Как либералы похоронили две кавалерийские дивизии

В послевоенное время роль кавалерии в Великой Отечественной войне,  как-то,  принижалась, кавалерия лишилась ореола героизма и романтики, который приобрела в Гражданскую.

Про конников больше не снимали фильмов, не писали книг, героями стали другие, более отвечающие духу времени,  — танкисты, летчики и разведчики…

Допускаю, что цель  была благородная — показывать армию-победительницу всегда современной, мощной и маневренной,  а конница же это  — героическое прошлое.  В результате кавалерия стала восприниматься как нечто архаическое, в массовом сознании закрепился образ-стереотип: атака конной лавой с шашками наголо, картинка,  рожденная  кинолентами о Гражданской войне.

Информационная пустота всегда заполняется слухами, домыслами и мифами.  В 90-е годы антисталинские силы, целясь в Сталина, сделали кавалерию одной из своих мишеней  для «обличения преступлений режима».

Вот из свежего. Борис Соколов «О мифах старых и новых». 18.08.2010г, статья представляет собо критику на работу А. Исаева  «10 мифов о Второй мировой» http://vpk-news.ru/articles/5936

"Так, доказывая, что кавалерия, которой в РККА накануне Второй мировой было значительно больше, чем в армиях других великих держав, очень даже пригодилась в боевых действиях, г-н Исаев не говорит всей правды.

Он пытается представить советскую кавалерию только как ездящую пехоту, практиковавшую атаки в конном строю в исключительных случаях, когда противник расстроен и не может оказать сильного сопротивления. Между тем подобные примеры в период Великой Отечественной были далеко не редкими. При этом не единожды кавалеристов бросали на врага, который успел занять оборону и имел достаточное количество огневых средств.

В результате конница подвергалась настоящему избиению. Здесь можно вспомнить трагические последствия использования двух кавалерийских дивизий 16-й армии под Москвой в ноябре 1941 года."

Вот так пишет Соколов.

Кавалерийская атака

 

Критики, как таковой, здесь нет. Ну, не понятно из текста… пригодилась кавалерия или нет?

Если нет, то где доказательства?  Утверждается, что кавалерии «было значительно больше, чем  армиях других великих держав». Хотя, справедливо было бы сказать «незначительно больше»

К сведению

Зато представлен, впрочем как обычно, голословно взгляд г-на Соколова на Великую Отечественную. Единственная информация содержащая цифры:  про «избиение двух кавалерийских дивизий 16-й армии под Москвой в ноябре 1941 года».  

Вот ее и надо проверять.

В 16 армии на 12 ноября 1941 года было 5 кавдивизий, командовал 16 армией К.К. Рокоссовский. Обратимся к его мемуарам «Солдатский долг», там есть такие строки : 

«Прибывшие из Средней Азии 17, 20, 24 и 44-я кавалерийские дивизии (в каждой 3 тысячи человек) составили второй эшелон…»  Дальше… 16-я армия наступала 16 ноября 1941 года.  

Теперь воспользуемся поиском Гугла забив «16 армия гибель кавалерийских дивизий»…  и, о чудо, узнаем, кандидатов на «избиение» — 44-ю и 17-ю  кавдивизии, обе дивизии были горно-кавалерийскими.

По этому мместо-гибели-44-й-и-17-й-кавалерийской-дивизии  на карте даже место обозначено: между населенными пунктами Мусино и Телегино. Теперь выполним уточненный поиск:   «гибель 44 17  кавалерийских дивизий»  …

Чего-только не узнаем!  Газета «Сорок один» №40 от 28.10.11

«Контратаки Рокоссовского…. В тот же день, в атаку на окопавшуюся немецкую пехоту и танки были брошены 17 и 44-я кавалерийские дивизии, прибывшие из Средней Азии.

