Китайская аренда земли в Забайкалье включает расселение китайцев на этой территории

Забайкальский край подписал с китайской компанией Zoje Resources Investment протокол о намерениях, согласно которому Китаю будет передано 150 тысяч гектаров земли для реализации совместного сельхозпроекта.

Ранее агентство FlashSiberia сообщило о том, что компания Zoje Resources Investment арендовала в Забайкальском крае 115 тысяч гектаров земли сроком на 49 лет. Cоответствующий договор о передачи земли между правительством Забайкалья и китайской компанией был подписан неделю назад, сообщил российский источник, знакомый с ходом переговоров.

Аренда залежных земель и пастбищ составит 250 рублей за гектар в год, общая сумма за 49 лет составит около 1,5 млрд рублей. В случае, если первый этап — с 2015 по 2018 годы — будет признан успешным, российские власти готовы отдать китайцам еще 200 тыс. га

В Пекине считают, что одной только передачи земли недостаточно. Россия должна изменить порядок перемещения и расселения китайцев на территории России. Такое условие сформулировал советник Китайского института международных стратегических исследований:

"Следует иметь в виду, даже если речь идет об использовании современной техники и оборудования для развития сельского хозяйства, все это довольно трудоемко. Жителей в восточном регионе РФ мало, чувствуется серьезная нехватка рабочей силы. Даже если привлекать ее в большом количестве с европейской части страны, это не только невозможно, но и требует увеличения оплаты труда в несколько раз. Поэтому если не решить юридическим путем вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи".

Советник считает передачу земли в Забайкальском крае лишь первой ласточкой, за которой должны последовать другие.

***

Нынешнее развитие Китая осуществляется за счёт будущих поколений, так как происходит масштабное ухудшение природной среды. КНР обладает всего лишь 9% мировых пахотных земель, хотя число китайцев, работающих в сельском хозяйстве, составляет 40% общего количества крестьян на планете. По данным 2011 года, общая площадь пахотных земель в КНР достигает почти 1,826 миллиарда му (1 му равняется 1/15 гектара). По сравнению с аналогичным показателем за 1997 год, пахотные территории сократились на 123 миллионов му.
 
Процесс урбанизации, строительство объектов транспорта и инфраструктуры приводит к сокращению пахотных земель. Сокращение площади пахотных земель в Китае приближается к «красной черте», установленной правительством в 126 миллионов гектаров. В КНР не останавливается рост спроса на зерно и другие сельскохозяйственные культуры. Поэтому площадь пахотных земель необходимо удерживать и даже расширять, чтобы обеспечить национальную продовольственную безопасность на должном уровне.
 
Понятно, что при таком положении вещей в КНР крестьянам просто негде развернуться. Новая правительственная программа Китая поощряет компании, покупающие пашни за границей: так одновременно решаются две проблемы – увеличивается поставка продуктов и уменьшается крестьянская безработица. Уже в 2007 году Китай импортировал 60% всей потребляемой в стране сои, а сейчас ведёт активные переговоры с Бразилией о покупке земель под соевые культуры. Ведутся переговоры и в других странах Южной Америки и Африки, где земля наиболее дёшевая. А прямо под боком у китайцев огромные просторы России, прежде всего, Сибири и Дальнего Востока. По данным Всемирной продовольственной программы, Россия обладает самыми большими в мире резервами земель, пригодных для обработки и находящихся в залежном (неиспользуемом) состоянии.
 
По информации китайского интернет-СМИ xilu.com, в последние несколько лет администрации субъектов Федерации российского Дальнего Востока отдали Китаю в аренду значительные по территории участки пахотных земель. Например, в Еврейской автономной области Народному правительству провинции Хэйлунцзян передано в аренду 430 тысяч гектаров пахотных земель. Народное правительство уезда Дунин города Муданьцзян провинции Хэйлунцзян арендует на российском Дальнем Востоке 150 тысяч гектаров пахотных земель.
 
