ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ВРЕМЕНАХ И СРОКАХ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

На модерации Отложенный

Посвящается схимонахине Амвросии, 
моей духовной матери

О БЛИЗОСТИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

«Обозри целый мир, в котором живешь, и рассуди, что всё видимое смертно, что всё подлежит тлению. Посмотри на небо, и оно некогда разрушится; посмотри на солнце, и оно не устоит; все звезды, животные, живущие на суше и в воде, все украшение земли, самая земля — все тленно; немного еще времени, и всего этого не будет» (Свт. Василий Великий).

«Радосте моя, Христос воскресе! Нет нам дороги унывать!» (Преп. Серафим Саровский).

«Немного уже остается времени до конца; мир уже стремится к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как тело при последнем издыхании, близ смерти, подвергается безчисленным недугам; как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновенно многое падает и с кровли и со стен, – так близок, при дверях конец вселенной, и поэтому-то распространяются повсюду безчисленныя злополучия. И если тогда Господь уже близ был, то гораздо более ныне... Откуда в самом деле ты знаешь, человек, что конец мира еще не близок и что сказанное ещё не скоро сбудется?» (Свт. Иоанн Златоуст).

«Радосте моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся» (Преп. Серафим Саровский).

«Уместно напомнить слова aпостола Павла о том, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Это действие тайны беззакония, сдерживаемое пока Божией силой, силой благочестия и молитвы, становится особенно явным, агрессивным и массированным в наши дни. Сегодня это не спорадические проявления греха, не отдельные эпизоды злых, порочных разрушительных действий, а ускоренное строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой... Мы видим половодье лжехристианских и тоталитарных сект, половодье чернокнижия, астрологии, оккультизма и магизма. Традиционная христианская культура не только отодвигается на последнее место, предается забвению, но и пародируется, осмеивается, как нечто отжившее и ненужное. Усиленно пропагандируется и насаждается неоязычество, так называемая «постхристианская цивилизация». Кровавым культом насилия, жестокости, предательства, разврата пропитывается вся наша жизнь. Понятия долга, чести, стыда, совести, целомудрия – в поругании и уничижении. Размывается православное сознание и мирочувствие, умаляется сила веры и благочестия. Пропагандируется жизнь по страстям, всячески преуменьшается ответственность за пороки. Кратко сказать, идет непримиримая ожесточенная брань между Царством Божиим и царством диавола...» (Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ежегодном Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 1998 г.).

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»


