Дорогие друзья, завтра, 29 июня в Малом зале Московской консерватории на фестивале "Вселенная звука" два признанных мастера иранской классической музыки певец Хосейн Нуршарг и тарист Али Гамсари выступят с программой "Солнечной ночью".
В мире музыки бывают «звёздные» моменты, когда судьба устраивает встречу двух уникальных музыкантов, за каждым из которых стоит долгий путь традиции, пропитанный звуковыми исканиями многих поколений талантливых творцов; путь, выложенный плотно подогнанными друг к другу «каменными блоками» из великого и вечного хранилища под названием «канон». Встреча рождает импульс, древняя традиция оживает, и, несмотря на прочность «кирпича» под ногами, дорога покрывается цветущими ароматными травами, а в ночном небе зажигается солнце. Такова иранская классическая музыка, верная своим устоям, но вечно свежая и пульсирующая новой жизнью.
В кульминационной точке фестиваля «Вселенная звука» два признанных мастера иранской классической музыки — певец Хосейн Нуршарг и тарист Али Гамсари —
приоткроют нам некоторые тайники этой нестареющей традиции. Прозвучат старинные таснифы, которые поются по всему Ирану уже не первое столетие. Ярко и одинаково неожиданно в программе концерта сопоставляются два вида творчества, полноправных в этой музыке: авторские композиции Али Гамсари (неповторимо индивидуальные, но стоя́щие на прочном фундаменте традиции) и — чудо из чудес иранской классики — рождаемое сиюминутным вдохновением, принципиально спонтанное искусство аваза, которым так неподражаемо владеет Хосейн Нуршарг.
Хосейн Нуршарг появился в жизни Центра "Музыкальные культуры мира" в 2008 году. Вот одна из его первых московских программ, после которой, как говорят организаторы фестиваля, им "стало ясно, что Иран становится очень важной частью нашего существования":
"До сих пор помню это ощущение, которое можно назвать не иначе как "культурным шоком", неожиданно настигшее меня, да и многих, находящихся в Концертном зале Центральной музыкальной школы 4 декабря 2009 года. Мы собрались на презентацию нашего первого диска иранской музыки, записанного Хосейном Нуршаргом и Маджидом Дэрахшани в Тон-студии Мосфильма. Позвали на презентацию, по рекомендации Хосейна, молодых музыкантов ансамбля "Фераг" из Эсфахана. Мы волновались и радовались (ура! первый диск! да какой!) и просто собирались послушать красивую музыку.
И вдруг на нас обрушился поток звучаний, поднявших вихрь неведомых ранее чувств, взбудораживших сознание. Что это? Послание? От кого? От Него? Не понимая текста, понимаешь смыслы! Ищешь ответы на вопросы, которые всё это время прятались внутри, но ты боялся на них отвечать. А музыка тебя влечёт и заставляет честно, ЧЕСТНО отвечать - кто ты? что ты делаешь в этом мире?
Это теперь мы знаем, что это и есть АВАЗ - уникальное звуковое искусство Ирана, чудесным образом связанное с всечеловеческой сокровищницей мудрости и чистоты. А тогда мы просто пребывали в состоянии сладостного и тревожного потрясения, и понимали, что перед нами - ЯВЛЕНИЕ.
В общем, давайте ещё раз послушаем.
Со временем мы перевели текст, и он такой:
Бахман Рафеи. "Если время ничего не меняет..."
Есть мир событий за нашим взглядом, моим и твоим. И если время ничего не меняет, то это наша вина, моя и твоя.
Нельзя сидеть в бездействии, прислонившись спиной к стене, Эти дверь и стена в будущем будут свидетельствовать против нас, меня и тебя.
Мир окон взывает к нам, давайте же встанем! Горизонты времени ожидают меня и тебя!
Даже лёгкое дыхание превращается в чёрный дым внутри клетки И образует глухую завесу наших дней, ночей, недель и месяцев, моих и твоих.
(подстрочный перевод Хосейна Нуршарга и Маргариты Каратыгиной)
Этот аваз был исполнен в программе "Шур-Афшари" во время презентации диска "Бедахэ Нава и Эсфахан" в концертном зале Центральной музыкальной школы 4декабря 2009 г. Хосейн Нуршарг - голос Пежман Эхтияри - сантур Сияваш Валипур - гейчак Хамидреза Хассанпур - тар Дариуш Чавоши - даф, томбак"
БЕДАХЭ В НОВОГОДНЕМ ЛЕСУ Иранский новый год - Ноуруз. Музыкант - Али Гамсари - идёт в лес и играет на своём любимом таре. То, что он играет, называется БЕДАХЭ. В европейской музыке такого принципа нет. Есть импровизация, но это не совсем то. Иранский музыкант такого высокого класса, как Али Гамсари, владеет искусством мгновенного, непредсказуемого конструирования бесчисленного множества звуковых построений, пользуясь ОЧЕНЬ жёсткими каноническими моделями и ОЧЕНЬ строгими правилами их соединения. Никакого произвола и - полная свобода. Два мастера бедахэ - Али Гамсари и Хосейн Нуршарг удивят нас этим искусством 29 июня в Малом зале консерватории:
Буду рад, если кому-то из моих читателей, несмотря на позднее объявление, удастся попасть на этот концерт и получить удовольствие от погружения в музыку Ирана.
Возможность оставлять комментарии временно отключена
михаил михайлович
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
2015-06-29
# 46776011
Пожаловаться
спасибо..
4
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Robinzon Kruzo
Статус «эксперт NL» получает пользователь Newsland, написавший в течение 3 месяцев не менее 10 экспертных мнений.
ответил михаил михайлович
2015-06-29
# 46777417
Пожаловаться
Но американское кантри, всё же, как-то лучше ложится на российский слух.
0
Экспертное мнение
Экспертное мнение на Newsland - осмысленный комментарий по теме с признаками аналитического мышления
Комментарии