Альтернатива - "Русский мир" или Цивилизованный
«Юношам — образование, а не безымянные могилы на Донбассе»
Репортаж с митинга в защиту образования и науки
Фото: Георгий Малец | Йод
На Суворовской площади прошел митинг «За науку и образование» и в защиту фонда «Династия», организованный московскими учеными. Специальный корреспондент «Йода» Иван Чесноков послушал, что говорили на митинге, какие решения предлагали и как отличились провокаторы.
За 20 минут до начала митинга пришло около 100 человек: кто-то сидел в тени под деревом, кто-то прогуливался по периметру площадки около памятника Суворову. В 14:00 к нему подошли уже 500 человек, а в течение следующего получаса число участников митинга увеличилось до 2,4 тысяч (по данным организации «Белый счетчик»). Приходили пожилые люди, родители с детьми, студенты московских вузов.
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Доцент кафедры прикладной математики МИИТА Георгий Эпштейн живет недалеко от площади Суворова и преподает математику почти 50 лет. «С наукой дела плохи, и все, что делается [для того, чтобы было] еще хуже — меня это несколько беспокоит», — объяснил он свое присутствие на митинге. Эпштейн рассказывал, как сокрушался, что на семинары в лучших математических институтах Москвы «приходит шесть человек со средним возрастом за 60 лет». По его словам, на восстановление деградирующей науки в России могут потребоваться десятки лет.
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Когда начался митинг, Эпштейн оказался в толпе единомышленников — смеющихся, обсуждающих науку и политику, повседневные дела. Кто-то размахивал российским триколором.
Как известно, изначально митинг собирались провести в поддержку фонда Дмитрия Зимина «Династия», но около недели назад появилась информация, что Зимин просил не упоминать ни его фонд, ни свое имя. Поэтому, хотя участникам раздавали значки с эмблемой «Династии», у многих были плакаты общего содержания: «Научные волки нуждаются в финансировании», «Юношам образование, а не безымянные могилы на Донбассе», «Не для государства, а для жизни мы учимся». Люди приходили с книгами, изданными фондом «Династия», а также в футболках, вроде «Science is Google». Активисты собирали подписи за отставку главы департамента образования Калины. «Подписываем, подписываем!» — кричали они, тыкая в митингующих листами с подписями.
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Мужчина 50 лет держал в руках флаг Профсоюза университетских работников.
«Мы считаем, что наука и образование — основной ресурс развития России. И куда более ценный, чем нефть и газ, — говорил доцент ВШЭ Павел Кудюкин. — У нас идет общая политика на свертывание госфинансирования. Сейчас даже и частного. Государственные деньги забирают, а альтернативных вариантов не оставляют». Кудюкин грустно заметил: «Похоже, что этой власти ни наука, ни образование просто не нужны». По его мнению, единичные митинги на ситуацию не повлияют, но если они будут идти постоянно и с нарастающим количеством участников, то это приведет к смене общеполитической ситуации в стране, и будущая власть будет разумней.
Фото: Филипп Киреев
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Филипп Киреев
Фото: Георгий Малец | Йод
На сцену митинга, затянутую баннером «Нет науки — нет будущего», выходили выступающие: Алексей Захаров, преподаватель и кандидат экономических наук, Светлана Боринская, доктор биологических наук и популяризатор науки, астрофизик Сергей Попов, публицист Александр Архангельский. Ирина Прохорова заявила, что многие проблемы возникают, потому что люди внутренне ощущают идею поражению. «Нужно не защищаться, а наступать и доказывать, что просвещенные люди — фундамент общества и то, что составляет будущее страны», — сказала она.
По мнению Прохоровой, российское общество исторически испытывает огромное уважение к образованию, которое является одним из главных социальных лифтов в России. «Пока российское общество хочет быть образованным, не все еще потеряно», — закончила она свою речь. Затем на сцену вбежал главный редактор газеты «Троицкий вариант» Борис Штерн. «Наука медленно умирает, — энергично говорил он. — И то — медленно, потому что люди живут долго». Он упомянул Фонд «Династия»: «В ответ на закрытие [фонда] мы должны открыть новое общество, которое продолжит дело „Династии“».
Один из организаторов сообщества «Диссернет» Андрей Заякин вошел на сцену и начал рассказывать про математическую теорему Геделя о неполноте. Затем он перешел к теореме «не единогласного парламента» (если есть парламент, который голосует не единодушно и не отменяет своих предыдущих решений, то такой парламент можно склонить к любому решению). По мысли Заякина, российское общество пренебрегает лоббистской работой. Он просил бороться за закон об отмене статуса иностранного агента. Заявил, что каждый человек может написать письмо депутату Мосгордумы, оказывая публичное давление, и это будет более действенно, чем махать флагами на митингах. Известный ученый, академик РАН Владимир Захаров, говорил о реформе академии наук: «400 тысяч ученых могут развивать технологию и культуру страны. 50 тысяч из них — из академических институтов. Они в жалком положении, у них средняя зарплата 15 тысяч рублей. Но люди продолжают работать, у них другая мотивация. Чиновники ФАНО требуют от них открытий, но это бред. Ученым надо повысить зарплату, а вместо этого их стали сокращать, чтобы увеличить зарплату оставшимся». Кандидат физико-математических наук Григорий Колюцкий благодарил людей за то, что их пришло так много. Почти все выступающие так или иначе упоминали фонд «Династия». Две женщины стояли около сцены и периодически говорили друг другу: «Это наша страна, надо за нее бороться!»
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Георгий Малец | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Андрей Махонин | Йод
Фото: Георгий Малец | Йод
В конце оргкомитет зачитал резолюцию: в ней требовали большую государственную поддержку научных исследований, распространения научных знаний и просвещения; реального самоуправления и автономии в науке на всех уровнях образования; отмены срока давности для аннулирования фальшивых диссертаций, соблюдения академических свобод в школах и вузах, немедленного прекращения преследования научных, просветительских организаций, благотворительных фондов и других некоммерческих организаций с использованием ярлыка «иностранный агент» или аналогичных ему. Под громкие аплодисменты резолюцию приняли. На выходе с Суворовской площади студентка лингвистического отделения РГГУ Дарья сказала мне: «Мне понравилось, что на митинге озвучивали конкретные цели, и не было воды. Для меня, как для начинающего ученого, такие митинги — искорка, которая дает надежду».
Фото: Георгий Малец | Йод
Не обошлось и без провокаторов. После того, как в 16:00 объявили, что митинг (в котором участвовало около трех с половиной тысяч человек) закончен, к сцене выбежала женщина с книгой ученого Ричарда Докинза. Она закричала, что люди на площади Суворова занимались «богомерзкими делами», и разорвала книгу. Ее увели полицейские. Неподалеку стояла компания мужчин. Один кричал на участницу митинга: «Я православный политолог, а у вас тут — педофилы!» Какая-то женщина смотрела на расходящихся людей и приговаривала: «Это Майдан какой-то...»
Комментарии