О НЕЖЕЛАНИИ ЗНАТЬ ВРЕМЕНА И СРОКИ 

Примерно за 500 лет перед Первым Своим Пришествием Господь дал народу Своему возможность расчета  точного года этого Пришествия. Господь сделал это через пророка Даниила. Пророк предсказал явление Спасителя, взяв точкой отсчета определенное событие:
«… С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки — семь седмин и шестьдесят две седмины» (Дан. 9:25).
Ныне Данииловы седмины изучают студенты православных учебных заведений. В цитате речь идет о восстановлении Иерусалима после Вавилонского плена. Седмина здесь – семь лет. Совершим расчеты: 
7 раз х  7 лет (49)  +   62 раза по 7 лет (434) = 483 года. 
Итак, в пророчестве идет речь о периоде в 483 года, разделяющем два события: начало восстановления Иерусалима и Первое Пришествие Господа.
Указ о восстановлении Иерусалима был издан после окончания 70-летнего вавилонского плена. Это был указ, касающийся не только Иерусалима, но и всей Иудеи как новой национальной административной единицы — провинции персидской монархии. Иудея перед этим исчезла, как государство, на 70 лет. И вот возрождается Господом через язычников, как птица Феникс. Но не как самостоятельное государство.
Речь идёт о 2-ом указе Артаксеркса I Лонгимана, данного им Ездре (1 Езд. 7, 8. 11-14, 21). Указ повелевал Ездре «обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога» Израилева (1 Езд. 7, 13). «Обозреть» здесь означало не просто посмотреть, но и «устроить», «наладить» жизнь по иудейским законам, т.е. возродить Иерусалим как столицу и дать стране управление по её законам.
Историками указ датируется 458/457 годом до Р.Х., но нужно учесть, что наше летоисчисление от Р.Х. не совсем точно (опаздывает на 3 или 4 года — Иисусу Христу было 3 или 4 года, когда наступил первый год нашего летоисчисления). 
Внесем поправку на четыре года:
457 - 4 = 453 год до Р.Х.
Учтем также, что Господь вышел к Иордану для Крещения и последующей проповеди в 30 году по Р.Х. (ему было примерно 30 лет  — еврейское совершеннолетие).
Продолжим расчеты:
453 года + 30 лет = 483 года. 
Сравните указание в пророчестве Даниила, сделанное задолго до Первого Пришествия и наши расчеты, совершенные через две тысячи лет после Первого Пришествия, исходя из сведений, предоставленных историками.
Видите, сколь оказалось точно пророчество! 
Трудно в это поверить, но не только мы, но всякий ветхозаветный еврей после начала восстановения Иерусалима в 453 году до Р.Х., по доступной в синагогах Книге пророка Даниила, мог просто и точно рассчитать год Пришествия долгожданного для них Мессии. 
И город, в котором надлежало родиться Мессии, они знали – Вифлеем. Потому и сказали волхвам о Вифлееме. И знали из Писания, что Ему надлежит пострадать. И, тем не менее, подавляющее большинство евреев не захотело даже задуматься над этим, да что там — хотя бы принять в своё сознание сам вопрос о точном времени Пришествии Мессии. 
Итак, примерно за 500 лет Господь через пророка Даниила объявил время  своего Первого Пришествия, дав точкой отсчета события, связанные с:
- восстановлением Храма (единственного тогда Храма Божьего на всей планете, ибо кроме него все остальные храмы были языческими, то есть посвященные демонам);
- возрождением Иудеи, хотя и неполным, и не самостоятельным.
Поскольку приблизилось Пришествие — постольку и была открыта тайна. Эти сведения могли принести тогда, тысячи лет назад,  некоторую пользу — не всем, но тем из веруюших, кто чаял не земных благ, а Царствия Божьего.
Эти сведения могли укрепить веру, могли помочь узнать Мессию в Сыне Жены бедного плотника. Видимо, поэтому Господь и открыл точные времена и сроки Своего Первого Пришествия, ограничив, впрочем, доступ к сведениям для празднолюбопытствующих – необходимостью расчетов и некоторой неопределенностью начальной точки отсчета седмин.
Увы, ветхозаветное православие прошло мимо указаний Писания, прошло всё, кроме немногих, например, фарисеев Никодима и Иосифа, чающих избавления Израиля. И не просто прошло. После Воскресения Христова совершилось гораздо худшее. Вскоре после Воскресения Христова православный ветхозаветный Священный Синод запретил евреям рассчитывать по Книге Даниила пророка срок Пришествия Мессии под страхом отлучения от синагоги.

