Было злободневно, стало прикольно
На модерации
Отложенный
24 октября 1939 года был основан Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Артиста, который для многих поколений наших людей стал эталоном злободневной сатиры. Но времена изменились. И к 70-летнему юбилею театра самой сатиры - во всяком случае, в телевизоре - практически не осталось. Да, телеканалы полны остротами на любой вкус: от шуток ниже пояса до вполне себе качественных бытовых приколов вроде передач "Шесть кадров" и "Женская лига". Еще жив КВН. Еще выходит "Городок". Появились ситкомы. И закадровый смех все громче. Прикольно, конечно. Но как-то все менее злободневно. "Неделя" встретилась с юмористами разных поколений, чтобы понять - над чем мы смеемся сегодня?Актер Роман Карцев: "Сатириков сейчас вообще нет. И сатиры нет"С одним из "наследников" Райкина по прямой - артистом эстрады Романом Карцевым - встретилась обозреватель "Недели" Ирина Мак.вопрос: Театр Райкина - это был потолок допустимой в СССР сатиры?ответ: Я называю этот театр императорским - выше у нас в жанре эстрады и театра миниатюр не было ничего. Этот театр занимался образами, характерами, взаимоотношениями между людьми. Кстати, поначалу сатиры там было мало. Пожалуй, самым сатирическим спектаклем Райкина был "Светофор" Жванецкого 1967 года. По сравнению с тем, что Райкин делал раньше, это было очень остро...в: Как вы познакомились с ним?о: В 1962-м он приехал на гастроли в Одессу. А у нас был свой театр миниатюр, студенческий. Мы показали ему спектакль "Я иду по улице", написанный, конечно, Жванецким. Я играл вора в трамвае.в: Удачливого?о: Да. Когда его поймали, он сказал: "Я на другую линию перехожу". Аркадий Исаакович посмотрел - и пригласил к себе. В 1963-м я, Мила Гвоздикова и Витя Ильченко приехали в Ленинград. А через год к нам подключился Жванецкий.в: Как вы после Одессы оценили уровень местного юмора?о: Местный юмор весь был у Райкина - он олицетворял собой советский юмор. У него в театре были хорошие ребята: Рудаков и Нечаев, конферансье Гаркави, но это все была эстрада. А Райкин был между Товстоноговым и эстрадой.в: Правда, что его терпеть не могли ленинградские власти?о: Еще как! Романов, глава ленинградского обкома, его ненавидел. Поэтому все спектакли Аркадий Исаакович сдавал в Москве, чтобы Романов уже ничего не смог сделать, а потом вез их в Ленинград.в: Сегодня Райкина воспринимают как первого артиста, позволившего себе "покуситься на святое". А сегодня на сцене есть по-настоящему остроумные сатирики?о: Сатириков сейчас вообще нет. И сатиры нет. Только Задорнов поливает Америку.в: Как в анекдоте: "Я тоже могу встать на Красной площади и сказать, что Рейган - дурак"... А может, теперь этот жанр просто не нужен?о: Как это не нужен? Я только что вернулся из Ухты - играл сборную программу из разных лет. "Государство и народ" Жванецкого, написанное лет 20-30 назад, звучит, как будто только что сочинено. Нет, все нужно. Просто у нас эталон - то, что показывают по ТВ. А меня вы разве часто видите по телевизору? Только старые вещи.в: Говорят, что Райкин в театре был единственной звездой, все остальные - свитой.о: Формально театр был государственный, на самом деле - практически частный. Все решал он. Квартиры, зарплаты, кто поедет в Англию... Да, мы все работали на него, а он был в центре, но так и должно было быть. Как футболе: есть в "Челси" главный бомбардир Дрогба, и все на него играют. Он не один великий, но он лучше всех.в: С Райкиным можно было спорить?о: Я спорил, даже уходил из театра. Мы с Витей, репетируя "Светофор", импровизировали, для нас это было обычно. А Аркадий Исаакович злился и на одной репетиции подошел:- Вы думаете, это смешно?- Думаю, да, - я всегда выскакивал со своим мнением.- Может, вы понимаете больше меня?- Ну, может быть.После этого я и ушел. А потом вернулся. Навсегда мы ушли от него в 1969-м: Миша, Витя и я. Райкин это пережил. Взял новых актеров и работал. У нас сохранились хорошие отношения, он нас приглашал, предлагал вернуться. Но на сцене я его больше не видел. Хотел запомнить 50-летним.в: Имя Райкина открывало все двери?