Русский сепаратизм

Все мы хорошо представляем, что такое сепаратизм этнический. Сегодня множество европейских стран сталкиваются с реальной угрозой отделения части государства. Самые яркие примеры: Каталония, Баскония, Шотландия, Южный Тироль и многие другие. Весь ХХ век мир скорее тяготел к распаду крупных государств на множество малых, однако век XXI - й обещает стать веком ренессанса неоимперий - причём как региональных (ЕС, арабский мир, китайский мир), так и мировых (США - НАТО и Россия - славянский мир).

Национальная государственная обособленность внутри ЕС - скорее фетиш местных элит, нежели реальность геополитики. В условиях единой экономической и политической системы независимость государств скорее условна. Совсем иначе дело обстоит на постсоветском пространстве, где с 1991 года местными политическими элитами стимулировалась скорее дезинтеграция, чем объединение.
Само Содружество Независимых Государств - мертворождённая организация, призванная смягчить последствия "цивилизованного развода" стран СССР. И сегодня это уже давно чемодан без ручки - нести тяжело (да и неясно, зачем), а выкинуть жалко (СНГ - это выкидыш СССР). Большинство остальных организаций на постсоветском пространстве также пусты и декларативны - кто из политологов скажет без запинки, какие сегодня проекты реализует ГУАМ или Союзное государство?

Время идёт, и постсоветские элиты уходят в прошлое. Это случилось ещё не везде (Назарбаев, Лукашенко, Керимов, Рахмон), но неизбежно случится в скором времени. Фактически мы столкнёмся с новой фазой интеграции вне рамок СССР. Наиболее перспективным видится национальный союз восточных славян: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Однако, делая выбор в пользу славянской интеграции, мы должны понимать, что необходимо учитывать фактор национальных окраин - тех регионов России, где славяне не составляют большинства.
Это Ингушетия, Дагестан, Чечня, Тува, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чувашия, Калмыкия, Башкирия, Якутия и Татария.

Эти регионы дерусифицировались именно в последние годы, в советское же время в этих регионах русские либо составляли большинство (Якутия, Татария, Башкирия, Калмыкия, Чувашия), либо были весьма значимым меньшинством (Северный Кавказ). Тенденция устремлений русских в центр страны (Москва и большие города) ставит под вопрос будущую принадлежность национальных окраин - особенно в случае экономической нестабильности. Это необходимо учитывать.

Однако среди русских наблюдается и довольно редкий вид сепаратизма - квазинациональный. Будучи разбросанными по огромному пространству Евразии, русские обретали многие региональные различия, которые использовались различными силами в качестве идеи национальной идентификации.

Два главных успеха русского квазинационального сепаратизма в ХХ веке - создание украинского и белорусского народов, которые сумели даже оформить свою государственность. Успехом своим они прежде всего обязаны своему территориальному приграничному положению - "дружественная" поддержка соседей упорно помогала русским становиться белорусами и украинцами. При этом ещё каких-то 150 лет назад этот вопрос и вовсе не стоял.

Квазинационализм русских - главная опасность для целостности России и сегодня. Игры в создание сибирского языка, выделение отдельных славянских народностей энтузиастами (уральцы, сибиряки, поморы и др.) - всё это может быть бомбой замедленного действия.

К сожалению, сегодня мы не можем проследить последовательной национальной политики в России. А ведь именно национальный вопрос - главный вызов России в новом тысячелетии.