О ПОЛЬЗЕ ЗНАТЬ ВРЕМЕНА И СРОКИ 

Весна, 66 год после Рождества Христова. 
Господь  перед Вознесением говорил апостолам, что придет день, когда почти все люди  из народа Израиля: 
«… падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21: 24). 
Через тридцать три года после Распятия Господа, в  66 году нашей эры, на Иерусалим пошли языческие римские легионы и окружили город. Увидев город осажденным, христиане Иерусалимские вспомнили другие слова Господа: 
«Когда увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда кто будет в Иудее, беги в горы; и кто в городе, выходи вон» (Лк. 21: 20-21).  
И  решили их исполнить буквально – выйти вон из города и уйти в горы. Господь, видя готовность овец Своих исполнить заповедь, отвёл  римские войска: легионы без каких-либо видимых причин, вдруг, сняли осаду и удалились, преследуемые и  избиваемые  иудеями. Христиане и епископ свободно ушли из города в маленький город Пеллу, что находился в горах, на другой стороне Иордана, в связи с чем ни один христианин не погиб при  последующей осаде  Иерусалима и разрушении города. 
Весною 70 года, примерно через 3, 5 года, Иерусалим был вновь осажден римским полководцем Титом. В городе находилось по случаю Ветхозаветной Пасхи не менее 1 500 000 человек. Защитники города тут же оказались между собою в состоянии злобной, гордой ненависти и гражданской войны. В борьбе за власть они начали истреблять друг друга, считая себя один «правовернее» другого, совершая пролитие крови священников и святотатства во имя сохранения «чистоты веры». Самые безумные из них, одержимые бесами по попущению Божьему, уничтожали запасы имеющейся пищи. Римляне, к тому же, пресекли подвоз продовольствия в город извне. Потому вскоре начался такой голод, что едою начали служить трупы умерших. Римляне начали частями захватывать город через проломленные стены. 
10 августа 70 года язычниками был  захвачен, подожжён  и разрушен Храм Божий — точно в то же самое число и в тот месяц, в который сгорел первый храм Господа, некогда захваченный  царем Навуходоносором. 
В конце концов Иерусалим был совершенно разрушен, за исключением трёх башен, сохраненных Титом как память о доблести его войска. Хотя Тит говорил о своей победе скромно: 
«Верно Сам Бог, разгневанный злодеяниями иудеев, помог мне; ибо никакие человеческие усилия не могли одолеть такой твердыни!» 
Так до конца исполнилось пророчество об Иерусалиме: 
« .. враги твои… окружат тебя… и побьют детей твоих  в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19:43-44).
Видите, как это страшно – не узнать времени посещения нас Господом?! 
Иерусалим – образ всей планеты перед Вторым Пришествием. 
Христиане иерусалимские – образ всех христиан перед Вторым Пришествием. 
Гордые иудеи и римляне – бесы и их слуги во главе с Антихристом. 
Выход христиан из Иерусалима – отчуждение наше от мира, а точнее от его ложных ценностей (от идолов власти, богатства, земного благополучия, плотского здоровья и долголетия, от идола новых знаний). 
И ныне  мир нечестивый, Каином основанный, лежит во мгле ложных ценностей, а во времена Антихриста — во мгле греха утонет. 
Уход в горы – возвышение душ наших над земными ценностями (земным благополучием), которое и позволит нам отказаться от поклонения Антихристу, и принять муки смертные  или исповедничество (претерпение страданий Христа ради).  

О ВРЕДЕ  НАЗНАЧАТЬ ВРЕМЕНА И СРОКИ

Сказано врачу: «Не навреди!» Можем ли мы в исследованиях точного дня и часа Второго Пришествия получить вред и какой именно? 
Однажды Господь сказал ученикам: 
- «О дне же том  и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36);
- «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти» (Деян. 1:7).
Здесь достаточно ясно выражен запрет переступать некие границы.
Тем не менее, примерно через полторы тысячи лет после произнесения Господом этих слов, Русская Православная Церковь (РПЦ) официально исчислила время Второго Пришествия и публично объявила о нём верующим. 
Это произошло в 1492 году от  Р.Х., потому что по традиционному летоисчислению это был 7 000 год от сотворения Адама. 
В действовавшей Пасхалии на 6999 год (1492 от Р.Х.), использовавшейся тогда официально в РПЦ, читаем: 
«Зде страх, зде скорбь...  в нём же чаем всемирное Твое Пришествие».
Назначение РПЦ точных времен Второго Пришествия вызвало у большей части паствы, конечно же, нездоровые религиозные проявления, уныние, бессмысленное оставление мирских дел,  экзальтацию молитв, повышенное визионерство и прочие неприятные вещи.
В 1492 году Второе Пришествие, как мы знаем, не состоялось. Вопрос о дате Второго Пришествия с тех пор стал открытым. Многие епископы и священники ныне не рекомендует пастве исследовать точные времена и сроки Второго Пришествия, ссылаясь на вышепроцитированные строки Писания. Но отлучение от церкви нам не угрожает.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ
О ЗНАНИИ ТОЧНЫХ ВРЕМЕН И СРОКОВ

