на этот вопрос стала смотреть совершенно иными глазами. Вспомнилась фраза: "Гвозди бы делать из этих людей"...
Наверное, Север слабых просто не принимает.
Это и про Вас :))))
Спасибо вам за интересный пост!
Какая все-таки трудная профессия - для настоящих мужчин. Взрывчатка, думаю, даже не самое опасное... Мне даже читать жутко, такая бояка городская...)