Трита в колодце
На модерации
Отложенный
Рыжим волком по небу луна плывет.
Отражаются звезды в глубине вод.
И луна плывет в глубине вод,
Тишина дышит, рассвет встает.
Я в колодце сижу, а вода темна.
Я не помню братьев своих имена.
Здесь вода темна. Я забыл имена.
Я до крови кричу, а вокруг - тишина.
Я глаза закрыл. То ли явь, то ли сон:
Предо мною дышащий огнем дракон.
Я его - копьем, он меня - огнем,
То ли он во мне, то ли я в нем.
Это было завтра или будет вчера,
То ли сон, то ли явь: стоит гора.
А может это женщина, а не гора?
Или храм на горе? Или сад с утра?
Его стены - прозрачны. А может их нет.
Изнутри струится золотой свет.
Я вхожу внутрь, в золотой свет…
Он проходит насквозь, а меня - нет.
Это храм, или женщина, или я в ней.
Мы были вместе среди корней
На дне колодца. Вода темна.
А со дна желтой рыбой всплыла луна.
Она сказала: "Летим?" И я ответил: "Да!"
Вода была не просто, а живая вода.
Мы посмотрели вверх и полетели туда.
И сквозь прозрачное тело светила звезда.
Это было через тысячу лет.
Цветущий сад. Дождь. И сквозь все - свет.
На горе был храм и мы жили в нем.
Это был наш золотой дом.
Но я вспомнил как рыжая дрожала луна.
Как дышала в колодце моем тишина.
И я вспомнил несчастных братьев моих.
Их имена и лица их.
И я вернулся!
_____________________________
Комментарий:
Стихотворение написано по мотивам знаменитого 105 гимна I мандалы "Ригведы", одного из древнейших текстов человечества, созданного арьями на пути из Европы в Индию (примерно во II тысячелетии до н.э.)
В этом гимне в очень неясной форме, отражена история персонажа по имени Трита (в переводе с ведического санскрита - "Третий").
Более детально и ясно эта история разрабатывается в другом великом древнеиндийском памятнике "Махабхарате". А история эта такова:
Некий риши (поэт) Трита был брошен своими жадными братьями в колодец. Из глубины колодца ему видно небо, и он обращается к богам с просьбой о спасении. Чтобы спастись, он мысленно совершает жертвоприношение Сомы, после чего бог Брихаспати спасает его послав к нему волшебную птицу Гаруду, которая выносит его не поверхность. Сома, кстати, это такой загадочный волшебный напиток, который пили боги. Индийцы сами уже не знают что она собой представляла. Скорее всего это наркотическое питьё сделанное то ли из мухомора, то ли из эфедры. Индийцы, однако, считали её напитком жизни.
Этот самый Трита родственен герою русских сказок Ивану Царевичу, который тоже является третьим сыном, в некоторых сюжетах третируем старшими братьями, побеждает хтоническое чудовище (Змея горыныча, Водяного царя, Кощея), брошен коварными братьями в колодец, откуда попадает в подземное царство, где добывает «живую воду» (русский аналог упомянутой сомы) и выбирается оттуда с помощью Жар-птицы(или волшебного коня) да ещё выводит оттуда свою, пленённую, жену Марью Моревну. .
Повествование в гимне ведется в основном от лица самого Триты. Индийцы при этом считают автором гимна бога со схожим именем Трита-Аптья (в пер. Третий Водяной). Думаю, что они всё перепутали и это один и тот же персонаж. Как и русский Иван Царевич, третий сын, и иранский третий сын Траэтаона. )))
Комментарии
http://scriptures.ru/vedas/rigveda01_094_115.htm
На странице надо найти (где-то в середине) такой заголовок:
I, 105. Ко Всем-Богам – Трита в колодце
Мотивы могут быть разные, а итог один - бегство от реальности в Страну вымысла.
И чем вымысел загадочнее или даже страшнее, тем меньше желание изменить реальность, мол, и так - хорошо.
P.S. Теперь понятно почему именно Индия не согласилась с русским вариантом проекта создания БРИКС.
НО, АВТОРУ + ЗА СМЕЛОСТЬ!
эта схожесть давно известна. И связывается, чаще всего с общностью происхождения, с общими индо-европейскими корнями. Сходство Триты с другими индоевропейскими "третьими сыновьями" замечена до меня. Как и некоторое сходство этой истории с историей библейского Иосифа.
спасибо Инне за приглашение, а то бы не увидела!)))))))))
О единых истоках фольклора писалось уже неоднократно, есть сравнительные анализы текстов древних эпосов ... Но занятие это безусловно неисчерпаемо интересное.
Спасибо за пост.
Ностальгическое послевкусие - это не иначе, как генетическая память.
А фольклорная, и вообще культурная, компаративистика - это одно из самых интересных занятий на свете. И действительно, неисчерпаемое. Солидарен.
А проблемам этим горааааздо более четырёх тысяч лет.
Спасибо.
Спасибо.
http://marach.ru/music/album1/track03.mp3
Исполнение, конечно, варварское. Аккомпанемент ещё ужасней.
Но, мне самому нравится. )))))
Впрочем, такое качество, в общем-то было задумано.
Как своего рода протест против приглаженности попсы.
По-моему, получилось, кажется, немузыкально, но зато есть драйв.
Но, в общем-то можно найти много аналогий в мировом эпосе с русскими сказками. А если они пришли из Новгорода, то это вообще может быть сборник славянских, скандинавских, германских и т.д. (много еще каких).
Комментарий удален модератором
Указание на родство само по себе не содержит хронологии. Можно сказать: внук родственник деду. Можно сказать: дед родственник внуку. Из второго суждения отнюдь не следует, что внук старше деда. Так что в моей фразе нет передёргивания хронологии, в ней вообще хронологии нет.
На самом деле, трудно говорить о "возрасте" обоих персонажей. Просто у них общий индоевропейский "предок", то есть некий древний мифологический образ, который со временем, после разделения индоевропейских народов у арьев преобразовался в Триту, а у Русских в Ивана Царевича, и ещё несколько "младших сыновей", в т.ч. в Ивана Дурака.
Родство устанавливается через наличие общей схемы. Третий сын - преследование братьями - путешествие в царство мёртвых - волшебный помощник - победа над хтоническим чудовищем - приобретение волшебных предметов - спасение женщины - воцарение.
В разные времена у разных народов эта схема переосмысливалась, что-то терялось, что-то добавлялось, но при всех трансформациях она дожила до наших дней.
Если дойдут руки, я как-нибудь напишу большую статью в ТМВ об этом. Это очень интересно.
Комментарий удален модератором
По-моему, ты на воду дуешь.
Автору, огромное спасибо!
это одна из величайших книг в мире.