Но отчего же нам не следует знать точные времена и сроки Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если мы, хоть в какой-то степени, православные христиане? 
Это как-то странно, отвергать попытки исследований и исчислений, ведь мы «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века», что и означает ожидание Второго Пришествия?! 
Мы должны, вроде-бы, с радостью узнавать о новых версиях даты Второго Пришествия, пусть и неверных!
В чем же дело? Отчего точность времен и сроков сокрыта от нас Господом?
Вот как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст («Толкование на Евангелие от Матфея»): 
«Если о дне и часе ты спрашиваешь, не услышишь от Меня ничего, говорит Он; если же вообще о времени и предварительных признаках, то, не скрывая ничего, скажу тебе все подробно. 
Что Мне известен этот день, - на это Я представил много доказательств: сказал о расстоянии времени, обо всех будущих событиях, и даже о том, сколько от настоящего времени осталось до того дня (это объясняет тебе притча о смоковнице), и, таким образом, довел тебя до самого преддверия. 
Если ж Я не отворил тебе дверей, то и это для твоей же пользы…. 
«Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:38-39)… 
С пришествием антихриста, между нечестивыми и отчаившимися в спасении своем, умножатся постыдные наслаждения, - тогда будет чревоугодие, объедение и пьянство. Таким образом, Христос приводит пример совершенно подходящий к обстоятельствам дела. 
Как в то время, говорит Он, когда приготовлялся ковчег, люди не верили, и даже тогда, когда был готов и предвещал им близкое несчастье, они спокойно смотрели на него и предавались удовольствиям, как будто не предстояло им никакого бедствия, так и теперь: явится антихрист, за которым будет кончина, после кончины последуют наказания и неизреченные мучения; а люди, опьяневши от разврата, не почувствуют никакого страха и перед этими будущими бедствиями… 
Не говорит им о том часе, когда Он придет, для того, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы. 
Желая же, чтобы они всегда были озабочены встречей с Ним и всегда добродетельны, сказал им, что придет тогда, когда не ожидают Его… 
Христос не означает ни дня общей кончины, ни дня смерти каждого, желая чтобы люди всегда ожидали этого дня, - чтобы он был предметом непрестанной заботы. 
Поэтому и конец жизни каждого оставил в неизвестности.» 
Примерно это же пишет святитель Василий Великий. 
Сказав по сути: «не ваше дело знать времена и годы устроения Царства, которые Отец положил во Своей власти», — Господь сокрывает это знание ради нашей немощи. 
Чтобы согрешившие не впали в уныние от краткости срока, оставшегося до Пришествия — под тем предлогом, что слишком мало оставлено им  времени к покаянию. 
А те, которые ведут успешную долговременную брань с сопротивной силой, не оставили бы воинских рядов по продолжительности времени,  оставшегося до Пришествия. 
Остановимся на этом подробнее. 
Итак, все мы немощны и не способны вынести всю правду. 
Одни немощны потому, что не имеют сил и искусства воинского (духовного) — такие весьма изранены духовно и побеждены, хотя и не до конца, ведь и они чают Пришествия, а значит не утратили главного — надежды. Эти нуждаются во времени для покаяния, ибо глубоко проникли стрелы вражьи. Узнай они, что до Суда – 100 лет, отчаются. Узнай, что всего лишь 10 лет — то же самое, ибо любой срок для них, истекающих кровью и гноем — как вечность.
Другие, великие духовные воины, твердо встали в вере и сражаются. Но и они немощны – немощны в терпении. Им бы поскорее пришел Господь — тогда окончится ратный подвиг, можно будет вкусить плоды славы и отдохнуть. У них, как и у обычных воинов, достаточно сил лишь на кратковременное сражение.  Узнай они о том, что сражение продлится еще хотя бы  десять  лет  — многие из них тоже не перенесут этого.
Таким образом, и для тех, и для других может оказаться вредным точное знание времен и сроков. Есть и ещё одна великая опасность для разведывающих времена и сроки.
Суть одного из главных обманов бесовских: увод сознания от земной реальности в воображаемое будущее. Он утончен и древен. Этот обман лежит в сущности коммунизма, фашизма и прочих попыток построения воображаемого рая на земле (жизнь ради воображаемой реальности, которую человек пытается сделать существующей, отвергнув истинную реальность — Бога).
Узнав о том, что через определенное время наступит некое событие, важнее которого нет, кто сможет обуздать свое сознание и не унестись духом в воображаемое, а значит ещё несуществующее будущее? Кто сможет не впасть в силки сатанинские?
Увы, точное знание срока, отпущенного этому веку, может принести великий вред, как это мы видим на многочисленных примерах с сектантами, еретиками и раскольниками. Две тысячи лет они, руководствуясь самыми дикими рассуждениями или откровениями от «Ангелов», назначают самовольно сроки Суда и бросают всякую земную деятельность. Они уводят свое сознание вслед за сатаной в несуществующее будущее и отчуждают себя от реальности, а значит и от Бога Вседержителя. 
Поэтому совершенно правы любящие нас отцы Церкви, запрещающие уподобляться сектантам:
«Никто да не любопытствует о времени...