о: Не все. Он лет 15 пытался перебраться в Москву, никто его и слушать не хотел. А нужно же было дать квартиру ему и еще квартир 20 артистам. И он позвонил помощнику Брежнева, а тот уже был совсем плох. Генсеку сказали: "Вот, Аркадий Исаакович, воевал на Малой Земле". Райкин бывал там с фронтовыми концертами. И Брежнев его принял. Сказал: "Аркадий, - м-м-м - у вас ко мне какая - м-м-м -просьба?" Райкин ответил, что у него дети в Москве, внуки, он бы хотел перебраться. Брежнев позвонил Гришину: "Ты знаешь такого артиста Райкина?" - "Конечно, Леонид Ильич". - "Я его к тебе отправлю, ты ему все сделаешь". И этот вопрос был решен. Потом встал другой, о зале. Ему хотели отдать бывший кинотеатр на Садовом кольце, но не сложилось, в итоге он пробил кинотеатр "Таджикистан", в котором теперь "Сатирикон". Я играл там и могу сказать, что сцена очень тяжелая. Костя (Константин Райкин, худрук театра "Сатирикон", сын Аркадия Райкина. - "Неделя") - великий человек, что столько лет там играет, - зал глухой, реакции не слышно совсем.в: Вы поддерживаете отношения с Константином Райкиным?о: Да, вот он мне прислал приглашение на юбилей.в: Пойдете?о: Еще не знаю: я 24 октября должен в Ростов лететь. Может, успею 26-го, на капустник в Барвихе, думаю, будет интересно.в: Вы считаете себя учеником Аркадия Райкина?о: Конечно! Мы все трое - я, Витя и Миша. Подумайте: взять молодых ребят из самодеятельности из Одессы... Мне было 22 года! У меня акцент был. Мы ему всем обязаны. Мы вышли из него...Актриса Галина Данилова: "Нам нравится то, что мы делаем"Комическая миниатюра теперь называется просто "скетч". Один из главных представителей жанра - программа "Шесть кадров", участники и создатели которой вышли из "Сатирикона" и КВН. Корреспондент "Недели" Наталия Киеня связалась с ее сценаристом Виталием Шляппо и актерами Федором Добронравовым и Галиной Даниловой, чтобы узнать, что они думают о российском юморе.вопрос: Как вы попали на ТВ?ответ: После того, как я ушла из "Сатирикона", меня пригласили на кастинг скетч-шоу. До этого такого формата у нас в стране не было. Первые выпуск
и мы снимали в 2005 году для РЕН ТВ, и программа тогда называлась "Дорогая передача!". А затем наш продюсер Вячеслав Муругов перешел работать на СТС и забрал нас с собой.в: "Шестикадровый" образ не мешает в некомической актерской работе?о: Зачастую режиссеры на кастингах спрашивают меня: "Вы понимаете, что у нас серьезный проект и шутить не надо?" Но так говорят, как правило, не очень умные режиссеры.
А умные понимают, что характерная актриса может работать и в комедии, и в трагедии, и в драме.в: Что отличает российский юмор от советского?о: В советские времена было больше сатиры. Сейчас преобладает юмор. Он бывает разный: тонкий, плоский, "черный", "ниже пояса". Но мне кажется, хорошо, что он в любом случае добрее сатиры.в: Нам правда так нужен юмор "ниже пояса"?о: Совершенно не нужен. Зрителя надо поднимать до определенного уровня, воспитывать его, а не идти на поводу. Не смеяться над голой попой просто как над голой попой. Наверное, и это бывает смешно, но в определенном контексте.в: В "Шести кадрах" иногда реализуются сценарии анекдотов. А у вас есть любимый анекдот?о: Наши истории пишутся авторами специально. У нас есть редакторы, которые строго отслеживают каждый скетч. А анекдоты мы не снимаем. Но любимые шутки, конечно, есть, и их очень много.в: Можете рассказать?о: Они почти все с матом.в: Мы можем звездочками закрыть.о: Тогда будет неинтересно. Впрочем, Федя Добронравов недавно рассказал мне один анекдот. Приходит подчиненный к начальнику: "Семен Семеныч, мне кажется, мне нужно поднять зарплату" Начальник: "Вы что, теперь стали еще больше ничего не делать?"Актер Федор Добронравов: "Люди до сих пор смотрят и Чаплина, и Райкина"вопрос: Вы работаете в "Шести кадрах" со времен "Дорогой передачи"?ответ: Мы все работаем в "Шести кадрах" с тех пор. До этого я служил в "Сатириконе", а сейчас - в Театре Сатиры.в: Во время съемок скетчей вам бывает смешно?о: Мне всегда смешно на съемочной площадке. Бывают по-настоящему забавные скетчи, бывают - не очень.в: Комический образ не мешает вам в серьезной актерской работе?о: Не знаю, время покажет. Я боюсь этого, несмотря на то, что сыграл довольно много серьезных ролей: например, прошлым летом мы сняли "Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем". У меня есть много военных картин.в: Как вы считаете, российские шутки отличаются от советских?о: Нет, юмор во все времена одинаков. Мы до сих пор смотрим и Чаплина, и Райкина. А вот по сравнению с Западом мы больше смеемся над собой, как мне кажется.