Описание этого боя сохранилось в журнале боевых действий 4-й танковой группы Гепнера:

«…Не верилось, что противник намерен атаковать нас на этом широком поле,…

Но вот три шеренги всадников двинулись на нас. По освещенному зимним солнцем пространству неслись в атаку всадники с блестящими клинками, пригнувшись к шеям лошадей. Первые снаряды разорвались в гуще атакующих. Вскоре страшное черное облако повисло над ними. В воздух взлетают разорванные на куски люди и лошади.»

И т.д. и т.п. Советую повторить мой эксперимент с поиском, узнаете много интересного!

Итак, мы определились с датой атаки — 16 ноября и с дивизиями — 44-я  и  17-я.

Самое удивительное, что сколько не ищи, вы не найдете какой-либо другой источник информации, подтверждающий факт этой атаки, кроме пресловутого «описание боя из журнале боевых действий 4-й танковой группы Гепнера», только его все цитируют и на него ссылаются.

Правда, оказывается это и не запись в журнале боевых действий, а безымянное «боевое донесение».

По стилю написания «боевое донесение» больше походит на художественную литературу, а слова:  » неудержимый поток маленьких черных косматых лошадей с вросшими в них азиатами »  явно принадлежат потомку барона Мюнхаузена.

Безусловно,  текст «документа »  надо показать полностью, сразу прошу прощения за очень длинную цитату

Читать донесение

Источник всего этого:   сборник Русский Архив: Великая Отечественная Т. 15(4-1), Москва, изд. «ТЕРРА», 1997, с.50-52

А была ли эта атака на самом деле?

Проверим, что стало с 17-ой и 44-ой кавдивизиями дальше. В состав 44-й дивизии входили 45, 51 и 54 кавалерийские полки, потратив немного времени находим:

Прорыв подготовленной обороны стрелковыми соединениями (По опыту Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.). Сборник статей. — М.: Воениздат, 1957. — 376 с., тетрадь схем. / Военная академия им. М. В. Фрунзе

Бои 8-й гвардейской стрелковой дивизии по овладению узлом обороны противника в Крюково (7–8 декабря 1941 г.)

6-7  декабря 1941 года (три недели спустя после «гибели»)

— 45-й кавалерийский полк с третьим танковым батальоном 1-й гвардейской танковой бригады (6 танков) — составлял резерв генерала Ревякина и имел задачу сосредоточиться в районе Малино, в готовности к отражению контратак противника из Крюково и Каменка;

— 54-му кавалерийскому полку была поставлена задача овладеть юго-западной частью Крюково; в дальнейшем наступать в направлении Больницы. Его поддерживал 44-й конно-артиллерийский полк;

— 51-му кавалерийскому полку с мотострелковым батальоном 1-й гвардейской танковой бригады ставилась задача овладеть Каменкой и в дальнейшем наступать в направлении Жилино. Наступление полка поддерживал 35-й конно-артиллерийский полк 44-й кавалерийской дивизии;

— Командир 8-й гвардейской дивизии ввел в бой в стыке между 54-м и 51-м кавалерийскими полками также и свой резерв — 45-й кавалерийский полк, вернув его в подчинение командира 44-й кавалерийской дивизии. Кавалерийской дивизии было приказано ускорить захват населенного пункта Каменка

— Полоса наступления оперативной группы по фронту достигала 6 км; 8-я гвардейская стрелковая дивизия наступала в полосе шириной 2 км, 44-я кавалерийская дивизия (без одного кавалерийского полка, но с мотострелковым батальоном танковой бригады) — 1,5 км и 17-я стрелковая бригада — 2,5 км.

Тактическая плотность составляла 1,5 батальона, около 20 орудий и минометов, 3,3 танка на 1 км фронта.

— 8 декабря немецко-фашистские войска начали отступление на всем фронте 16-й армии. Для преследования отступающего противника командующий армией создал на правом фланге армии подвижную группу в составе 145-й танковой бригады, 44-й кавалерийской дивизии и 17-й стрелковой бригады под командованием генерала Ремезова.