Газета «Жэньминь Жибао» пишет: «Китайские овощеводы работают не только в северных районах России, но практически повсюду. На окраинах почти всех городов вдоль Байкало-Амурской магистрали работают китайские овощеводы. Некоторые китайцы взяли в аренду участки земли у российских владельцев, пригласили на работу китайских крестьян и специалистов по различным каналам».
 
Виктор Ишаев, в свою бытность полномочным представителем президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, не разделял восторженных оценок относительно методов хозяйствования китайских сельхозработников и выступал против крупномасштабной передачи Китаю в аренду пахотных земель на российском Дальнем Востоке. Ишаев говорил, что в России щадящая технология использования пахотных земель, позволяющая земле «отдыхать» в зимний период, в то время как в Китае земля используется интенсивно, применяется загущенный сев, что может нанести серьёзный урон российской земле.
 
Слова Виктора Ишаева подтверждаются фактами. Самый крупный в истории России ущерб сельскохозяйственным землям – 158 миллионов рублей нанесли китайские рабочие фирмы «Лунна» в Приморье. Сейчас по решению суда ущерб выплачивается, но превращенный пестицидами в труху гумусный слой на приморских землях будет восстанавливаться годами.
 
«98 процентов используемых китайцами удобрений попадают на территорию РФ незаконно», – утверждает начальник отдела земельного контроля управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Юрий Лакиза. –Специалисты лаборатории распознать их состав сразу не могут. Стало обыденным, когда мы находим в почвах никель, кадмий, свинец, цинк с превышением допустимых доз в полтора – два и больше раз.
 
В Россию попадают пестициды с неизвестными нашим специалистам названиями, не разрешённые к применению и часто просроченные. Только за прошлый год в Приморском крае изъято несколько десятков тысяч тонн не имеющих госрегистрации и не внесённых в Государственный каталог, неразрешённых к применению в РФ пестицидов и агрохимикатов.
Но ещё больше их попадает в почву.
 
В силах Россельхознадзора выписать арендаторам земель штраф и предписание с требованием ликвидировать нарушения. Но их никто не выполняет.
 
Отдельная тема отношений китайских земледельцев к рисовым полям. Каждый чек к посадкам нужно подготовить – оросить систему, дождаться, когда смешанная с почвой вода отстоится, и сбросить лишнюю. Но на практике граждане КНР сразу производят сброс водно-почвенной смеси. Сбросовые каналы озера Ханка, бывшие когда-то глубиной до 12 метров, сейчас почти полностью забиты. А на некоторых рисовых системах пахотный горизонт вместо необходимых 30 не превышает десяти сантиметров.
 
– Подсчитано, что с одного гектара смывается от трех до 12 тонн плодородного слоя почвы, – говорит Юрий Лакиза. – Возбуждаются административные дела, через суд расторгаются договоры аренды на землю, но принципиально ситуация не меняется.
 
Кроме того, в Приморье китайские овощеводы, работающие у местных фермеров, готовились высаживать непроверенные на ГМИ (генетически модифицированные источники) семена. При осмотре расположенного в полукилометре от окраины села Полтавка полевого стана китайских сельскохозрабочих, а также жилых помещений, было обнаружено 3 килограмма семян помидоров, огурцов, перца и других сельхозкультур. Все семена не имели документов, удостоверяющих их качество, также они не проходили и проверку на генно-модифицированные источники. По предварительным подсчётам, семян хватило бы на засев более чем одного гектара земель.
 
В Хакасии один пенсионер – в прошлом старший научный сотрудник Хакасской сельскохозяйственной опытной станции Валентин Ананьев — стал свидетелем фантастического эксперимента с чудодейственной жидкостью. С вечера работники китайских теплиц помещают в специально оборудованную яму зелёные помидоры, посыпают их каким-то порошком и заливают водой, а утром вынимают красные томаты. Причём, в Новосибирском институте органической химии не смогли определить формулу этого вещества.
 
