«Главплакат»

«Главплакат», а так не пробовали?

Кто стоит за «Главплакатом»? Сложно ли повесить баннер в центре города, и кто за это платит?

Матвей Крылов разобрался в том, что такое пропаганда 2.0 и сделал свой плакат —ответ агиткам
ликующей гопоты нового формата.

Прокремлевские политики часто обвиняют оппозицию в том, что методы политической борьбы противников власти несерьезны и легкомысленны. Мол, посмотрите — провели немногочисленный пикет, вывесили растяжку с крыши дома, запустили сбор подписей на сайте и так далее, какой от всего этого прок? То ли дело их многотысячные шествия по центру города с Хирургом во главе и концерты Вики Цыгановой на Красной площади.

Но список активистских практик невелик, власти и самой приходится обращаться к методам уличной политики. Движение «Наши» пикетировало посольства и оппозиционные конференции, «Россия молодая» проводила несанкционированные акции, флешмобы.

Новая любовь администрации президента — проект «Главплакат». Раз в месяц в центре Москвы появляются растяжки с героями протестного движения, которых обвиняют то в работе на «вашингтонский обком», то в недостаточном уровне патриотизма и симпатиях к фашистам, то в развале патриархальной русской культуры.
Открытая Россия подготовила свой ответ агиткам Кремля
Когда появился первый плакат, ни у кого не возникло сомнений в том, что за так называемыми «анонимными художниками» стоят кураторы с Новой площади. Иначе как можно объяснить тот факт, что на федеральной трассе, по которой ездят члены правительства и президент, кто-то смог совершенно спокойно вывесить растяжку, когда даже оплаченные рекламные биллборды Алексея Навального снимают с трасс через пару часов после их появления?

Любой оппозиционный активист, который хоть раз участвовал в «плакатных» акциях, может подтвердить, что если тебя и не поймали сразу, то, скорее всего, найдут спустя пару дней. Но в случае с «Главплакатом» полиция и спецслужбы не то, что не ищут, а лишь помогают новым хунвейбинам.

«Такие хулиганские акты отравляют отношения в стране, — утверждает политолог Глеб Павловский, — их цель — помешать взаимодействию власти и каких-либо ответственных политических кругов. Между властью и несогласными устанавливается нарочно загаженное пространство, где бегает хулиганье, и это напрочь исключает возможность диалога».

Согласно расследованию «Новой газеты», «Главплакат» — новое детище бывшего молодогвардейца Андрея Татаринова, который после развала всей системы прокремлевской молодежной политики с уходом Василия Якеменко возглавляет Центр актуальной политики — один из карманных
политологических институтов администрации президента.
Сайты «Главплаката» и Центра находятся на одном IP-адресе. А сам Андрей Татаринов одним из первых выкладывает в соцсетях фотографии только что вывешенных плакатов. Правда, открыто он никогда не признавался в каких-либо связях с уличными активистами. Некоторые источники среди «кураторов» проекта называют патриотичного художника Сергея Бугаева, известного под прозвищем «Африка». Бугаев еще в 2012-м стал доверенным лицом Владимира Путина, ездил на Селигер.

Именно Бугаев и Татаринов организовали перформанс «Антибесы» в Петербурге — 5 декабря 2011 года, пока в Москве несогласные с фальсификациями думских выборов протестовали на Чистых прудах, они вывесили на Исаакиевской площади 8-метровый транспарант«Топчитесь, бесы, да не в нашем лесе!» — в поддержку власти и против оппозиции.

Журналист Юлия Латынина предполагает, что «Главплакат» финансируются одним из самых таинственных бизнесменов среди путинского окружения — Евгением Пригожиным. Известный в первую очередь как «повар Путина», Пригожин — один из организаторов съемок фильма НТВ «Анатомия протеста» и по совместительству владелец «фабрики кремлевских троллей».

Как заметил журналист Олег Кашин, на официальном сайте «Главплаката» нет возможности пожертвовать средства на борьбу с «пятой колонной». «Все это делается, безусловно, за государственный счет, — считает Виктор Шендерович, — за всем этим стоит государство, которое, фактически, объявило нам гражданскую войну. Объявило всех инакомыслящих врагами России».

Большая часть плакатов, которые вывешивают активисты — либо осознанная ложь, либо передергивание фактов. Самое яркое вранье «Главплаката» — история о мифической встрече российской оппозиции с Ангелой Меркель. «Немцы им помогут», — утверждали авторы плаката, разрисовывая лица идеологических оппонентов флагами Германии. Встреча эта от начала и до конца была лишь плодом фантазии кремлевских пиарщиков.
В некоторых случаях (например, в ситуации с актером Максимом Виторганом) героям в вину ставят «лайк» в фейсбуке или перепост чужого статуса, содержание которого патриотам из «Главплаката» кажется недостаточно патриотичным. Пенсионера Михаила Богомолова авторы агитки назвали телепродюсером, хотя, как рассказал нам сам герой, он всю жизнь проработал в библиотеке, на телевидении никогда не работал, и текст, приведенный на плакате, не писал.

«Глубоко законспирированная организация анонимных патриотов, современная версия анонимных алкоголиков, но хуже», — так охарактеризовал проект у себя в фейсбуке Дмитрий Быков.

По сути «Главплакат» выдергивает фразы известных людей из контекста и после вешает на каждого ярлык «пятая колонна». Вот только герои плакатов не прячут свои лица и говорят открыто о своем мнении. А говорить о чести анонимных активистов из «Главплаката» не приходится — они рассказать о себе боятся.
С художественной точки зрения, плакаты являются «открыткой» из советского прошлого, когда агитпром пугал общественность образом врага народа. Правда, тогда на власть работали талантливые художники, и спустя полвека их плакаты находятся в музеях и выставляются по всему миру. Нынешняя же пропаганда подобным похвастаться не может. Впрочем, и задачи такой у Кремля не стоит: весь смысл существования проекта — лишь создание новой формы стукачества и доносов. По сути «Главплакат» выдергивает фразы известных людей из контекста и после вешает на каждого ярлык «пятая колонна». Вот только герои плакатов не прячут свои лица и говорят открыто о своем мнении. А говорить о чести анонимных активистов из «Главплаката» не приходится — они рассказать о себе боятся. Пока из героев растяжек «Главплаката» лишь один написал заявление в прокуратуру о защите чести и достоинства — это пенсионер Михаил Богомолов. Хотя, наверное, стоило бы пойти дальше и потребовать возбудить уголовное дело о разжигании розни и о клевете.
Делать это необходимо — еще и потому, что даже бездарная пропаганда
воздействует на способность людей критически мыслить, возвращает их если не в средневековье, то в 30-е годы прошлого века. Люди могут поверить, что теперь так можно и даже нужно поступать с политическими противниками.
Как писал Сергей Довлатов: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?»