Вся российская гражданская и военная промышленность в Ле-Бурже была представлена 37 компаниями в двух павильонах общей площадью около квадратного километра. И сиротливым «суперджетом», конечно же
Только Superjet 100 в бессменной сине-голубой ливрее с надписью «Interjet» неизменно присутствует на выставках Европы с 2009 года. Да и то только потому, что в его разработке принимала участие чуть ли не половина европейских предприятий. Например, французские Thales и PowerJet создавали авионику и двигатели, а американская B/E Aerospace – кислородную систему. Тем временем вице-премьер России Дмитрий Рогозин периодически вслух мечтает, как исконно российский Superjet своими неоспоримыми преимуществами завоюет гражданское небо Европы. Хотя из европейцев на покупку двух лайнеров решилась пока только швейцарская авиакомпания Comlux. Но и та твердого контракта с 2011 года пока так и не подписала.
То, что французский авиасалон, на котором СССР присутствовал еще с 1957 года, на этот раз прошел для России, правопреемницы Союза, совсем блекло (еще в 2013 году во Франции впервые показали истребитель Су-35С, учебно-боевой самолет Як-130 и ударный вертолет Ка-52), в «Ростехе» объяснили изменением «маркетинговой политики». Впрочем, не удосужившись даже толком объяснить, в чем именно это изменение заключается. В итоге вся российская гражданская и военная промышленность в Ле-Бурже была представлена 37 компаниями в двух павильонах общей площадью около квадратного километра. И сиротливым «суперджетом», конечно же.
Чуть больше ясности в «изменение маркетинговой политики» внес министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Он назвал выставку «дежурной» и рассказал, что еще до открытия салона в Ле-Бурже «коллеги постоянно шептались и стращали: вы знаете, если вы технику привезете, мы ее арестуем». Такое заявление министр сделал вскоре после того, как Франция и Бельгия заявили о намерении арестовать российское имущество. В итоге россияне в Ле-Бурже лишь похвастались тем, что могут переделать учебно-боевой самолет Як-130 в штурмовик (при условии, что этого захотят покупатели), что заключили якобы первый контракт на поставку кому-то ударных вертолетов Ка-52 (кому, неизвестно, да и контракт не первый: такие вертолеты в 2013 году купил Ирак), что готовы до конца года продать Китаю истребители Су-35С (Пекин давно на них нацелился, правда, скорее всего, нужны они Поднебесной лишь для копирования).
Посетители на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015»
Зато, по случайному (или не случайному) совпадению, в подмосковной Кубинке в эти же дни состоялся форум «Армия-2015», откуда президент России Владимир Путин «посылал НАТО четкий предупреждающий сигнал». На открытии форума он с ходу заявил, что в 2015 году российские Ракетные войска стратегического назначения получат более сорока межконтинентальных баллистических ракет, «которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны». Это в первую очередь намек США, активно развивающим систему противоракетной обороны с позиционными районами в Европе.
Российская авиационная промышленность Европе, мягко говоря, неинтересна
Кроме того, на форуме чиновники рассказывали, как ищутся иностранные покупатели для новых танков Т-14 на базе универсальной платформы «Армата», как обновляются Вооруженные силы, сколько техники будет поставлено в войска до 2020 года и как универсальный десантный корабль «Прибой» (одна из разработок Невского проектно-конструкторского бюро) заменит так и не полученные от Франции «Мистрали». И это тоже можно расценивать как сигнал США, Европе, НАТО и всем остальным, «кто не с нами», – мол, у самих револьверы найдутся.
Все эти заявления вполне объяснимы – во-первых, в условиях экономических санкций принято бодриться и демонстрировать недругу свои неувядаемые мускулы. Во-вторых, российская авиационная промышленность Европе, мягко говоря, неинтересна. А та ее часть, что занимается производством военной техники, и подавно. Даже те немногие из европейских операторов советско-российской военной техники (Венгрия, Чехия, Словакия, Финляндия, Польша и еще пара стран) предпочитают ее либо продавать с аукциона, либо списывать на металлолом, либо ремонтировать и модернизировать. Модернизировать на Украине, в Чехии, в Польше. Но не в России.
Ракетный комплекс «Искандер», представленный на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».
Reuters / Sergey Karpukhin
И зачем тогда метать бисер? Когда Белоруссия заявила о желании купить зенитно-ракетные комплексы С-400, Китай – истребители Су-35С, Иран – комплексы «Антей-2500», а в Индонезии тем временем проводится тендер на поставку боевых самолетов, на который Россия намерена предложить Су-35.
Во многом благодаря именно Азии и Востоку российский военный экспорт на протяжении последних нескольких лет постоянно растет. В прошлом году страна экспортировала вооружений и военной техники на сумму более $15 млрд. Портфель иностранных заказов на российские вооружения к середине 2015 года составил около $40 млрд. Доля США и Европы в общем объеме военных поставок мала. Так что Ле-Бурже может идти своим чередом – России он, по существу, уже не нужен. Тем более чтобы возить туда натурные образцы техники. И такое решение явно было принято давно. Просто в этом году брошюрное, даже дежурное участие России в авиасалоне было специально выставлено напоказ, ловко вплетено в политику и в посылание сигналов.
В воскресенье во французском Ле-Бурже завершается очередной авиасалон, на котором ведущие мировые компании традиционно представляют достижения своей технической мысли. Однако российская авиастроительная промышленность в этом году была представлена на выставке лишь россыпью глянцевых брошюр и несколькими видеороликами на стендах. Да еще, конечно, гордостью отечественного авиапрома – пассажирским лайнером Superjet 100, сиротливо приютившимся среди недружелюбных аэробусов, «боингов», «фальконов» и прочих «бомбардье» с беспилотниками. Официальные российские лица уверяли, что все идет по плану, не нужны, мол, Европе наши военные достижения. И гражданские ее тоже мало интересуют. Дружить с западными странами Россия, по-видимому, не желает; Китай, Иран и Белоруссия – вот за кем будущее.
Вообще, в том, что российские предприятия не привезли в Ле-Бурже ничего материального, железного, такого, что можно было бы пощупать и восхититься, странного мало. Так происходит на протяжении последних вот уже лет пяти за редким исключением (иногда российские самолеты все же демонстрировались иностранцам, так сказать, в натуре). Вся продукция предприятий Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной двигателестроительной корпорации и прочих объединенных год за годом на иностранных выставках рекламируется и продвигается при помощи брошюр разной степени красочности и завлекательности.
Комментарии