Летом 2012 года разразился скандал в Читинском районе: совместная проверка прокуратуры района и специалистов краевого управления Россельхознадзора провели проверки в овощеводческих хозяйствах. В хозяйствах «Сяо-Лун», «Фаворит», «Красный восток» для исследования были отобраны образцы химических веществ с маркировкой «произведено в КНР», а также почвенные образцы. По первым полученным результатам, препараты, которые использовали китайские садоводы, не внесены в государственный каталог пестицидов и ядохимикатов, разрешённых к применению на территории России. Отмечены факты захламления земель сельскохозназначения. К тому же, установлено, что отобранные почвенные пробы по предельно допустимой концентрации остаточных веществ не соответствуют ГОСТу. В частности, в хозяйстве «Фаворит» замечены превышения по содержанию мышьяка и свинца.
 
В июле этого года Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю выявило факты продажи в Чите китайских овощей и фруктов под видом узбекских.
 
В начале мая 2011 года в Экспертном управлении администрации президента России прошло совещание по вопросу аренды земли китайцами в регионах страны. Ситуация оказалась непростой. На совещании говорили о том, что «сданная в аренду земля, – а китайцы, как правило, берут её в краткосрочную аренду – хорошо плодоносит пару лет и даёт рекордные урожаи. Но когда гастарбайтеры съезжают, на той земле уже не растёт ничего, даже сорная трава. Земля превращается в какую-то серую пыль. И количество таких земель всё растёт, что начинает вызывать тревогу. Причём специалисты не могут понять, что делают китайцы с землей. Удалось лишь выяснить, что удобрения для арендованных земель они завозят исключительно из Китая».
 
Не является секретом, что русские фермеры, сдающие свои земли в аренду китайским компаниям, стараются максимально «отжать» деньги в минимальные сроки и не следят за способами обработки земель и продукции. Бизнес для россиян весьма выгодный. Владелец земли не тратится ни на что: китайцы завозят технику, семена, удобрения. Живут там, где и работают, – в землянках, палатках, шалашах. В настоящее время договоры на работу заключаются менее чем на год, в этом и есть уловка: такие договоры не подлежат регистрации в Росреестре, и, как вариант, можно совсем не платить за аренду земли. Более того, владелец земли ещё умудряется выхлопотать субсидии на ГСМ или льготы по налогам.
 
А вот выращенный в России урожай риса, кукурузы и сои полностью отправляется в КНР. Где, по отчётам китайского Института почвы и удобрений, одна пятая пахотных земель КНР сильно загрязнена выбросами промышленных предприятий, мусором, пестицидами, тепличной пленкой, химическими удобрениями. Теперь они в этом помогают нам.
 
В некоторых регионах принято решение не выделять квоты на китайскую рабочую силу для работы в сельском хозяйстве. Но объективности ради надо сказать, что это – не решение проблемы. Никто не даст гарантии, что гастарбайтеры из стран Центральной Азии не будут хозяйствовать так же, как и китайцы. Земля им не принадлежит, а желание быстро сделать большие деньги присуще представителям всех национальностей. Никто также не поручится, что после уезда китайцев местные жители дружно займут их место. Не стоит уповать и на программу переселения соотечественников из-за рубежа. Наши соотечественники, русские по национальности, проживают в бывших республиках СССР, как правило, в городах и занимаются, в основном, высококвалифицированным трудом. Ожидать, что они сменят Алматы или Вильнюс на забайкальское село, мягко говоря, не стоит.
 
С одной стороны, перед страной, и Забайкальским краем, в частности, стоит задача обеспечения себя продуктами питания за счёт собственного производства. С этой целью в крае инициировано создание агроиндустриальных парков. Очевидно, что во многом агроиндустриальные парки завязаны на Китай и китайскую рабочую силу. Не повторить чужих ошибок, не допустить порчи земли, накормить себя, дать работу не только китайским крестьянам, но, прежде всего, местному населению и отправить ещё что-то на экспорт – задача сложная, близкая к невозможной. 
Источник