Группе приказывалось начать энергичное преследование противника в направлении Жилино, Марьино и далее к Истринскому водохранилищу. 8-я гвардейская стрелковая дивизия была выведена в армейский резерв.

Что-то 44 кавдивизия мало похожа на «полностью»  погибшую еще   3 недели назад…

О 17 кавалерийской дивизии читаем в биографии генерал-лейтенант Захарова Ф.Д.

«Объединённая группа (133-я, 126-я стрелковые и 17-я кавалерийская дивизии) под командованием Захарова, оборонявшая подступы к каналу имени Москвы, в результате стремительного наступления гитлеровских войск на Клин и Яхрому, оказалась отрезанной от своих войск и вела тяжёлые бои с фашистскими танками и пехотой в районе сёл Ольгово, Языково.

5 декабря 1941 года, воспользовавшись ударом пришедших на помощь 44-й и 71-й морских стрелковых бригад, генерал-майор Захаров вывел свою группу в полосу обороны 1-й ударной армии Западного фронта.»

и в  книге    «Провал гитлеровского наступления на Москву. — М.: Наука, 1966.»

«По распоряжению Ставки Верховного Главнокомандования с 1 декабря 1941 года 1-я ударная армия вошла в состав Западного фронта. Ей была подчинена и группа Захарова в составе 126-й стрелковой и 17-й кавалерийской дивизий и курсантского полка, которая вела бои в окружении в районе Ольгово, Харламове, Клусово.

Приказом командующего Западным фронтом перед войсками армии ставилась задача с утра 2 декабря нанести удар левым флангом в направлении Деденево, Федоровка и в тот же день освободить группу Захарова; в дальнейшем — наступать в направлении Клина, во взаимодействии с 30-й и 20-й армиями разбить клинско-солнечногорскую группировку противника и выйти на рубеж Клин, Солнечногорск.»

Как видим,  слухи о гибели 44-й и 17-й кавалерийских дивизий, в сабельной атаке на окопавшегося врага, слегка преувеличены 

 

Приложения

Отчет о боевых действиях 17 Кавдивизии за период с 16.11.1941 г.
автор полковник Гайдуков
ЦАМО фонд 208 опись 2511 единица хранения 35
номер записи в базе данных 60163031

…Исходное положение Егорьево, Бородино д.б. занято в 9.00 16.11.41 г. Этим же прикаом дивизии придавались 2 роты танков 58 ТД в количестве 15 танков Т-26. справа обороняли рубеж р. Лама остатки подразделений 120 МСП 107 МСД, активной задачи которые не получали. Левее, с исходного рубежа Кулешово, Телешово в направлении Солгино, б. Сырково, Ильинское, Зубово, Козино д.б. прорвать фронт на участке Власово, Кузяево 24 КД.
В 9.00 16.11.1941 г. 13-й КП форсировал р. Лама, занял исходное положение для атаки, Егорьево, 128 КП – Бородино, 91 КП, во втором эшелоне, Глазково. Штадив – роща, западнее 0,5 км. Глазково. Приданные танковые роты 58 ТД несмотря на посылку приказания в р-н исходных позиций не прибыли.
Ровно в 10.00 части 17 КД первого эшелона/128 КП и 2 эскадрона 13 КП/ повели наступление в западном направлении – к 11.00 достигли Ошейниково, Новоселки. Второй эшелон под прикрытием 2-х эскадронов 13 КП начал форсировать р. Лама с задачей- развитие успеха 1-го эшелона.

Боя на участке 24 КД слышно не было. Посланный офицер связи донес, что в исходное положение вышел только 56 КП. Т.о., к началу наступления дивизия оказалась одна.
В момент подхода 2-го эшелона к переправе через р. Лама в р-не Егорьево внезапным огневым налетом из р-на Матюшино и выходом до полка пехоты пр-ка с танками, 2-й эшелон отрезан от 1-го эшелона. Завязался ожесточенный бой, длившийся 10 часов.