Не смей решительно говорить: «сие будет тогда-то» (Кирилл Иерусалимский).
Казалось бы все ясно и на этом можно поставить точку. Но вот ведь в чем дело… 
Православное христианство –  не земная, а божественная организация. Это Небо на земле, дарующее свободу, а не отнимающее её. Здесь царствуют не внешние запреты, но Сам Живой Господь. И потому мы с удивлением прочтем у отцов Церкви и совсем иное, высокое: 
«Не переставай испытывать Божественные Писания, не переставай вопрошать Матерь свою — Церковь: когда приидет желанный Жених, — спрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит. Не переставай спрашивать, пока в точности не узнаешь, не переставай прибегать к помощи знающих о сем в точности»  (Преп. Ефрем Сирин).
«Ибо Он назначил День, в который будет праведно судить вселенную…» (Деян. 17:31).
Что тут сказать? 
Мать наша Церквь, несомненно запрещая публично объявлять точный срок Второго Пришествия, не запрещает всем желающим частные «испытания Божественных Писаний», и Предания Церкви, спрашивая и разведывая о знамениях Его Второго Пришествия.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ДАТЫ И ЧАСА ПРИШЕСТВИЯ

Святитель Василий Великий разъясняет вопрос о времени Второго Пришествия и иначе — духовно, совсем не так как мы привыкли его понимать. 
Оказывается, духовная суть слов Господа «не ваше дело знать времена и годы устроения Царства, которое Отец положил в Своей власти» такова.
Ведение Небесного Царства (и земных сроков его наступления) принадлежит тем, кто не обложен плотию и кровию, иначе – ангелам Божьим и тем человекам на земле, которые хотя и пребывают во плоти, но стали безплотны и святы — как ангелы, и уже живут на небе духом, хотя ещё и пребывают на земле плотью. 
Ведь Небесное Царство есть не что иное как истинное разумение и созерцание Сущего Бога, которое в Божественных Писаниях называется и блаженством. 
Оно есть не то, что в будущем, но то, что теперь и всегда, рядом и внутри нас. Только дух человеческий, победивший плоть, может уразуметь и созерцать Бога, Который есть Дух. 
Стяжи Дух Святой и Им спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи — примерно так говорил преподобный Серафим Саровский. 
Знать времена и сроки Второго Пришествия человеку можно, если он достиг определенной меры святости, стал по благодати  причастен власти и ведению Бога.
Вот как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст:
«Не должно стараться узнавать распоряжения Божии во всем (это значило бы домогаться невозможного и совершенно превышающего всякую созданную тварь), а те, которые хотят познать их отчасти, должны быть свободными от… страстей, и тогда они увидят их яснее солнца, хотя не вполне, а только отчасти, и будут благодарить Его за все.» 
О том, что мы достигли таковой меры святости, чтобы знать точно распоряжения Божии относительно сроков Второго Пришествия, сказать, конечно же, нельзя. 
Поэтому, именно и только поэтому, не наше дело знать точные времена и сроки.
По крайней мере, пока в России не начали ставить печати (начертания) Антихриста на лоб и руку. 
Когда Господь вознесся, когда Дух Святой снисшел на апостолов, когда они стали причастны к всевластию и всеведению Бога Отца — тогда узнали они многое,  в том числе и точные времена и сроки Второго Пришествия. Им стало открыто и прошлое, и настоящее, и будущее (план будущего). И души людские, и души народов, и душа человечества. И мы вслед за апостолами, если достигнем меры их святости, узнаем многое.
«Имущие же Бога всегда в себе... увидят истину чистою верою, и познают Его. Всем бо имущим Боговидение Божие и разум — тогда разумно будет пришествие мучителя. 
Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная — непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. 
Аще и услышат слово (предупреждения об Антихристе), то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия» (Письма Георгия, затворника Задонского, кн. 1, с. 62, 1850 г.; см. также Слово 106 преп. Ефрема Сирина). 
Святитель Василий в Письмах своих указывает также, что знание точного земного дня и часа Второго Пришествия  вообще не имеет значения, как не имеет, например, значения для Бога лицо человека, но лишь его сердце.  
«Сыне, даждь Мне сердце твое», — говорит Господь, ибо из главы змея, гнездящегося в сердцах наших, исходят злые помыслы —  начало всех злых дел на земле. И эту главу надо стереть в Таинствах Церкви.
Не земные времена и сроки, но духовное расстояние между нами и возлюбленным нами Господом, Источником всякого блага и вечной Жизни — вот что главное:
«Времена же и лета разумей не чувственные, но представляй себе некие расстояния в ведении, производимые мысленным Солнцем» (святитель Василий Великий). 
Наш отказ от познания Господа, невнимание к Нему, забвение Его, беспечность и праздность духовные — вот причины всех бед и скорбей наших!
Не неведение дня и часа Пришествия, а неведение Самого Бога (неверие) — вот беда, вот смерть, вот ад! 
Не неведение дня и часа Пришествия, а неведение Самого Бога — вот отчуждение нами себя от вечной Жизни, от вечного Счастья и вечной Радости!
Поэтому святитель Василий и пишет о терминах: «конец мира», «день и час Пришествия»  нечто удивительное: 
- «Святые ученики Спасителя нашего… вопрошают о конце и желают познать крайнюю степень блаженства; и о сем-то отвечал Господь наш…, именуя днем — всякое точное постижение Божиих помышлений, а часом — умозрение о единстве и единичности, которых ведение присвоил Он единому Отцу»;
- «Когда познаем Бога не в зерцалах и не чрез что-либо постороннее, а приступим к Нему как к Единственному и Единому, тогда познаем и последний конец».