в: С телеэкрана на нас изливается масса шуток "ниже пояса". Нам они правда так нужны?о: Не нужны. Но они проще. Я думаю, людей надо все-таки учить так же, как высокому искусству, высокому хорошему юмору. Чтобы человек задумывался, а не просто смеялся.в: Что для вас стало школой в плане комической миниатюры?о: Я не знаю. Я живу так, наверное.Сценарист, креативный директор СТС Медиа Виталий Шляппо: "Мы все вышли из КВН"вопрос: Что вы берете за основу сюжетов для скетчей?ответ: Типичные ситуации, которые происходят с людьми в жизни. Технология такова: у нас есть место - ресторан, химчистка, банк. Надо войти в этот банк и за день снять определенное количество скетчей. И вот мы сидим и фантазируем.в: Бывает так, что на помощь приходят анекдоты?о: Нет, наоборот. Если кто-то говорит, что ситуация похожа на анекдот, она сразу отметается. Правда, иногда мы воссоздаем анекдот, не зная об этом. К тому же передача существует 5 лет, и многие скетчи уже сами стали анекдотами. Тем более их так часто показывают.в: Почему вы стали заниматься комической миниатюрой?о: Мы все вышли из КВН. Короткая шутка недалека от того, чем мы занимались там. Когда мы начинали делать "Шесть кадров", писали все сценарии сами. Сейчас есть авторские группы, а мы ими руководим. Ведь мы делаем еще и ситкомы.в: А новые ситуации в "Кадрах" будут?о: Не вышло в эфир около 30 программ. Они уже написаны, но не сняты. Будет, например, бюро частного детектива. Но вообще за время существования передачи мы не побывали разве что на космическом корабле. Тяжелее всего было снимать скетчи про партизан в лесу в октябре. Очень холодно.в: Шутки из передачи идут "в народ"?о: Недавно Федю Добронравова остановил гаишник. Посмотрел документы и отпустил, сказав: "Не такие уж мы и дураки".Актер Юрий Стоянов: "На экранах должен быть разный юмор"вопрос: Вас не огорчает, что "Шесть кадров" забили "Городок" - если не умением, то числом точно?ответ: Вообще, у нас абсолютно разные жанры. В "Кадрах" главенствует реприза и гэг, а у нас актерская работа. В итоге получается принципиально различный продукт, хотя актеры в этой передаче тоже замечательные. Федор Добронравов, например. А что касается рейтинга, то это вопрос философский. По моему убеждению, рейтинг "Городка" начал падать еще в 1996 году. Программа получалась довольно скучная, треть сюжетов представляла собой экранизацию анекдотов. Как ни странно, но именно тогда, в 1996 году, мы и получили "Тэфи". Творческий коллектив адекватно среагировал на качество программы. Мы подобрали новых сценаристов, избавились от анекдотов, и рейтинг снова поднялся. Далее нашелся новый ход. Мы стали снимать скрытой камерой - рейтинг "Городка" снова взлетел. К 2003 году на экране появилось множество подобных продуктов, причем постановочных. Сперва зрители стали путаться в них, а потом просто устали. Мы опять нашли новый ход: стали делать "маленький городок" - то есть фактически в эфир выходили две передачи. Нынешний рейтинг тоже нельзя назвать плохим. Если бы передачу никто не смотрел, телеканал от нее попросту отказался бы.в: Как вы относитесь к тому, что создатели некоторых юмористических программ копируют ваши сюжеты?о: А как к этому можно относиться!? Только с юмором. В одной из "скрытых камер", к примеру, вчистую пересняли сразу три наших истории. Если честно, смотрел и веселился. Неужели они считают, что мы стали классиками и нас уже никто не помнит!? Были заимствования, кстати, и в "Шести кадрах". О нынешнем кризисе там вышел такой же сюжет, как у нас о дефолте 1998 года: коммерсант раздает деньги нищим, а затем встает рядом с ними с протянутой рукой. Сейчас это вновь актуально.в: Какие еще передачи смотрите?о: "Большую разницу", "Прожекторперисхилтон" и "КВН". Нравится все, но больше всего "КВН". Обожаю смотреть, как люди придумывают шутки на ходу. У них другой способ шутить и другой склад ума.в: А "Комеди Клаб" нравится?о: Да. Я, кстати, был первым, кто поддержал ребят после того, как на них обрушилась критика. Еще раз хочу сказать: на экранах должен быть разный юмор. Если из анекдота убрали нецензурное слово или слово "жопа" и при этом никто не засмеялся, анекдота нет. На дорогах должны быть и автобусы, и троллейбусы, и автомобили, но и концепт-кары имеют право на дорогу.
Комментарии