В разгар боя 2-го эшелона на 1-й эшелон из Лотошино пр-к выбросил 120 танков и до полка пехоты, которые начали расстреливать и давить боевые порядки 1-го эшелона. Очутившись без танковой поддержки, потряв артиллерию, без поддержки 2-го эшелона 1-й эшелон начал отход в исходное положение.

Героически отбиваясь от танков и пехоты пр-ка, в исходное положение вышли по 150-200 человек во главе с командирами и комиссарами частей.
Разгромив 1-й эшелон пр-к всей силой обрушился на 2-й эшелон.

После 5 часов ожесточенного боя в р-н 91 КП прибыл из штарма полковник Гусев с приказом дивизии в 8.30 16.11.1941 г. стремительно атаковать пр-ка в направлении Сенцово, отбросить его по направлению Тургиново и подчинив себе все отряды 107 МСД – прочно занять оборону в р-не Сенцово. ……
В 20.00 16.11.1941 г. сдав участок 120 МСП, части дивизии начали выходить из боя и сосредотачиваться в р-не Покровское. Дивизия потеряла 50% людского состава, артиллерию, минометы и пулеметы 2-х полков. ….
По данным разведки и частей 107 МСД пр-к перешел на восточный берег р. Лама и занял Степанково, Марково, Максимово. Для выполнения задачи дивизии оставался один маршрут движения на Изосинье-Кузминское-Китенево-Глухино-Сенцово. ….
17.11.1941 г. штармом 16 А дивизии поставлена задача выйти в р-н Воздвиженское, Свистуново, Китенево и с 120 МСП прочно оборонять рубеж р. Яуза. Правее, на участке Воловниково, Бортники д.б. обороняться 24 КД.
К исходу 18.11.41 г. дивизия вышла в р-н обороны в срок и в связи с большими потерями и большим участком обороны принято решение: оборону занять отдельными опорными пунктами – Воздвиженское, Бортниково, Высоково, Овсянниково – 91 КП (наиболее полнокровный). В р-не Китенево, во 2-м эшелоне 128, 13 КП в Изосинье ….
В течение 18.11.41 г. пр-к вел ожесточенные атаки на всем уч-ке фронта.

44-я кав.дивизия
Из сводок за 16.11.1941 следует, что 44 кавдивизия вообще находилась во втором эшелоне, за позициями 58 танковой дивизии, в бою участие принимал лишь один эскадрон 51-го кав.полка, который занял Кузяево.

Вывод такой: никакого «эпического побоища» в районе Мусино не было, там просто не могло быть ни 17-ой кавдивизии ни, тем более, 44-й кавдивизии.

Как вообще не было атаки конной лавой на танки и окопавшиеся немецкие части. Тяжелые потери понесла 17-я кавдивизия (до 50% личного состава), но не потому, что «кавалеристов бросали на врага, который успел занять оборону», а из-за контрудара, нанесенного немцами из р-нов Матюшино и Лотошино.

Казалось бы все ясно и понятно — немецкое донесение фальшивка. Мне даже понятно почему эта ложь такая живучая, кочует по десяткам сайтов.

Очень уж она «красивая» ибо в ней есть все, что так мило сердцу каждого «совестливого интеллигента»:
1. атака с шашками «наголо» против танков и артиллерии — т.е «заваливание трупами» и кровожадность командиров
2. Ворошилов и Буденный, которые были ограниченными «конниками» и считали танки вредительством
3. репрессированный Тухачевский, который танки любил
4. немцы, которые едва не сошли с ума, расстреливая массы азиатов на «косматых лошадках»
и т.д.
Единственное, что мне не понятно: как остановить тиражирование этой наглой лжи. Остается только писать еще и еще, что бы больше людей смогли узнать правду.

Р.S. Странно что "немецкие" авторы не написали что у вросших на лошадях азиатов был лишь один клинок на четверых