О ТОЧНОМ ГОДЕ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

Пришествие Господа для многих состоялось, ибо каждый, кто читал Евангелие, кто верует и молится — точно знает, что Он невидимо присутствует с нами в этой реальности —  рядом с нами и внутри нас, со дня крещения нашего. 
Он уже пришел и две тысячи лет предлагает нам дары Свои — Добро истинное и Жизнь вечную. Только соверши усилие и возьми, и, взяв, не урони.
Господь уже воскрес и пришел к нам невидимо. 
Верующим и чающим Его не надо ждать, ибо Он уже: «Пребывает среди верующих как Первородный между многими братьями (Рим. 8, 29)». 
Это странно и глупо, слушая год за годом слова священника: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твоё», в то же время думать, что Он ещё не скоро явится на землю.
Перед тем как вознестись на глазах учеников на небо, Он сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века (Мф.28:19-20)». Разве не о присутствии Бога между нами — до самого Дня Второго пришествия,  хотя и невидимом присутствии, здесь сказано?
Когда приближается время Евхаристического канона священники целуют дискос и чашу, целуют престол и совершают взаимное целование. Главный священник (предстоятель) приветствует каждого подходящего: «Христос посреди нас», сослужащие отвечают ему: «И есть, и будет». Происходит так называемое «целование мира», которое до сих пор совершается в алтаре. В первохристианской Церкви целование мира происходило также и в храме среди молящихся. Все присутствующие с произнесением вышеуказанных слов целовали друг друга: мужчины — мужчин, женщины — женщин. 
Следовательно, нам надо учиться жить с Ним, Пришедшим и Реальным, хотя и Невидимым (не имеющим иных видимых образов, кроме икон), Безмолвным (хотя и всё слышащим), Неощутимым (по нашему желанию), но всегда Любящим нас. 
Надо жить сейчас, а не в будущем, которого ещё не настало. Всякий, устремляющийся умом и сердцем в ещё несуществующее будущее, делает себя, вслед за сатаной, несуществующим (отчуждившим себя от Источника своего существования).  
Мне не выпало чести принять каких-либо сверхъестественных откровений от Высших сил относительно времен и сроков Второго Пришествия. Я только читал Писание и отцов Церкви, размышлял, сравнивал. И вот, по прошествии многих лет, оказалось, что Писание и Предание Церкви содержит множество косвенных указаний на дату Второго Пришествия. 
Вот пример такого указания: «Второе Пришествие состоится в месяце ксанфик». (Преп. Макарий Египетский). 
Ксанфик (II Мак. XI, 30, 33, 38) — шестой месяц у македонян, соответствующий еврейскому первому месяцу нисану, или нашим марту и/или апрелю. 
«Нисан» — вавилонское название месяца, которое евреи принесли из вавилонского плена. Слово нисан того же корня, что ницан — «почка», «бутон». В древнееврейском языке имя месяца нисан ассоциируется также со словом «нес» – «чудо», «знамение». 
Евреи называют еще этот месяц: «первый месяц» или «весенний месяц», и все остальные месяцы отсчитывают от него. Но так как иудейский календарь «плавающий», то даты начала месяца нисан в каждом году разные. Еврейские богословы периодически рассчитывают, а потом назначают (объявляют) день, в который в определенном году благословляется наступление месяца нисан.

Месяц Ксанфик

 

Претворяющий полночь – в сиянье,
Безысходность – в ликующий крик,
Прелагающий в пенье – молчанье,
Приближается месяц Ксанфик,

Наполняющий каждому чашу,
Призывающий всякую плоть,
Сам достигнет подвалов и башен
Он, одетый в хитон и милоть.

Не преломит надломленной трости,
Не угасит курения льна, –
Он восставит забытые кости,
Даст вкусить воскресенья вина.

Он грядет – и сердца в ожиданье
Прозревают Грядущего Лик,
Проложившего путь из скитаний, –
Путь в пресветлый месяц Ксанфик.

06.01.2005
Автор стихотворения Ольга Шульчева-Джарман 
(редактор – и. Сергей Круглов)

 

Итак, время года Второго Пришествия мы знаем —  весна.
Еще знаем, что «пришествие Его будет в ночи» (Святитель Иоанн Златоуст. «Толкование на Евангелие от Матфея»). Поскольку обычная ночь наступает на нашей планете не одновременно везде, то в указании преп. Макария Египетского речь идет, видимо, о такой  тьме, которая случилась днем в Египте незадолго перед Исходом (Исх. 10:21), а также средь бела дня в День Распятия — от часа шестого до часа девятого (Мф 27: 45; Мк. 15:33). 
Или о ночи духовной:
«Наступила какая-то метафизическая ночь. В этом сгущающемся мраке, как в «египетской тьме» люди не видят друг друга, они забыли, что такое человек; они разобщены между собой. Дьявол, как отец либерализма, обещав людям свободу, обманул и превратил их в похотливых и тупых рабов» (Январь 2012 года Архимандрит Рафаил (Карелин).
А как приблизиться к знанию года Второго Пришествия? 
Известно, что перед самым Вторым Пришествием (примерно за 7 лет до него) объявится последний Антихрист, и  вскоре станет царем всея земли – на 3, 5 года.
Обратимся к пророчеству преп. Льва Черниговского. 
«Незадолго до воцарения антихриста и закрытые храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола как храмов, так и колоколен, а когда закончат главный, тогда наступит время воцарения Антихриста». 
К 1999 году ранее разрушенный полностью главный храм России — Храм Христа Спасителя - Кафедральный собор Русской Православной Церкви, был вновь сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. Храм расположен в историческом центре Москвы, рассчитан на 10 000 человек. В церковно-административном отношении Храм стал подворьем Патриарха Московского и всея Руси, который является его настоятелем.
Это единственный православный храм, который пишется как и иерусалимский – с большой буквы: Храм.
31 декабря 1999 года Храм был открыт для посещения: в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская Литургия.
«Время воцарения Антихриста» в пророчестве преп. Льва Черниговского, может быть только временем его рождения, ибо на дворе 2013 год, а на горизонте царя всея земли не видно.
Таким образом, Антихрист, возможно, родился в 1999 году.
С этим, будто бы, согласно и пророчество преп. Серафима Вырицкого:
«Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это не недолго - лет на 15, потом придет Антихрист».
Сразу заметим, что и в этом пророчестве слова «придет Антихрист», могут означать лишь его рождение. 
С какого года отсчитать эти примерные 15 лет? 
В мае 1983 года был возвращен Церкви и восстановлен как духовно-административный центр РПЦ Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь, основанный в 1282 году первым московским князем, святым благоверным Даниилом. 
Правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата».
Монастырь восстанавливался именно как «Духовный и Административный Центр РПЦ», средства на его восстановление жертвовались как приходами Москвы, так и всеми епархиями Московского Патриархата.
С Великого поста 1984 братия Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря начала совершать службы в праздничные дни в Малом соборе Донского монастыря. 
1984 + 15 = 1999 год.
О том, что время Антихриста уже наступило или очень скоро наступит свидетельствует ныне здравствующий и известный многим архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кирилл (Павлов), духовный отец трёх русских патриархов:
«Он вдруг взял меня за руку, сильно сжал ее и, приподняв, развернул меня к иконостасу. Потом подвел к Алтарю и говорит с доброй улыбкой:
- Да, Александр, готовься к испытаниям.
- Батюшка, к каким?
Он долго молчал, склонив голову, а потом ответил:
- Мы доживем до Антихриста.
Очень удивился я такому ответу, осторожно спросил его:
- Как мы? Кто мы? - грешным делом думаю, мол, ну ладно, я - молодой, а Батюшка-то старенький. Ему уже за восемьдесят. И он, что-ли доживет? Так близко, значит, погубитель наш?!..
Отец Кирилл, будто читая мои мысли, подтвердил:
- Мы все доживем до Антихриста. Время очень быстро идет. А мы должны пройти испытания, если хотим достойно Господа встретить. Эти испытания будут попущены нам Богом» (Книга «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)» (составитель священник Виктор Кузнецов. Последнее издание —  2012 г.).
Что может дать человечеству открытие года Второго Пришествия — незадолго перед ним?
«Несмотря на то, что Господь призывает народы к покаянию, что грядет Суд, они еще больше грешат. Так… и люди перед Вторым пришествием: несмотря на то, что им будет открыто, что грядет Суд Господень, многих это не остановит от неистового следования греху» (Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций).
Но некоторых, может быть, хотя бы приостановит?!
Братья и сестры! 
Ныне, как и ранее, Господь через своих святых объявляет время своего Второго Пришествия. И вновь дает точкой отсчета для вычислений события, связанные с:
-  восстановлением Храма (пророчество преп. Льва Черниговского);
- возрождением православной России, хранящей, как ранее хранила еврейская Иудея, правильную веру и заповеди (законы) Божьи (пророчество преп. Серафима Вырицкого). 
И вновь в пророчествах скрыто имя «Даниил», как и перед Первым Пришествием.
И вновь Россия — современная Иудея, как и тысячи лет назад, возрождается после окончания 70-летнего духовного атеистического плена. Восстанавливается не в прежних границах (не в границах Российской Империи 1917 года), но как новая административная единица глобальной мировой экономической системы — как часть, зависимая от целого, а не как самостоятельное государство.
Поскольку приблизилось Пришествие — постольку вновь открывается тайна, как и тысячи лет назад. Эти сведения могут принести некоторую пользу — не всем, но тем из веруюших, кто чает не земных благ, а Царствия Божьего. 
Эти сведения могут укрепить веру, могут помочь нам не пасть в уныние, но дождаться Мессии. Могут помочь «бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне… Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и войти «в радость и Божественный чертог славы Его…, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих» Его «лица доброту неизреченную» (Молитвы утренние. Молитва пятая, святителя Василия Великого.).
Видимо, поэтому Господь и открывает ныне чающим Его Пришествия времена и сроки. Ограничив, впрочем, доступ к сведениям для празднолюбопытствующих – необходимостью расчетов и некоторой неопределенностью начальной точки отсчета.
Господь вновь отведет «римские войска» и даст всем овцам, чающим Его Пришествия, спастись. Верные христиане вновь свободно уйдут из «осажденного города в маленький город в горах, на другой стороне Иордана», и ни один христианин не погибнет «при разрушении города». Но надобно нам, как христианам древнего Иерусалима, быть к этому готовыми. 
Увы, но мы, новозаветные, в большинстве своем проходим мимо указаний Предания Церкви. А те из нас, кто пытается найти эти указания и сообщить братьям по вере, встречают отчуждение, насмешки и обвинения в мрачном сектанстве.
В заключение заметим, что указанный выше год рождения Антрихиста (1999 год), все-таки, лишь очень и очень  вероятная версия, а не точное знание. Ибо не ошибается только Бог. И ещё не ошибается тот, кто преобразил свой ветхий ум и возвысился к Нему — таковой тоже знает всё точно. 
Пойдемте же вслед за отцами и матерями Церкви — умом и сердцем вверх по небесной лествице покаяния и смирения, пойдемте благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и поклонение, и слава во веки веков. Аминь.
 

Константин Рыжков, православный христианин